Слайд 1Основы философии
Тема 2
Ранняя греческая натурфилософия
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра философии
Слайд 2 Милетская школа: проблема единого первоначала
Проблема единства сущего
Проблема первоначала (архе)
Фалес: вода как первоначало сущего
Анаксимандр: апейрон как первоначало сущего
Анаксимен: воздух
как первоначало сущего
Гераклит: проблема изменчивости
Мир как вечное становление (генезис)
Элейская школа: иллюзорность изменчивости
Парменид: мир как единое, вечное и неизменное бытие
Парадоксы Зенона: обоснование элейской онтологии
Апория места (немыслимость пустоты)
Апории множества (немыслимость множества)
Парадокс делимости
Парадокс сложения
Парадокс счисления
Апории движения (немыслимость движения)
«Ахилл и черепаха»
«Дихотомия» (деление на два)
«Стрела»
«Стадий»
Иллюзии восприятия и мыслимая реальность
Слайд 3Милетская школа
Проблема единого первоначала
Милет
Слайд 4Милетская школа
Проблема единого первоначала
Фалес
(ок. 640-562)
Анаксимандр
(ок. 610 - ок. 540)
Анаксимен
(ок. 588
- ок. 525)
Слайд 5Милетская школа
Проблема единства сущего
Взаимопревращения веществ
свидетельствуют, что
за видимым многообразием
воспринимаемого мира
скрывается единое
первоначало.
Слайд 6Милетская школа
Проблема первоначала (архе)
Архе
(греч. αρχή, лат. principium) –
термин древнегреческой философии,
означающий
начало (принцип) как
1) исходную точку (отправной момент) чего-либо
(в пространственном и
временном смыслах);
2) начало как зачин или причину чего-либо;
3) начало как начальство (власть);
в специфически философском употребении –
4) онтологическое начало (первоначало) или
5) начало познания (гносеологический принцип).
Слайд 7Милетская школа
Проблема первоначала (архе)
Аристотель.
«Метафизика».
... большинство первых философов
считало началом то,
из чего
состоят все вещи, из чего как первого
они возникают и
во что как в последнее
они, погибая, превращаются, причём
сущность хотя и остаётся, но изменяется
в своих проявлениях, – это они
считают элементом и началом вещей.
И потому они полагают, что ничто
не возникает и не исчезает; <...> ибо
должно быть некоторое естество –
или одно, или больше одного, откуда
возникает всё остальное, в то время
как само это естество сохраняется.
Слайд 8Фалес
Вода как первоначало
Аристотель.
«Метафизика».
Относительно количества и вида такого
начала не все учили
одинаково. Фалес –
основатель такого рода философии –
утверждал, что начало – вода (потому он
и
заявлял, что земля находится на воде);
к этому предположению он, быть может,
пришёл, видя, что пища всех существ
влажная и что само тепло возникает из
влаги и ею живет (а то, из чего всё
возникает – это и есть начало всего).
Таким образом, он именно поэтому
пришёл к своему предположению,
равно как потому, что семена всего
по природе влажны, а начало
природы влажного – вода.
Слайд 9Милетская школа
Проблема первоначала (архе)
Философ
Первоначало
Фалес
Вода
Анаксимандр
Апейрон
(беспредельное,
неопределённое)
Анаксимен
Воздух
Слайд 10Анаксимандр
Апейрон как первоначало
Апейрон
(греч. άπειρον; от α, отрицательная приставка,
и πέρας, конец,
предел) –
термин древнегреческой философии,
обозначающий бесконечное (беспредельное)
и/или неопределённое.
Слайд 11Анаксимандр
Апейрон как первоначало
Диоген Лаэртский.
«О жизни, учениях и
изречениях знаменитых
философов».
Анаксимандр Милетский... учил,
что
первоначалом и основой
является беспредельное,
и не определял его ни как
воздух, ни
как воду, ни как
что-либо иное. Он учил, что
части изменяются, целое же
остаётся неизменным.
Слайд 12Анаксимен
Воздух как первоначало
Ипполит.
«Опровержение
всех ересей».
Анаксимен... полагал, что начало –
бесконечный воздух,
из которого
рождается то, что есть, что было и что
будет
Сгущаясь и разрежаясь,
[воздух] приобретает видимые различия.
Так, растекшись до более разреженного
состояния, он становится огнём;
в среднем состоянии возвращается
к [природе] воздуха; по мере сгущения
из воздуха путем «валяния» образуется
облако, сгустившись ещё больше,
[он становится] водой, ещё больше –
землёй, а достигнув предельной
плотности – камнями.
Слайд 13Гераклит
Проблема изменчивости
Милет
Эфес
Слайд 14
Гераклит
Проблема изменчивости
Как из единого получается многое,
из неизменного – изменчивое?
Гераклит
Мир как
вечное
становление
Слайд 15Гераклит
Мир как вечное становление (генезис)
Гераклит
(ок. 540 - 480)
Этот космос,
тот же
самый для всех,
не создал никто
ни из богов, ни из людей,
но
он
всегда был, есть и будет
вечно живым огнём,
мерно возгорающимся,
мерно угасающим.
Слайд 16Гераклит
Мир как вечное становление (генезис)
Первоначало по природе своей изменчиво: стихия
мира – огонь.
Мир вечен, но не неизменен: в нём всё
течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды.
Всё возникает через борьбу противоположностей.
Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу.
Слайд 17Элейская школа
Иллюзорность изменчивости
Милет
Эфес
Элея
Слайд 18Элейская школа
Иллюзорность изменчивости
Парменид
(род. 540/539)
Зенон
(ок. 490 - 430)
Слайд 19
Элейская школа
Иллюзорность изменчивости
Как из единого получается многое,
из неизменного – изменчивое?
