Слайд 1Работа с текстом
1занятие
Твердохлебова Л.В. учитель русского языка и литературы
МАОУ
СОШ№1 г. Заводоуковска
2014год
Слайд 2Даниил хармс 1905 -1942
О Пушкине
Трудно сказать что-нибудь о Пушкине
тому, кто ничего о нем не знает. Пушкин великий поэт.
Наполеон менее велик, чем Пушкин. И Бисмарк по сравнению с Пушкиным ничто. И Александр I и II, и III просто пузыри по сравнению с Пушкиным. Да и все люди по сравнению с Пушкиным пузыри, только по сравнению с Гоголем Пушкин сам пузырь.
А потому вместо того, чтобы писать о Пушкине, я лучше напишу вам о Гоголе. Хотя Гоголь так велик, что о нем и писать-то ничего нельзя, поэтому я буду все-таки писать о Пушкине.
Но после Гоголя писать о Пушкине как-то обидно. А о Гоголе писать нельзя. Поэтому я уж лучше ни о ком ничего не напишу.
1936
Слайд 3Екатерина горбовская 1964год
Письмо в Сухуми Октябрь, 1983
Неужели Вы забыли,
Как мы ели чахохбили,
Как мы пили «Ахашени»,
Как Вы
встали на колени, На груди сложивши руки - Так - крестом,
Как отряхивали брюки, Встав потом...
Только что теперь об этом Вспоминать и говорить.
Я опять приеду летом - Можно будет повторить.
Слайд 4Умение учиться
Важнейший компонент- умения, позволяющие работать с учебными и научными
текстами и другими источниками информации(учебно-информационые), составляют основу познавательной деятельности, уровень
их развития –успешность обучения ребёнка.
Слайд 5требования
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и лишней информации;
свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического и официально-деловых стилей;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью(подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста(соответствие теме, жанру, стилю речи и др.
Слайд 6актуально
задача обучения не только извлечению информации, но и пониманию
прочитанного, включения его в личностный опыт обучающихся
Слайд 7 Исследования, начатые в 60-е г. 20 в. психолингвистами Л.П.
Доблаевым, И.А. Зимней, Г.Д.Чистяковой и др.
доказали:
способность понимать
научный текст не формируется спонтанно.
Слайд 8герменевтика
Понимание текста – интерпретация его смысла –выявление и реконструкция смысла
на основе обращения к личности автора( к его личному и
культурному контексту), а также смыслообразования, обнаружения личностных смыслов, требующих актуализации личного контекста понимающего субъекта.
Слайд 9Термин «герменевтика»
первоначальный смысл : искусство истолкования, учение об интерпретации текстов.
В философии Дильтея: наука о понимании как основе гуманитарного знания.
У Хайдеггера и Гадамера: основной принцип существования, состоящий в истолковании основных смыслов бытия.
Слайд 10Психолингвистика
понимание как компонент мышления, речемыслительный процесс, в основе которого лежат
мыслительные и речемыслительные действия и операции;
расшифровка общего смысла, который стоит
за непосредственно воспринимаемым речевым потоком;
Слайд 11Современный подход
речемыслительный процесс, осуществляемый как восхождение от содержания ( о
чём и что именно говорится?) на основе использования соответствующих способов
действия к смысловому плану текста и затем –
к личностному смыслу;
Слайд 12Уровни понимания
извлечение информации (о чём говорится и что именно?);
интерпретация информации
в авторском и культурном контекстах (смысл текста);
интерпретация информации в контексте
личного жизненного опыта обучающегося (личностный смысл);
Слайд 13ТИПЫ СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУ ФРАГМЕНТАМИ ТЕКСТА:
объект – характеристика (что это
такое? кто это такой?);
сравнительные отношения(что сравнивается? по каким признакам? что
общее и различное находит автор? какие выводы делает автор?)
причинные и аргументативные (что факт? причина? тезис? доказательства? что из этого следует?)
разные –противоречивые позиции;
Слайд 14І.1.Информация о сущностных характеристиках объекта
Найти фрагменты текста, в которых даётся
определение понятию или характеристика объекта, найти компоненты определения и формулировать
определение понятия на основе прочитанного текста, если в тексте это готовое определение отсутствует.
