Разделы презентаций


Раскройте специфику традиционного и культурологического подходов к пониманию

Содержание

Подход в образовании– это методологическая ориентация, которая базируется на определенной философской основе и определяет использование характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Раскройте специфику традиционного и культурологического подходов к пониманию образования.
Выполнила: Гайфуллина

Р.Р.
гр.1181

Раскройте специфику традиционного и культурологического подходов к пониманию образования.Выполнила: Гайфуллина Р.Р.гр.1181

Слайд 2Подход в образовании–
это методологическая ориентация, которая базируется на определенной философской

основе и определяет использование характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и

способов педагогической деятельности.
Подход в образовании– это методологическая ориентация, которая базируется на определенной философской основе и определяет использование характерной совокупности

Слайд 3Подход в образовании
Подход включает в себя три основных компонента:
основные понятия;
принципы

отбора содержания и способов организации образования;
технологии, методы и приемы построения

образовательного процесса.

Подход определяет всю совокупность содержания, методов, средств и способов деятельности, применяемых в педагогическом процессе.
Подход в образованииПодход включает в себя три основных компонента:основные понятия;принципы отбора содержания и способов организации образования;технологии, методы

Слайд 4Культурологический подход в образовании
– это методологическая ориентация, которая своей философской

основой имеет аксиологический (ценностный) вектор в педагогической деятельности.

обоснован наследием

отечественной философской и общественной мысли в лице таких ее представителей, как П.Чаадаев, А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, В.Соловьев, Н.Бердяев, Н.Федоров, К.Аксаков, А.Хомяков, И.Киреевский, Н.Данилевский, К.Леонтьев, И.Ильин, П.Сорокин.
Культурологический подход в образовании – это методологическая ориентация, которая своей философской основой имеет аксиологический (ценностный) вектор в

Слайд 5Цель системы образования с позиции культурологического подхода
формирование человека как субъекта

культурно-исторического процесса, чувствующего свою ответственность перед будущим как перед своим

будущим, зависящим от его действий в настоящем (А.С.Арсеньев).
Цель системы образования с позиции культурологического подходаформирование человека как субъекта культурно-исторического процесса, чувствующего свою ответственность перед будущим

Слайд 6Принципы отбора содержания и способов организации образования на основе культурологического

подхода:

Системность в актуализации и использовании культурно-исторического, национально-этнического, социально-педагогического наследия.
Преемственность культурно-исторического,

национально-этнического, социально-педагогического опыта.
Принципы отбора содержания и способов организации образования на основе культурологического подхода: Системность в актуализации и использовании культурно-исторического,

Слайд 7Принципы отбора содержания и способов организации образования на основе культурологического

подхода:

Приоритет базовых общечеловеческих интересов в организации процесса освоения культурных ценностей,

принцип гуманизма в содержании образования.
Становление ребенка как субъекта культуротворческой деятельности.
Синтез традиций и инноваций в образовании.

Принципы отбора содержания и способов организации образования на основе культурологического подхода: Приоритет базовых общечеловеческих интересов в организации

Слайд 8Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе

культурологического подхода:
I. Культуросообразность:
соответствие многообразию и разнообразию культуры общества и сообществ;
обеспечение

условий культурного и субкультурного самоопределения и культурной идентификации ребенка;
Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе культурологического подхода: I. Культуросообразность:соответствие многообразию и разнообразию

Слайд 9Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе

культурологического подхода:
I. Культуросообразность:
построение образовательной среды на основе равноправного диалога и

полилога культур и культурных ценностей при условии идеального мирочувствования в материнской культурно-исторической традиции;

Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе культурологического подхода: I. Культуросообразность:построение образовательной среды на

Слайд 10Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе

культурологического подхода:
обеспечение системы культурных функций (трансляция культурного опыта; воспитание на

культурных образцах; регуляция и саморегуляция; коммуникация на основе культуры; социализации личности; распространение и сохранение культуры; воспроизведение и создание культурных артефактов и т.д.);
раскрытие личностной культуры ребенка и взрослого.

Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе культурологического подхода: обеспечение системы культурных функций (трансляция

Слайд 11Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе

культурологического подхода:

II. Продуктивность как важнейшее качество деятельностного характера образовательного процесса;

III.

Свободное творческое проявление личностной культуры каждого участника образовательного процесса (ребёнка и взрослого – педагогов, родителей и др. ) и обеспечение роста личностной культуры.
Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе культурологического подхода: II. Продуктивность как важнейшее качество

Слайд 12На основе культурологического подхода строятся:
содержание учебных эстетических и этических курсов;
ценностная

составляющая, интегрированная во все школьные предметы;
содержание воспитательной работы;
содержание межличностного общения

ребёнка и взрослого;
На основе культурологического подхода строятся:содержание учебных эстетических и этических курсов;ценностная составляющая, интегрированная во все школьные предметы;содержание воспитательной

Слайд 13На основе культурологического подхода строятся:
учебно-воспитательная среда школы (совокупность материально-технических, знаково-символических,

информационных и психолого-педагогических условий, влияющих на культурное развитие и саморазвитие

детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения);
управление учебным и социально-воспитательным процессом.

