Разделы презентаций


Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»

Содержание

"Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Чем жив человек?»
Рассказ М.А. Шолохова
«Судьба человека»

«Чем жив человек?» Рассказ   М.А. Шолохова «Судьба человека»

Слайд 2"Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую

победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", –

так писала одна английская газета.

Слайд 3Особенности жанра


Рассказ –
повествовательное произведение небольшого объема

с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.










Особенности жанраРассказ –   повествовательное произведение небольшого объема с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.

Слайд 4 Композиция рассказа
«Судьба человека»





--Кто является

рассказчиком произведения?
- рассказ в рассказе

Композиция рассказа«Судьба человека»	    --Кто является рассказчиком произведения?- рассказ  в рассказе

Слайд 5--Чем заканчивается рассказ?

Такое построение произведения называется «кольцевая

композиция»
-- Прочитайте начало рассказа.

--Чем заканчивается рассказ?   Такое построение произведения называется «кольцевая композиция»-- Прочитайте начало рассказа.

Слайд 6
«..оголились пески левобережья Дона,
в

степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено

взыграли степные речки, и дороги стали почти непроездны…Колеса проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок… Хлюпал размокший снег… Легкий ветерок нес вечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли…»

--Какое время изображено в рассказе?

--Укажите детали.

«..оголились пески левобережья Дона,  в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав

Слайд 7--Как вы понимаете слова «недобрая пора бездорожья»?
--Как называется это

художественное средство выразительности?
--Какой принцип положен в основу этого эпизода?


принцип контраста: с одной стороны недавно закончившаяся война, недобрая пора бездорожья, с другой – дружная и напористая весна)

--Что противопоставляет автор? Почему?

--Как вы понимаете слова «недобрая пора бездорожья»? --Как называется это художественное средство выразительности? --Какой принцип положен в

Слайд 8--Понаблюдаем, как этот принцип проявляется в других эпизодах.
--Обратимся к

портретам Андрея Соколова и Ванюшки.
--Найдите и прочитайте описание внешности

героев.
--Какие детали портрета противопоставлены?
--Понаблюдаем, как этот принцип проявляется в других эпизодах. --Обратимся к портретам Андрея Соколова и Ванюшки. --Найдите и

Слайд 9Глаза у Вани «светлые, как небушко», «как звездочки ночью после

дождя»
Ярко-голубой цвет – чистый, непорочный


«глаза, словно присыпанные пеплом»
--Что, на

ваш взгляд, противопоставлено в этом рассказе?
Глаза у Вани «светлые, как небушко»,  «как звездочки ночью после дождя»Ярко-голубой цвет – чистый, непорочный«глаза, словно

Слайд 10-Чем похожи судьбы Андрея Соколова и Ванюшки?
-- Какие испытания им

пришлось перенести?

-Чем похожи судьбы Андрея Соколова и Ванюшки?-- Какие испытания им пришлось перенести?

Слайд 11М.А.Шолохов
в рассказе о войне
исследует
не саму войну,
а

возможности
человеческого духа.

М.А.Шолохов в рассказе о войне исследует не саму войну, а возможностичеловеческого духа.

Слайд 12В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни?
В

1950-е публикует рассказ "Судьба человека".


В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни?	В 1950-е публикует рассказ

Слайд 13«…Чего еще надо? Дети кашу с молоком едят, крыша над

головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке…»



«…Чего еще надо? Дети кашу с молоком едят, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все

Слайд 14– Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы

пути, пройденного всей страной.

--Какие это этапы?

– Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы пути, пройденного всей страной. --Какие это этапы?

Слайд 16«Что ж, браток, деваться мне было некуда … и зашагал

на запад… в плен!..»
Плен.

«Что ж, браток, деваться мне было некуда … и зашагал на запад… в плен!..»Плен.

Слайд 20






Модели поведения человека в бесчеловечных обстоятельствах
Каковы возможности человеческого

духа?
В церкви

Модели поведения человека в бесчеловечных обстоятельствахКаковы возможности человеческого духа? В церкви

Слайд 21Типы человеческого поведения

Типы человеческого поведения

Слайд 22– Какая позиция ближе всего Соколову?

--Почему Соколов решается убить

Крыжнева?
--Что он переживает при этом?

– Какая позиция ближе всего Соколову? --Почему Соколов решается убить Крыжнева? --Что он переживает при этом?

Слайд 23Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером
– Кто побеждает в моральном

поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

Поединок Андрея Соколова  с лагерфюрером Мюллером– Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

Слайд 25Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов,

а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден

признать и сам Мюллер.
Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит

Слайд 26 --В каких словах выражен взгляд Андрея Соколова на долг человека,

мужчины, солдата?
«На то ты и мужчина, на то

ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»


Готовность выстоять, «выдюжить», сохраняя человеческое достоинство – жизненное кредо Соколова


--В каких словах выражен взгляд Андрея Соколова на долг человека, мужчины, солдата?  «На то ты

Слайд 27--Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для

героя рассказа самым страшным?

--Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

Слайд 28– Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза— когда

вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах

Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их.
– Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

-- Всё отняла война у Соколова.
--Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

– Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза— когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно

Слайд 29– Произошло ли это с Андреем Соколовым?
Встреча Соколова с

Ванюшкой.
– К каждому ли человеку вот так может доверчиво прильнуть

маленький ребёнок?
– Произошло ли это с Андреем Соколовым? Встреча Соколова с Ванюшкой.– К каждому ли человеку вот так

Слайд 31«Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!...»

«Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!...»

Слайд 33
– А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.

– А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.

Слайд 34 – Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев.
– Что подчеркивает

Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой?
(Андрей Соколов вовсе

не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»

– Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев.  – Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках

Слайд 35
“…Искоса взглянул я на рассказчика, но единой

слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших

глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы…”


“…Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы

Слайд 36--Чем же жив человек с точки зрения Шолохова? --Что он

может противопоставить судьбе?

--Чем же жив человек с точки зрения Шолохова? --Что он может противопоставить судьбе?

Слайд 37Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу…Оставаться

человеком в нечеловеческих условиях — это трудное дело.

И.С. Грачева
Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям,  языку, товарищу…Оставаться человеком в нечеловеческих условиях — это

Слайд 38
Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет

забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же

время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе —живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ.ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.

--Финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?

Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери.

Слайд 39– В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится

место горячему, яркому, желтому солнцу. Подтвердите это примером из текста.


– Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце?
(Всё больше и больше солнца, блеска, тепла даруется героям рассказа. Всё больше и больше мира проникает в их душу. Жёлтый солнечный цвет символизирует наступающее счастье)
– В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, желтому солнцу. Подтвердите это

Слайд 40Дом. Зад. --Почему же автор назвал свой рассказ не «Судьба

Андрея Соколова», а «Судьба человека»
Письменный ответ.

Дом. Зад. --Почему же автор назвал свой рассказ не «Судьба Андрея Соколова», а «Судьба человека» Письменный ответ.

Слайд 41Дом. Зад. -- Ответить письменно на вопрос:
Почему автор назвал

свой рассказ не «Судьба Андрея Соколова», а «Судьба человека»

Дом. Зад.  -- Ответить письменно на вопрос:Почему автор назвал свой рассказ не «Судьба Андрея Соколова», а

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика