Слайд 2Рациональный потребитель
(rational consumer) —потребитель, всегда максимизирующий полезность
Слайд 3Джон Хикс
(1904–1989), английский экономист,
завершил разработку начатой маржиналистами теории рационального потребления.
Слайд 4Аксиомы рационального потребления
рациональный потребитель в состоянии ранжировать (располагать) наборы товаров
по степени их предпочтительности;
рациональный потребитель оценивает каждый набор товаров с
точки зрения полезности для него каждого
из входящих в набор товаров;
Слайд 5предпочтения рационального потребителя характеризуются транзитивностью(переход положительных (или отрицательных) чувств, которые
испытывает один человек к другому, на третьего, к которому он
тоже начинает относиться аналогично – хорошо или плохо.);
рациональный потребитель всегда предпочитает больше любого товара, чем меньше;
рациональный потребитель легче жертвует потреблением того товара, которого у него больше.
Слайд 6Полезность
(utility, U) — потребительские свойства товара или услуги и
их стоимостная оценка потребителем.
Слайд 7Иеремия Бентам
(1748—1832), английский философ, основатель утилитаризма (от англ. utility
— полезность) — одного
из направлений социальной философии. Сформулировал понятие полезности,
которое попало в экономику из социальной философии.
Слайд 8Измерение полезности
• общая полезность (total utility, TU) — общее удовлетворение, получаемое
от потребления наборов товаров;
• средняя полезность (average utility, AU) — общая
полезность, деленная на количество потребленного товара Q;
• предельная полезность (marginal utility, MU) —прирост общей полезности в результате увеличения потребления на единицу.
Слайд 9Закон убывающей предельной полезности
(law of diminishing marginal utility) — по
мере роста потребления предельная полезность каждой дополнительной единицы потребления сокращается.
Слайд 10Герман Госсен
(1810—1858), немецкий экономист, который впервые сформулировал закон убывающей
полезности в труде «Исследование законов человеческих отношений” (1854). Этот закон
иногда называют законом Госсена. Он также сформулировал основные идеи теории предельной полезности
в потреблении.
Слайд 11Цена спроса
Цена товара или услуги равна оценке потребителем их предельной
полезности:
P = MU
Слайд 12Измерение полезности
кардиналистский подход (от англ. cardinal — количественный) — потребитель
может измерять полезность как физическую величину, в некоторых единицах.
ординалистский подход
(от англ. ordinal — порядковый) — потребитель измеряет полезность товара путем сравнения его с другим товаром.
Слайд 13Кривая безразличия
(indifference curve) — графическое изображение всех возможных комбинаций двух
товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя, к выбору из которых
он
безразличен.
Слайд 14Продовольствие
Одежда
A
C
Кривая безразличия
B
D
U1
U2
Слайд 15Черты потребления
Различные наборы двух товаров характеризуются разным уровнем полезности для
потребителя.
Потребитель предпочитает большее количество товаров меньшему.
Потребитель готов замещать
сокращение потребления одного товара ростом потребления другого.
Чем больше у потребителя одного из товаров, тем большим его количеством он готов пожертвовать ради получения дополнительной единицы другого товара.
Слайд 16Предельная норма замещения
(marginal rate of substitution, MRS) —максимальное количество одного
товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу
другого товара, при неизменном уровне полезности.
Слайд 17Бюджетное ограничение
(budget constraint) — комбинация всех наборов из двух
товаров, которые потребители могут приобрести при существующих ценах на них
и своем уровне дохода.
Слайд 18Продовольствие
Одежда
A
C
Бюджетное ограничение
B
Недоступные наборы товаров
Доступные наборы товаров
Бюджетная линия
Слайд 19Английские маржиналисты
Уильям Джевонс (1835—1882), английских экономист, один из авторов теории
полезности.
Основной труд — «Теория политической экономии» (1871).
Показал, что
пропорция обмена двух благ обратно пропорциональна соотношению степеней полезности этих благ.
Слайд 20Английские маржиналисты
Франсис Эджуорт
(1845—1926), английский экономист и статистик.
В работе
«Математическая психология» (1881) дополнил теорию Джевонса, показав, как достигается равновесная
цена на рынке, а также предложил общую теорию полезности.
Слайд 21Выводы
На рынке, за пределами своих домохозяйств, их члены ведут себя
в основном как рациональные потребители и всегда стремятся получить максимально
возможный эффект от потребления.
Полезность — потребительские свойства товара или услуги и их стоимостная оценка потребителем.
Цена спроса равна оценке потребителем предельной полезности товара.
По мере роста потребления предельная полезность каждой дополнительной единицы потребления сокращается.
Слайд 22Выбор потребителя зависит от его предпочтений.
Кривая безразличия показывает комбинации
двух товаров, имеющих одинаковую полезность
для потребителя.
Чтобы приобрести дополнительную единицу
одного товара, потребитель должен отказаться от другого. Этот показатель — предельная норма замещения.
Потребление домохозяйства ограничено
его бюджетом.
Бюджетное ограничение показывает комбинация всех товаров, которые потребители могут приобрести при существующих ценах и уровне своего дохода.
Слайд 23Домашнее задание:
1) Ознакомиться с законом «О
защите прав потребителей»
от07.02.1992 № 2300-1.
2)
Составить список глав закона с
указанием основных статей.