Слайд 11В детском восприятии выделяется следующие тенденции:
- тяготение ребенка к
яркому красочному рисунку;
- желание видеть на картинке все существенные
признаки предмета;
- затруднения при восприятии светотеневого рисунка;
- затруднения малышей 3–5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;
- положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).
Слайд 12Рассматривание картин, преследует тройную цель (Е. И. Тихеева):
упражнение в
наблюдении
развитие мышления,
воображения,
логического суждения
развитие речи ребенка
Слайд 13В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально
разработанные серии дидактических картин разных типов.
Предметные картины – на них
изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).
Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).
Используются и репродукции картин мастеров искусства:
· пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;
· натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
Слайд 14Развитие восприятия рисунка, происходит по трем направлениям (по данным В.
С. Мухиной):
изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности;
развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено;
совершенствуется интерпретация рисунка, т.е. понимание его содержания.
Слайд 15Восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию
того, что на ней изображено (А. А. Люблинская)
это требует
узнавания отдельных предметов (люди, животные);
выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины;
установления связей между основными персонажами;
выделения деталей (освещение, фон, выражения лиц людей.
Слайд 16При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:
содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к
окружающему;
картина должна быть высокохудожественной;
изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;
следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.
Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость.
Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.
Слайд 19В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по
картине.
Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на
картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).
Слайд 20Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает
о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в
один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
Слайд 21В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов:
В младшем
дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить
словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.