Слайд 1Различные подходы к определению целей воспитания в базовых и современных
концепциях воспитания
Слайд 2Существующие на сегодняшний день подходы и концепции воспитания направлены на
наполнение воспитательной системы новым содержанием, в соответствии с существующей личностно
ориентированной парадигмой образования и теми его особенностями, которые уже перечислены. Многовариантность появившихся подходов и концепций открывает новые возможности для развития педагогического творчества преподавателей в реализации целей воспитания будущих профессионалов.
Подход является комплексным педагогическим средством и включает три компонента:
основные понятия, используемые в процессе изучения и преобразования воспитательной практики;
принципы как исходные положения, главные правила осуществления воспитательной деятельности;
приемы и методы построения воспитательного процесса.
Слайд 3Комплексный подход предполагает, что все компоненты воспитания: цели, задачи, содержание
воспитательных влияний; деятельность воспитуемых; формы и методы воспитания и самовоспитания;
контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ полученных результатов, позволяют наметить новые цели с учетом достигнутого и появившихся проблем.
Слайд 4Ценностный (аксиологический) подход. У мира педагогических ценностей две составляющие –
ценности воспитателя и ценности воспитанника. Выделяют еще несколько разновидностей педагогических
ценностей: личностные, групповые, социальные, общественно-политические, профессионально-групповые, индивидуально-лич-ностные.
Слайд 5В системе отношений наставников и воспитанников проявляется система ценностных ориентации,
субъективированных личностью. Эффективность системы педагогического воздействия зависит от того, насколько
личностные представления человека о его назначении, достоинстве, духовной свободе соответствуют нормативным, пропагандируемым ценностям.
Слайд 6Синергетический подход занимает все более важное место в современном воспитании.
В
последние годы возникла необходимость обращения к идеям теории самоорганизации, широко
известной как наука синергетика. Это кооперативная наука, изучающая системы с самоорганизацией, т. е. внутренней способностью выращивать в себе, надстраивать из себя новые качества, необходимые для выживания.
Предметом исследований синергетики являются законы самоорганизации и эволюции неравновесных открытых систем, пребывающих в состоянии неустойчивости. Это системы любой природы, обменивающиеся энергией с окружающей средой через все свои точки.
Слайд 7Основные разработки синергетики связаны с вероятностным прогнозированием развития веера возможностей,
который возникает при кризисных состояниях и разрушении старых структур, что
обеспечивает переход системы в более высокое качество. Особое внимание уделяется способам заимствования возникающей системой энергии из окружающей, как правило хаотичной, среды, а также разработке методологии, обеспечивающей основу для существования и развития системы в режиме жизнеспособного компромисса. Синергетика дает научный анализ понятию «хаос», рассматривая его как источник развития.
Слайд 8Теория самоорганизации строится на утверждении, что существование в системе нестабильных,
неустойчивых состояний является условием ее стабильного и динамического развития. Характерным
качеством любой социальной системы является противоречие между хаосом и упорядоченностью в развитии.
Слайд 9Философско-антропологический подход – согласно данному подходу цель, предмет и ценность
воспитания – Человек и его бытие в мире.
В связи с
этим оно направлено на постижение духовной жизни воспитанника и осуществляется благодаря диалогическому взаимодействию воспитателя и воспитанника. Основная задача воспитателя – понять, принять еще не осознанные цель, смысл жизни, поступок воспитанника как единство действия, переживания, убеждения, мысли и чувства.
Центральным принципом этого подхода является антропологический принцип. Суть его в том, что понятие «человек» рассматривается как исходная, базовая категория; выбор человека в качестве исходной ценности определяет методы, средства и формы воспитания, которые позволяют акцентировать внимание и взаимные усилия воспитателя и воспитанников на актуализации, воспроизведении человеческого в человеке.
Слайд 10Полисубъектный подход – как условие гуманизации учебно-воспитательного процесса. Полисубъектный подход
предполагает, что учитель не учит, а активизирует, стимулирует стремление учеников
к саморазвитию, создает условия для творческой самореализации.
Слайд 11К началу XXI века сложилась система современных концепций воспитания, позволяющая
ориентировать учебно-воспитательный процесс на реализацию личностно ориентированной парадигмы воспитания.
Слайд 12Педагогика свободы (О. С. Газман). Воспитание понимается как деятельность, основанная
на свободном саморазвитии личности и ее педагогической поддержке.
Цель воспитания –
помощь воспитаннику как субъекту свободного сознания (осознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения); ориентация воспитателя на воспитанника как на уникальную духовную «самость», как на индивидуальную действительность.
Главная ценность образования, и в том числе воспитания, – сознание. Сознание творит деятельность, а значит, и самого человека.
Слайд 13Педагогика ненасилия (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов). Цель педагогики
ненасилия – воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе и в
духе ненасилия, миролюбия, уважения прав и достоинств других людей, бережного отношения к природе, всему живому, решение конфликтов без использования открытых и скрытых форм принуждения.
Слайд 14Концепция системного построения процесса воспитания (В. А. Караковский, Л. И.
Новикова, Н. Л. Селиванова).
Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности.
Цель
воспитания – всестороннее гармоничное развитие личности.