Слайд 1«Различные школы психологическом консультировании»
Подготовил Алексеев В.А.
Слайд 2Трансакционный анализ
(транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) представляет
собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека
как индивидуально, так и в составе групп.
Слайд 3Ключевой отправной точкой для развития трансактного анализа стал психоанализ, однако
ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер.
Особенность трансактного анализа состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.
Слайд 4Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции.
Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения
(обмена трансакциями) наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:
Дополняющие
Пересекающиеся
Скрытые
Слайд 5Психоаналитическое направление в психотерапии
Основоположником данного направления является З. Фрейд.
Психологическая концепция
основана на психодинамическом подходе, заключающемся в рассмотрении человеческой психики с
точки зрения динамики процессов, борьбы и взаимодействия конфликтов, отражения их на поведении человека. Бессознательные психические процессы в психоанализе рассматриваются как основные движущие силы, влияющие на поведение и функционирование человеческой личности в целом. К ним относятся инстинкты, первичные, врожденные, влечения, биологические потребности.
Слайд 6Психотерапия в психоаналитическом направлении базируется на таких понятиях, как свободные
ассоциации, интерпретация, перенос и сопротивление.
Основные положения:
1) подавлением инстинктивных импульсов человека
удается избежать болезненных чувств и переживаний;
2) подавление в основном направлено на сексуальные мысли и желания, а источником проблем является неправильное психосексуальное развитие;
3) неправильное психосексуальное развитие зависит от психотравмирующих конфликтов детства, особенно эдипова комплекса;
4) человек не осознает, что у него есть конфликты, сопротивляется их выявлению на уровне подсознания;
5) психоаналитическая психотерапия в основном работает с переживаниями биологических инстинктов человека и психической борьбой с ними;
6) мыслительные процессы и формы поведения человека не могут быть случайными и являются следствием предыдущих событий. Необходимо вывести бессознательное на уровень сознания и определить, что необходимо для его удовлетворения.
Слайд 7Гештальт-терапия
(от нем. Gestalt — здесь «целостный образ») — гуманистическое направление в психотерапии, основанное
на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах. Зародилось в 1950-х годах и
получило большое распространение, начиная с 1960-х.
Слайд 8Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе терапии пациенту предлагается
ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе эксперимента психические образования.
В
качестве психических образований могут выступать: эмоции, изменения в голосе (повышение и понижение тона, дрожание, запинки), мимика, поза, жесты, время реакции, появление разных ощущений в теле (напряжение, жар, холод, «мурашки») и т. д.
Учась фиксировать в себе феномены, пациент развивает в себе осознавание — ключевое понятие гештальт-терапии.
Слайд 9Целью гештальт-терапии является создание и укрепление целостного образа (гештальта) личности
пациента. Посредством осознавания и самоанализа пациент должен выявить отвергаемые им
части своей личности: отвергаемые эмоции, потребности, черты характера, мысли. Затем принять их, принять себя и тем самым восстановить целостность своей личности. Большое внимание при этом уделяется также развитию независимости личности — умению следовать своим собственным мечтам и потребностям, а не потребностям других людей.