Элеаты
Мир
как
вечное становление
Мир как вечное
неизменное бытие
Гераклит
Слайд 20Парменид
Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Бытие есть, небытия нет
Бытие
едино и неделимо
Бытие вечно и неизменно
Небытие немыслимо
Сущее не может быть
несуществующим,
не-сущее же не может существовать.
При допущении множественности бытия
придётся допустить бытие небытия.
Сущее не может ни возникнуть
из не-сущего, ни сделаться не-сущим.
Одно и то же – мысль
и предмет мысли.
Слайд 21Парадоксы Зенона
Обоснование элейской онтологии
Апория места (немыслимость пустоты)
Апории множества (немыслимость множества)
Парадокс делимости
Парадокс сложения
Парадокс счисления
Апории движения (немыслимость движения)
«Ахилл
и черепаха»
«Дихотомия» (деление на два)
«Стрела»
«Стадий»
Слайд 22Парадоксы Зенона
Обоснование элейской онтологии
Апория
(греч. απορία, затруднение, безвыходное положение;
от α, отрицательная
приставка, и πόρος, выход) –
понятие древнегреческой философии,
обозначающее трудноразрешимую
или неразрешимую проблему.
Слайд 23
Парадоксы Зенона
Апория места
Всё существующее
существует
в каком-то месте.
Место, если оно существует,
тоже
должно существовать
в каком-то «втором» месте.
Это «второе» место
должно существовать
в каком-то «третьем»
месте
и так далее до бесконечности.
Следовательно,
«пустое место», как что-то
отличное от того, местом чего
оно является, немыслимо.
Слайд 24
Парадоксы Зенона
Апория делимости
Если бытие делимо,
то каждая частица бытия
будет одновременно
и
бесконечно
большой
и
вовсе
лишённой
величины
(как делимая до
бесконечности),
(как результат
бесконечного
деления).
Слайд 25
Парадоксы Зенона
Апория сложения
Если бытие делимо,
т.е. состоит из частей,
то оно
будет
или
бесконечно
большим
или вовсе
лишённым
величины
(если его части
имеют какую-то
величину),
(если его части
величины
не имеют).
Слайд 26
Парадоксы Зенона
Апория счисления
Если существует
многое, то число вещей
должно быть одновременно
и
ограниченным
и
бесконечным
(так
как их
ровно столько,
сколько есть),
(так как между
любыми из них
есть другие).
Слайд 27
Парадоксы Зенона
Апория «Ахилл и черепаха»
Быстроногий Ахилл
никогда не догонит
медленно ползущую
черепаху,
так как прежде, чем догнать её,
он должен пройти то место,
из
которого она вышла,
и, таким образом,
черепаха всегда будет
находиться впереди Ахилла.
Слайд 28Парадоксы Зенона
Апория «Ахилл и черепаха»
Слайд 29Парадоксы Зенона
Апория «Ахилл и черепаха»
Слайд 30Парадоксы Зенона
Апория «Дихотомия»
Дихотомия
(греч. διχοτομία; от δίχα, на две части,
и τομή, сечение, разделение) –
1) деление целого на две части
(с возможным
последующим делением каждой из частей
на две подчасти и т.д.);
2) метод классификации, состоящий в
делении объёма понятия (класса, множества)
на два подчинённых взаимоисключающих
(противоречащих) понятия, суммарный объём
которых исчерпывает объём делимого понятия.
Слайд 31
Парадоксы Зенона
Апория «Дихотомия»
Ахилл вообще
не сдвинется с места
(как, впрочем, и
черепаха),
а прежде, чем пройти это
второе место, он должен пройти
место, которое
находится
на полпути между ними,
и так далее до бесконечности.
так как прежде, чем
добраться до любого места,
он должен пройти то место,
которое находится на полпути
между ним и первым местом,
Слайд 32Парадоксы Зенона
Апория «Дихотомия»
Слайд 33Парадоксы Зенона
Апории движения
Первые
две апории
демонстрируют
немыслимость
движения
при допущении
бесконечной
делимости
времени и
пространства.
Две последние
апории
демонстрируют
немыслимость
движения
при допущении
предела
делимости
времени и
пространства.
Слайд 34
Парадоксы Зенона
Апория «Стрела»
Летящая стрела
в любой момент времени
занимает какое-то место
в
пространстве
(иначе её нет вообще).
Так как в этом месте
ей двигаться некуда,
она
покоится,
и это верно для любого
места её траектории.
Она занимает в пространстве
место, равное её размеру –
ни больше, ни меньше
(иначе она была бы больше
или меньше себя самой).
Слайд 35Парадоксы Зенона
Апория «Стрела»
Слайд 36Таким образом, получится, что минимальная,
т.е. неделимая, единица времени делима,
что абсурдно.
(Равным образом,
делимой окажется и минимальная,
т.е. неделимая, единица пространства).
Парадоксы Зенона
Апория
«Стадий»
Если две колесницы движутся
навстречу друг друга со скоростью,
равной минимальной единице пространства
за минимальную единицу времени,
мимо третьей – неподвижной – колесницы,
то они пройдут расстояние,
равное минимальной единице пространства,
за минимальную единицу времени
относительно неподвижной колесницы и
за половину минимальной единицы времени
относительно друг друга.
Слайд 37Парадоксы Зенона
Апория «Стадий»
Слайд 38
Элейская школа
Иллюзии восприятия и мыслимая реальность
Разум свидетельствует, что
ни пустоты,
ни множества,
ни движения нет,
ибо они немыслимы.
Но чувства свидетельствуют
о существовании
многих движущихся
вещей.
У нас есть, таким образом,
два источника знания,
которые опровергают
друг друга.
Какой же из них
следует признать
достоверным?