На основе культурологического подхода строятся:учебно-воспитательная среда школы (совокупность материально-технических, знаково-символических, информационных и психолого-педагогических условий, влияющих на культурное

Слайд 14Системность культуры как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в

современном образовании
По ценностям:
Бытийная;
духовно-нравственная;
эстетическая;
интеллектуальная

Системность культуры  как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в современном образовании По ценностям:Бытийная; духовно-нравственная; эстетическая;

Слайд 15Системность культуры как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в

современном образовании По локализации в структуре человечества и личности:
Общечеловеческая;
национальная;
этническая;


региональная;

субкультура;
коллективная;
индивидуальная

Системность культуры  как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в современном образовании  По локализации в

Слайд 16Системность культуры как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в

современном образовании По деятельности человека:
Художественная;
трудовая;
учебная;
общения;
досуга;
политическая;
информационная;


бытовая;
социальная;
отраслевая

Системность культуры  как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в современном образовании  По деятельности человека:

Слайд 17Системность культуры как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в

современном образовании
По виду художественной деятельности (виду искусства):
Литературная;
театральная;
музыкальная;
изобразительная;


танцевальная; и т.д.
Системность культуры  как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в современном образовании По виду художественной деятельности

Слайд 18Системность культуры как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в

современном образовании По временному и пространственному критериям:
Древнего мира;
Средневековья;
Нового и


новейшего времени.



Европейская,
азиатская,
Африканская..

Системность культуры  как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в современном образовании  По временному и

Слайд 19Традиционный подход в образовании
это обучение, при котором работа педагога ориентирована прежде всего на

сообщение знаний и способов действий, передаваемых обучающимся в готовом виде и предназначенных

для воспроизводящего усвоения; педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер.
Традиционный подход в образованииэто обучение, при котором работа педагога ориентирована прежде всего на сообщение знаний и способов действий, передаваемых обучающимся в готовом

Слайд 20Отличительные признаки традиционного подхода
обучающиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки

составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь

период школьного обучения;
класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
основной единицей занятий является урок;
Отличительные признаки традиционного подхода обучающиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном

Слайд 21Отличительные признаки традиционного подхода
урок, как правило, посвящен одному учебному предмету,

теме, в силу чего обучающиеся класса работают над одним и

тем же материалом;
работой обучающихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в *конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
учебные книги применяются, в основном, для домашней работы.

Отличительные признаки традиционного подходаурок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего обучающиеся класса работают

Слайд 22Достоинства и недостатки традиционного подхода
Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность

за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении

учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях.
Достоинства и недостатки традиционного подхода Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем

Слайд 23Достоинства и недостатки традиционного подхода
Среди существенных недостатков этого типа обучения

можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а

не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующее: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т. п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют «школой памяти».
Достоинства и недостатки традиционного подходаСреди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени

Слайд 24Основные противоречия традиционного подхода
А. А. Вербицкий выделил противоречия традиционного обучения:

Противоречие

между обращенностью содержания учебной деятельности в прошлое. Будущее выступает для

обучающегося в виде абстрактной, не мотивирующей его перспективы применения знаний, поэтому учение не имеет для него личностного смысла.

Двойственность учебной информации — она выступает как часть культуры и в то же время лишь как средство ее освоения, развития личности. Разрешение этого противоречия лежит на пути преодоления «абстрактного метода школы» и моделирования в учебно-воспитательном процессе таких реальных условий жизни и деятельности, которые позволили бы обучающемуся «вернуться» в культуру обогащенным интеллектуально, духовно и практически и тем самым оказаться причиной развития самой культуры.

Противоречие между целостностью культуры и ее овладением субъектом через множество предметных областей — учебных дисциплин как представительниц наук. Эта традиция закреплена делением школьных педагогов (на учителей-предметников) и кафедральной структуры вуза. В результате вместо целостной картины мира обучающийся получает осколки «разбитого зеркала», которые он сам собрать не в состоянии.
Основные противоречия традиционного подхода А. А. Вербицкий выделил противоречия традиционного обучения:Противоречие между обращенностью содержания учебной деятельности в

Слайд 25Основные противоречия традиционного подхода
А. А. Вербицкий выделил противоречия традиционного обучения:

Противоречие

между способом существования культуры как процесса и ее представленностью в

обучении в виде статических знаковых систем. Обучение предстает как технология передачи готового, отчужденного от динамики развития культуры учебного материала, вырванного из контекста как предстоящей самостоятельной жизни и деятельности, так и из текущих потребностей самой личности. В результате не только индивид, но и культура оказывается вне процессов развития.

Противоречие между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения обучающимися. В традиционной педагогике оно не разрешается, поскольку ученик не объединяет свои усилия с другими для производства совместного продукта — знания. Будучи рядом с другими в группе обучающихся, каждый «умирает в одиночку». Более того, за оказание помощи другим ученик наказывается (порицанием «подсказки»), чем поощряется его индивидуалистическое поведение.
Основные противоречия традиционного подхода А. А. Вербицкий выделил противоречия традиционного обучения:Противоречие между способом существования культуры как процесса

Слайд 26Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика