Слайд 1Раскол в русской православной церкви
Выполнила Глухих Кристина 7А
Слайд 2Причины раскола:
Стремление власти ограничить права церкви, так как у неё
были значительные преимущества и привилегии, влияние на политику и людей.
Также из-за новведенных реформ Никона, переписи церковных книг, которые казались людям кощунственными , появилось много сторонников, старообрядцев, кружок « Ревнителей благочестия» и тех кто был отрешён от церкви. Им особенно не нравилось многоголосие во время богослужения, которое делало его непонятным для молящихся, лишало порядка и чинности. Люди не хотели отступать от истинной веры.
Слайд 3Личность патриарха Никона:
«В 1652 году новгородский митрополит Никон, стал
патриархом Московским
и всея Руси. Родился он в Поволжье в
крестьянской семье. Сначала Никон
был священником ,потом приехав в Москву Обратил на себя внимание царя,
стал патриархом. Став значительным лицом для гос-ва , он стремился к
признанию того, что Церковь и духовенство, выше царской власти. Никон
начал создавать реформы .Велел переписать все богослужебные книги по
греческим образцам, православным предписывалось креститься не двумя, а
тремя пальцами, во время крестового похода идти не по солнцу, а против
него и т.д. В 1654 на церковном Соборе большинство духовенства поддержали
новые установки. Многим не понравилось данное нововведение , никто не
хотел признавать новые церковные правила и тем более подчинятся
им. Т.о. из-за этого появился кружок «Ревнителей благочестия, много
старообрядцев , одним из идеологов которых был
протопоп Аввакум. После запрета царя
именовать себя «великим государем» патриарх
отказался от своих обязанностей, за что в 1666-1667
году собравшийся в Москве собор
отправил его в ссылку где
Никон погиб.
Слайд 4Кружок «Ревнителей благочестия»:
В конце 1640-х годов сложился кружок «Ревнителей
благочестия» - это небольшой круг духовных и светских лиц объединившийся
в конце 1640-х годов в Москве вокруг Стефана Вонифатьева, духовника царя Алексея Михайловича. Участниками кружка являлись наиболее ревностные в вере представители столичного и провинциального духовенства, светской знати , они ратовали за наведение порядка в церковной среде ( также запрет многоголосия ) , улучшение нравов духовенства , за духовное просвещение в народе, искоренение пережитков язычества и суеверий. Ревнителям многого удалось добиться.
Были отменены многоголосия, царь принял
указ о соблюдении постов, чтение воскресенья
и церковных праздников,
регулярное исповедование и
причащение и т.д.
Слайд 5Старообрядцы:
Люди , которые были сторонниками реформ Никона. За приверженность старым
обрядам людей , называли Старообрядцами, староверами и даже раскольниками (расколовшими
церковь). Сами же старообрядцы считали раскольниками не себя , а своих противников. Одним из идеологов старообрядцев был протопоп Аввакум. Также среди них было немало рядовых священников, монахов, крестьян и даже дворян и некоторых бояр. Старообрядчество стало всесословным явлением. Им было непонятно зачем власти заставляют православных принимать новые обычаи , а сторонников подвергают жестоким преследованиям.
Они, спасаясь от гонений уходили в далёкие и глухие места , продолжая жить былыми устоями.
Слайд 6Личность протопопа Аввакума :
Родом он был, как и Никон ,
из Нижегородского уезда .Его хар-ер отличался твёрдостью и настойчивостью. Он
всегда вступал в конфликты с прихожанами , в том числе со знатными и высокопоставленными. Был случай когда в город приехал скоморохи с ручными медведями для представления . Аввакум прогнал их, а медведей «одного ушиб, другого отпустил в поле». Также он был священником, очень верующим и набожным, верным своим убеждениям. Он никогда не принимал новые реформы Никона, был категорически против них, за что Собор 1666-1667 годов осудил протопопа Аввакума и его сторонников, лишили их сана и предали церковному проклятию , отлучению от церкви. В ответ Аввакум сам проклял церковный собор. За это его сослали в тюрьму в северный Пустозёрск. Там Аввакум провёл долгие 15 лет , но не изменил своей вере. Там же написал Житие, в котором страстно отстаивал свои убеждения.
В 1682 году Аввакума сожгли на костре за его вероубеждения.
Слайд 7Церковный собор 1654 года:
Собор 1654 года — поместный собор в
Москве под председательством царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, происходил
этап церковной истории реформы Никона.
По предложению патриарха царь Алексей Михайлович созвал собор, который проходил в его собственных палатах, что подчеркивало не только важность и значение и проходившего собора, но и царского одобрения реформ патриарха Никона.
Слайд 8Церковный собор 1666-1667 годов это:
Большой Московский собор, который был
созван в 1666—1667 годах. Этот собор созвал великий русский царь
Алексей Михайлович. Основными причинами его созыва являлась необходимость вынести церковный суд над патриархом Никоном и избрание нового всероссийского патриарха. Также этот собор осудил протопопа Аввакума , и тех его сторонников, которые отказались принести покаяние за неприятие церковных реформ.