Слайд 1РАЗРАБОТКА ГОНОЧНОГО КАРТА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Исполнитель: Малявков Михаил
Витальевич, шк. №51
Научный руководитель: Салимоненко Григорий Николаевич, руководитель Молодежного конструкторского
бюро ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)
Слайд 2Актуальность
В современном быстроразвивающемся мире существует дефицит профессиональных кадров, как в
инженерном деле, так и в других областях профессиональной деятельности. Для
воспитания профессионалов требуется создать поэтапную систему подготовки, которая будет развивать профессиональные навыки, начиная со школьной скамьи. Данный проект наиболее ярко иллюстрирует, как можно развивать инженерные навыки, начиная со школ.
Слайд 3Задачи
Задача заключается в разработке карта, который должен отвечать следующим требованиям:
простота в изготовлении, высокое сцепление с ледовым покрытие трассы, удобство
при переключении передач и точность рулевого управления.
Основными проблемами являлись неустойчивое поведение карта на трассе, провисание и сложность регулирования натяга цепи, использование обеих рук для переключения передачи.
Слайд 4Особенности
Первым этапом создания было изучения особенностей строения зимнего карта от
летнего.
Главными отличительными свойствами является:
· Угол поворота колес
· Развесовка карта
· Колеи
колес.
Слайд 5Угол поворота колес
Угол поворота колес зимнего карта больше чем у
его летней разновидности, сделано это потому что, способ прохождения поворотов
сильно отличается. При езде на летнем карте повороты проходятся без допуска сноса, а на зимнем техника сильно отличается, ведь прохождение поворотов происходит за счет управляемого заноса.
Слайд 6Развесовка карта
Отличается и развесовка. В зимнем карте за счет смещения
сидения пилота вес переносится как можно ближе к задней оси,
что увеличивает сцепление с дорогой задних колес, которые являются ведущими.
Слайд 7Колеи колес
Ещё одной особенностью является колеи колес. Эта особенность тоже
обусловлена техниками прохождения поворотов. Расположенные шире передние колеса зимнего карта
выпрямляют его из управляемого заноса в повороте, что облегчает контроль над ним.
Летний карт
Зимний карт
Слайд 8Разработка рамы
Все эти особенности приобретены за счет строения рамы и
рулевой системы карта. Для возможности дальнейшего изготовления этих двух компонентов
мы спроектировали и смоделировали их в программе САПР. С помощью той же программы была сделана конструкторская документация.
Слайд 9Изготовление рамы
Следующим этапом было изготовление компонентов по документации. Основным материалом
в изготовлении рамы была сталь 20. Сталь этой марки обеспечивает
нужную прочность, упругость и довольно проста в обработке.
Слайд 10Крепление мотора и натяжка цепи
Следующим этапом было преодолеть проблему натяга
цепи. Решением было создание подвижной платформы, которая позволяет легко прикрепить
мотор и натянуть цепь посредством передвижения его относительно ведущей оси.
Слайд 11КПП
Были проанализированы различные варианты ускорения и облегчения переключения передач: установка
педали сцепления, однако данный вариант не подошел из-за плотной компоновки
педального узла. Был рассмотрен вариант применения бесступенчатой трансмиссии вариатор, которая не требует переключения передач в ручном режиме, однако данная конструкция имеет высокую стоимость, низкую надежность и более высокий вес, что является недостатками для гоночной техники. Было разработано решение, позволяющее объединить сцепление и рычаг КПП в общий механизм, позволяющий увеличить скорость переключения передач и сохранить контроль над машиной
Слайд 12Переходник от карбюратора к двигателю
При этапе установки навесного оборудования на
мотор выявилась ещё одна проблема, связанная с дефицитом. При установке
карбюратора нужен был переходник между ним и мотором, но в магазинах нужной детали не было. Мы решили сделать эту деталь сами. В программе САПР она была смоделирована и по документации изготовлена, это позволило обойти эту проблему.
Слайд 13Вывод
В ходе работы был приобретены навыки 3D моделирования, разработки конструкторской
документации, а также балы проведена итоговая сборка спроектированного образца. Был
пройден полный цикл изготовления карта «от идеи до готового образца».
Такой проектный подход позволяет участникам познакомиться с каждым этапом создания какого-либо изделия. Участники подобных проектов получают большой инженерный опыт и конкурентное преимущество при дальнейшем карьерном и личностном росте.