Слайд 1Раскройте специфику традиционного и культурологического подходов к пониманию образования.
Выполнила: Гайфуллина
Р.Р.
гр.1181
Слайд 2Подход в образовании–
это методологическая ориентация, которая базируется на определенной философской
основе и определяет использование характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и
способов педагогической деятельности.
Слайд 3Подход в образовании
Подход включает в себя три основных компонента:
основные понятия;
принципы
отбора содержания и способов организации образования;
технологии, методы и приемы построения
образовательного процесса.
Подход определяет всю совокупность содержания, методов, средств и способов деятельности, применяемых в педагогическом процессе.
Слайд 4Культурологический подход в образовании
– это методологическая ориентация, которая своей философской
основой имеет аксиологический (ценностный) вектор в педагогической деятельности.
обоснован наследием
отечественной философской и общественной мысли в лице таких ее представителей, как П.Чаадаев, А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, В.Соловьев, Н.Бердяев, Н.Федоров, К.Аксаков, А.Хомяков, И.Киреевский, Н.Данилевский, К.Леонтьев, И.Ильин, П.Сорокин.
Слайд 5Цель системы образования с позиции культурологического подхода
формирование человека как субъекта
культурно-исторического процесса, чувствующего свою ответственность перед будущим как перед своим
будущим, зависящим от его действий в настоящем (А.С.Арсеньев).
Слайд 6Принципы отбора содержания и способов организации образования на основе культурологического
подхода:
Системность в актуализации и использовании культурно-исторического, национально-этнического, социально-педагогического наследия.
Преемственность культурно-исторического,
национально-этнического, социально-педагогического опыта.
Слайд 7Принципы отбора содержания и способов организации образования на основе культурологического
подхода:
Приоритет базовых общечеловеческих интересов в организации процесса освоения культурных ценностей,
принцип гуманизма в содержании образования.
Становление ребенка как субъекта культуротворческой деятельности.
Синтез традиций и инноваций в образовании.
Слайд 8Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе
культурологического подхода:
I. Культуросообразность:
соответствие многообразию и разнообразию культуры общества и сообществ;
обеспечение
условий культурного и субкультурного самоопределения и культурной идентификации ребенка;
Слайд 9Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе
культурологического подхода:
I. Культуросообразность:
построение образовательной среды на основе равноправного диалога и
полилога культур и культурных ценностей при условии идеального мирочувствования в материнской культурно-исторической традиции;
Слайд 10Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе
культурологического подхода:
обеспечение системы культурных функций (трансляция культурного опыта; воспитание на
культурных образцах; регуляция и саморегуляция; коммуникация на основе культуры; социализации личности; распространение и сохранение культуры; воспроизведение и создание культурных артефактов и т.д.);
раскрытие личностной культуры ребенка и взрослого.
Слайд 11Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе
культурологического подхода:
II. Продуктивность как важнейшее качество деятельностного характера образовательного процесса;
III.
Свободное творческое проявление личностной культуры каждого участника образовательного процесса (ребёнка и взрослого – педагогов, родителей и др. ) и обеспечение роста личностной культуры.
Слайд 12На основе культурологического подхода строятся:
содержание учебных эстетических и этических курсов;
ценностная
составляющая, интегрированная во все школьные предметы;
содержание воспитательной работы;
содержание межличностного общения
ребёнка и взрослого;
Слайд 13На основе культурологического подхода строятся:
учебно-воспитательная среда школы (совокупность материально-технических, знаково-символических,
информационных и психолого-педагогических условий, влияющих на культурное развитие и саморазвитие
детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения);
управление учебным и социально-воспитательным процессом.
Слайд 14Системность культуры
как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в
современном образовании
По ценностям:
Бытийная;
духовно-нравственная;
эстетическая;
интеллектуальная
Слайд 15Системность культуры
как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в
современном образовании
По локализации в структуре человечества и личности:
Общечеловеческая;
национальная;
этническая;
региональная;
субкультура;
коллективная;
индивидуальная
Слайд 16Системность культуры
как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в
современном образовании
По деятельности человека:
Художественная;
трудовая;
учебная;
общения;
досуга;
политическая;
информационная;
бытовая;
социальная;
отраслевая
Слайд 17Системность культуры
как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в
современном образовании
По виду художественной деятельности (виду искусства):
Литературная;
театральная;
музыкальная;
изобразительная;
танцевальная; и т.д.
Слайд 18Системность культуры
как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в
современном образовании
По временному и пространственному критериям:
Древнего мира;
Средневековья;
Нового и
новейшего времени.
Европейская,
азиатская,
Африканская..
Слайд 19Традиционный подход в образовании
это обучение, при котором работа педагога ориентирована прежде всего на
сообщение знаний и способов действий, передаваемых обучающимся в готовом виде и предназначенных
для воспроизводящего усвоения; педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер.
Слайд 20Отличительные признаки традиционного подхода
обучающиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки
составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь
период школьного обучения;
класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
основной единицей занятий является урок;
Слайд 21Отличительные признаки традиционного подхода
урок, как правило, посвящен одному учебному предмету,
теме, в силу чего обучающиеся класса работают над одним и
тем же материалом;
работой обучающихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в *конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
учебные книги применяются, в основном, для домашней работы.
Слайд 22Достоинства и недостатки традиционного подхода
Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность
за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении
учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях.
Слайд 23Достоинства и недостатки традиционного подхода
Среди существенных недостатков этого типа обучения
можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а
не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующее: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т. п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют «школой памяти».
Слайд 24Основные противоречия традиционного подхода
А. А. Вербицкий выделил противоречия традиционного обучения:
Противоречие
между обращенностью содержания учебной деятельности в прошлое. Будущее выступает для
обучающегося в виде абстрактной, не мотивирующей его перспективы применения знаний, поэтому учение не имеет для него личностного смысла.
Двойственность учебной информации — она выступает как часть культуры и в то же время лишь как средство ее освоения, развития личности. Разрешение этого противоречия лежит на пути преодоления «абстрактного метода школы» и моделирования в учебно-воспитательном процессе таких реальных условий жизни и деятельности, которые позволили бы обучающемуся «вернуться» в культуру обогащенным интеллектуально, духовно и практически и тем самым оказаться причиной развития самой культуры.
Противоречие между целостностью культуры и ее овладением субъектом через множество предметных областей — учебных дисциплин как представительниц наук. Эта традиция закреплена делением школьных педагогов (на учителей-предметников) и кафедральной структуры вуза. В результате вместо целостной картины мира обучающийся получает осколки «разбитого зеркала», которые он сам собрать не в состоянии.
Слайд 25Основные противоречия традиционного подхода
А. А. Вербицкий выделил противоречия традиционного обучения:
Противоречие
между способом существования культуры как процесса и ее представленностью в
обучении в виде статических знаковых систем. Обучение предстает как технология передачи готового, отчужденного от динамики развития культуры учебного материала, вырванного из контекста как предстоящей самостоятельной жизни и деятельности, так и из текущих потребностей самой личности. В результате не только индивид, но и культура оказывается вне процессов развития.
Противоречие между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения обучающимися. В традиционной педагогике оно не разрешается, поскольку ученик не объединяет свои усилия с другими для производства совместного продукта — знания. Будучи рядом с другими в группе обучающихся, каждый «умирает в одиночку». Более того, за оказание помощи другим ученик наказывается (порицанием «подсказки»), чем поощряется его индивидуалистическое поведение.