Создать текст, содержащий определение со ссылкой на источник ( передача чужой речи: прямая речь, косвенная речь; способы оформления ссылок и сносок.
Дать ответ на вопрос обобщённого характера на основе анализа описания объекта( готовая формулировка в тексте отсутствует).
Слайд 15І. 2. Информация, позволяющая сравнивать объекты:
найти сравнительные фрагменты в тексте;
определить
признаки, по которым происходит сравнение;
составить сравнительную таблицу, определить количество колонок
и строк, их названия;
создать текст сравнительного характера
( речевые обороты: сравнительная степень: шире, богаче, более важный; один учёный…считает, а другой…отрицает).
Слайд 16І .3.Информация об отношениях и связях между объектами (целевых, причинных,
результативных)
провести смысловой анализ текста: установить смысловые отношения между частями текста:
причинно - следственные, целевые, определительные и др.;
НАЙТИ названные СМЫСЛОВЫЕ ОТРЕЗКИ В ТЕКСТЕ, УСТАНОВИТЬ ИХ последовательность;
найти лишние в смысловом отношении предложения, фрагменты текста;
создать высказывание, отражающее смысловые отношения в исходном тексте. Для этого нужно владеть конструкциями типа: Причины этого явления учёный видит в следующем…
Слайд 17І.4.Информация о мыслительных операциях, производимых автором:
Определить мыслительные операции, подобрать соответствующие
им речемыслительные глаголы: автор думает, сравнивает…
Создать вторичный текст.
Слайд 18ІІ. Интерпретация смысла текста
выделить слова, в которых выражается авторская оценка
к тому, что он описывает;
определить по отношению к чему (каким
предметам речи) выражено оценочное отношение автора статьи;
определить характер оценки(положительная или отрицательная);какая именно дана( высоко оценил, признаёт целесообразность, или, наоборот, считает недостаточно оригинальным, проработанным, находит недостатки);
как относится автор к тому, о чём/ о ком говорит?
сформулировать кратко оценку, данную автором;
выбрать из готовых формулировок коммуникативной задачи текста или основную мысль;
сформулировать коммуникативную задачу текста;
сформулировать ответ на вопрос обобщённого характера(готовая формулировка в тексте отсутствует);
Слайд 19ІІІ. Присвоение полученного знания:
Уровни «принятия» позиции:
неосознанное принятие-непринятие: нравится, не нравится;
я думаю так же –я буду думать так же;
осознанное принятие
– непринятие: обнаружение собственных оснований для принятия –непринятия позиции, приведение аргументов;
осознание: что изменилось после знакомства с этой позицией в мировоззрении и почему: раньше я думал, что…, а теперь я думаю, что…
Слайд 20ВАЖНО:
чтобы результаты понимания на каждом этапе закреплялись ребёнком вербально :
умение говорить о чём-либо не возникает вдруг, оно выращивается постепенно:
от заученных «коммуникативных фрагментов» до свободного обращения с ними, выбора наиболее уместного варианта.
Слайд 21Модель высказывания о чужом
Автор –
глагол со значением речемыслительного действия
–предмет речи.
Для аннотации
Автор –
глагол со значением речемыслительного действия
–предмет речи.
Для реферата
Автор –
глагол со значением речемыслительного действия
–предмет речи
+ авторские суждения и оценка
Слайд 22Задания «смысла для меня»
Создание собственных оценочных высказываний, рефлексивных текстов(аргументация согласия/несогласия
с авторской позицией), проведение дискуссий со сменой ролей(защитник позиции/оппонент).
Слайд 23логика
освоение умений понимать текст – оформлять результаты этого понимания во
вторичных текстах(таблицах, планах, пересказах, аннотациях, развёрнутых или кратких выводах, рефератах)
– текстах рефлексивного характера, отражающих субъективно –личностный аспект понимания прочитанного (эссе, тексты, отражающие альтернативную позицию по отношению к высказанной автором, диалог с автором, автобиография, страничка из дневника и т. п.)