Слайд 1Бариновская сельская библиотека
МКУК «Шатровская МЦБ»
«Красная книга,
или возьмём под
защиту»
Слайд 2Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И
теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей
Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы.
Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них - Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издаёт Международную Красную книгу.
Что такое Красная книга, для чего она создана, мы узнаем на нашем занятии. Попытаемся понять, почему некоторые виды растений и животных занесены в неё, самостоятельно издадим несколько страниц.
Слайд 3Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней
занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть
с лица Земли. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них - за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека.
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.
Слайд 4Эта книга называется так потому, что красный цвет - действительно
означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание
на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.
Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.
Слайд 5В 1948 году в небольшом городке Фонтебло на конференции был
основан Международный союз охраны природы. Ученые понимали, что природа требует
незамедлительной защиты! Составили список животных и растений, которые исчезли. Назвали этот список Красной книгой.
В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Сначала это была одна небольшая книга. Потом страниц в ней стало гораздо больше.
В 1949 году при международном союзе охраны природы во Франции была создана комиссия по редким видам. Считали 14 лет. Выяснили, что с 1600 г. по 1800 год с лица Земли с “помощью” человека исчезло 33 вида животных, с 1800 г. по 1900 г. – ещё 33 вида, а с 1900 г. по 1913 г. – 52 вида.
Главным автором Красной книги стал английский орнитолог и художник Питер Скотт.
Слайд 6
Охрана природы –
дело народа:
твоё, моё, наше.
Слайд 7Главная задача человека – сохранять и умножать природные богатства. Ведь
природа – наш большой друг, без нее человек не сможет
прожить.
Поэтому наш долг- бережно относиться к природе, охранять животных и растения, особенно тех, которые находятся на грани исчезновения.
Слайд 9Красная книга
Животные и растения
Слайд 10Красная книга
Информирует, какие
виды животных и
растений в опасности
Призывает изучать
редкие виды
растений и
животных
Предупреждает, что
растение или животное
в опасности
Советует, как сохранить
редкие виды
растений
и животных
Слайд 11На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой
исчезновения и которые уже невозможно
спасти без введения специальных мер
охраны.
Исчезающие виды
Слайд 12Снежный барс
Тигр
Зубр
Исчезающие виды
Слайд 13На желтых листах— уязвимые виды.
Эти виды встречаются в количествах
достаточных для выживания, но их
численность очень быстро сокращается.
Сохраняющиеся виды
Слайд 14Белый медведь
Розовая чайка
джейран
Розовый фламинго
Сохраняющиеся виды
Слайд 15На белых листах помещены сведения
о редких видах растений и
животных.
Эти виды не находятся под угрозой вымирания,
встречаются очень редко ,
на ограниченных
территориях, поэтому могут скоро исчезнуть.
Редкие виды
Слайд 16Скопа
Северный олень (лесной вид)
Редкие виды
Слайд 17На серых листах — сведения о мало изученных
и редких
видах. Возможно, они находятся
под угрозой, но так как нет
достаточной
информации, то нельзя оценить, к какой группе
они относятся.
Неопределенные виды
Слайд 18Гадюка Никольского
Прибайкальский
черношапочный сурок
Неопределенные виды
Слайд 19На зеленых листах — сведения
о восстановленных видах
и находящихся
вне опасности.
Восстанавливающиеся виды
Слайд 20Речной бобр
Лоси
Восстанавливающиеся виды
Слайд 21Пензенская область
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать
у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых
животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.
Слайд 27Все знают, что если роза распустилась красной, то такой она
останется до конца цветения. Колокольчики всё время, пока цветут, остаются
синими, а фиалки – фиолетовыми. Но, оказывается, так бывает не у всех растений.
Ранней весной в лесу можно встретить интересное растение – медуницу. Небольшие листочки на коротком стебельке. Смотришь и удивляешься – на одном и том же растении некоторые цветки розовато-малиновые, а другие васильково-синие. А на следующий день приходишь – весь цветок из розового превратился в синий. Смена окраски медуницы – это сигнал для тех насекомых, которые посещают её цветки в поисках нектара. Таким путём растение указывает гостям, какие цветки надо посетить в первую очередь.
медуница
Слайд 30Жук - носорог
Жук-носорог и действительно похож на своего большого тезку.
У него тоже один рог на носу, он так же
медлителен и неуклюж, так же закован в хитиновый панцирь, как носорог в толстую шкуру.
Но только носорог-насекомое, в отличие от млекопитающего носорога, летает. Предпочитает он подниматься в воздух в темное время суток, поэтому разглядеть в полете большого жука размером до 7 сантиметров не так-то просто.
Передними лапками жук-носорог хорошо копает, а питается он подпорченной растительной пищей: трухой деревьев или древесным соком, не брезгует и навозом.
Жуков-носорогов становится все меньше, и факторы, влияющие на изменение численности носорогов, не изучены. Люди собирают редких жуков разве что для коллекций, но в местах, где жука охраняют, запрещено и это.
Слайд 37ёж
Ежи водятся по всей Европе, включая Британию, на Кавказе, Урале
и в Сибири. В России всего обитает четыре вида ежей.
Весь остальной мир лишен этих симпатичных грызунов. Там же, где ежики водятся, они очень любимы. Ежики – существа славные и любопытные. Острая мордочка с влажным блестящим носом, очень подвижным, громкий быстрый топоток, забавное пыхтение – то, из-за чего детям хочется держать ёжика дома. И ёжики идут на это охотно, даже живут в неволе на 2–3 года дольше, чем на свободе.
Ежи маловосприимчивы к ядам. Ёж может пообедать совершенно без вреда для себя очень ядовитыми насекомыми, или даже съесть гадюку.
Есть у ёжиков и еще одна неожиданная манера. В случае опасности они ведут себя весьма пикантно. Они… как бы сказать об этом помягче… используют тоже запах, чтобы отпугнуть врага. Но у них нет такого аппарата, как, например, у скунса. И ёжик быстренько делает важное дело, обваливается в том, что сделал, и дурно пахнет. Попробуйте, мол, теперь подойдите.
Слайд 39Не рви лесные и полевые цветы для букетов
Ходи по тропинкам,
чтобы не топтать растения
Не шуми в природе
Не убивай без причины
животных
Не ломай ветки деревьев и кустарников
Не загрязняй водоёмы
Правила друзей природы
Слайд 40Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша
с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем
мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Слайд 42Берегите Землю. Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках
солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего
над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!!!
Слайд 43Смотрю на глобус - шар земной
Такой прекрасный и родной!
И шепчут
губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Слайд 44Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
1. Ты нашёл на
поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 очко)
б) осторожно срежу его и поставлю в красивую вазу (5 очков)
2. Ты нашёл гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца (3 очка)
б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 очков)
в) буду наблюдать издали (1 очко)
3. Ребята собрались в лес за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 очков)
б) расспрошу об этом учительницу (2 очка)
в) не пойду (1 очко)
4. После похода на природу у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними?
а) взял бы с собой, чтобы дома выбросить в мусорный ящик (1 очко)
б) отнёс бы в кусты и выбросил (5 очков)
в) закопал бы в землю (3 очка)