Слайд 1РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
«МОЙ ПЕРМСКИЙ КРАЙ»
Фирсова Анастасия Владимировна,
к.г.н. доцент кафедры туризма ПГНИУ,
г. Пермь.
Слайд 2«Мой Пермский край» – серия учебных пособий по истории, биологии,
литературе и географии региона
Слайд 4ГИПОТЕЗА
системно-деятельностный подход
метапредметность
межпредметные связи
информационно-коммуникационные технологии
Слайд 6пример изучения литературных образов и литературных мест через деятельностный подход,
который реализуется в жанре «расследования».
Мы обращаемся к локальной литературе не
только с целью привития общекультурных компетенций, но и для формирования территориальной идентичности
Слайд 7ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДМЕТОМ РАССЛЕДОВАНИЯ?
мы выбрали писателей, чьё творчество содержит «географический
сюжет»;
произведения, способные заинтересовать подростка и имеющие общегуманистическую направленность;
произведения,
вдохновленные к созданию пермской действительностью.
Слайд 8В основу учебника было положено ВОСЕМЬ ИНТРИГУЮЩИХ ДЕЛ:
дело № 01
от 7.10/1878 «Об исчезнувшем городе, речном божестве и чемодане»
Михаил
Андреевич Осоргин
дело № 02 от 17.04/1884 «О птичьих гнездах, авиаторах и эликсире молодости»
Василий Васильевич Каменский
дело № 03 от 9.01/1904 «О невидимом оружии, сыре-боре и Homo-humanitas»
Аркадий Петрович Гайдар
дело № 04 от 11.08/1880 «О таинственном золоте, кораблекрушении и пельменях»
Александр Степанович Грин
дело № 05 от 15.01/1879 «О подземном мире, коварных хранителях и динамите»
Павел Петрович Бажов
дело № 06 от 1.05/1924 «О двух родинах, любви и ящике с петухом»
Виктор Петрович Астафьев;
дело № 07 от 29.01/1890 «О брыкающемся коне, жадной бумаге и восторженном человеке»
Борис Леонидович Пастернак
дело № 08 от 24.12/1847 «О кино без кинокамеры, кумачовых сарафанах и тишине»
Владимир Иванович Немирович-Данченко
Слайд 10Осоргин называет все это «милыми вещами», у которых есть своя
собственная биография и душа. Он тщательно собирает эти «живые штучки»,
которые будят воображение, и он, разглядывая их, видит мир живым, как в детские годы.
Как же это происходит? Вспомни, как накануне Нового года ты достаешь коробку с новогодними игрушками, начинаешь украшать ёлку и вдруг находишь свою любимую – почему именно она так важна для тебя? Прибираясь в комнате, ты обнаруживаешь сломанную машинку или пыльного мишку, которых давно пора выбросить, вертишь их в руках и снова кладёшь в темное место – жалко… А вот старые открытки – тот, кто поздравлял тебя, давно уехал в другой город, ….с ним ты уже не дружишь, но перечитываешь отдельные фразы… Почему? Подумай об этом. А что ещё дорого тебе?
Задание:
* Приди домой, перебери свои тайные ящики, найди любимые, но, может быть, забытые вещи и вспомни, какие истории связаны с ними. Обязательно сделай это – эти истории нам ещё пригодятся.
Слайд 13В Советском Союзе повесть «Тимур и его команда» была известна
каждому школьнику-пионеру, и под ее влиянием возникло целое движение –
«тимуровцы».
Мы, авторы этого учебника, когда учились в пятом классе, тоже помогали пожилым людям….
А что же происходит сегодня? Тимуровцев давно нет, но до сих пор находятся люди, готовые прийти на выручку ближнему своему. И среди них не только взрослые, но и дети – школьники и студенты.
Разработай собственный благотворительный проект. Кому бы ты хотел помочь? Почему они нуждаются в помощи? Какой может быть адресная помощь и как можно устранить причины кризисной ситуации?
Слайд 18МОЙ ПЕРМСКИЙ КРАЙ. СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ПЕРМЯКИ: ЛИТЕРАТУРНЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ
https://docplayer.ru/80746140-Moy-permskiy-kray-sledstvie-vedut-permyaki-literaturnye-rassledovaniya-uchebnoe-posobie-dlya-uchashchihsya-7-h-klassov-moskva-2017.html
В новом учебном
пособии мы не рассказали, а пригласили детей к «освоению» литературных
мест: просили включить воображение, представить себя писателем, героем, поэтом, режиссером, вспомнить цвета детства, создать описание родной улицы, движения реки, шума леса.
Этот эксперимент был призван активизировать восприятие и вызвать живой интерес к предмету изучения – месту, в котором ты живешь.
Слайд 19Географическое краеведение часто заменяется работой по истории и топонимике.
В то
же время краеведение – это прежде всего географическая дисциплина.
В
краеведении на географической базе объединяются знания экологии, экономики, истории, археологии, топонимики, этнографии, искусствознания.
Идея книги –
исследовать пространство Пермского края, чтобы
выявить формулы взаимосвязи людей и мест.
Слайд 20Зачем мы учим детей географии?
С.В. РОГАЧЕВ http://geo.1september.ru/article.php?ID=200500102
Слайд 21ЭКСПЕДИЦИЯ
Длительная по времени поездка, осуществляемая с научно-исследовательской целью. В составе
экспедиции участвуют множество разных людей (часто специалисты из разных научных
направлений), каждый из которых вносит свой вклад в решение основной задачи (проблемы)!
Слайд 22ТЕМА ПЕРМСКОГО ПЕРИОДА ЗВУЧИТ НЕ СЛУЧАЙНО
Это особая эпоха в истории
планеты, она длилась более 50 млн лет и оказал значительное
влияние на природу Пермского края + он делает край известным!
Пермский период – это период в жизни выдающихся людей;
Это современный этап социально-экономического развития региона
Это наш период жизни.
Слайд 23Верхнекамье – край уникальных при-родных сочетаний, где реки стекают с
высоких гор, а лесные ландшафты сходят с гор на равнины
Верхнекамье
– край сурового климата, создавший «невыносимые» условия для жизни людей
Верхнекамье – край природно-ресурс-ного разнообразия мирового значения, одного из самых интересных пересечений полезных ископаемых, определивших промышленную судьбу территории
Верхнекамье – это край начальной истории Перми Великой, зарождения нашей культуры и религии
Верхнекамье – край с большим количеством проблем, которые требуют активного «географического» лечения!!!
Слайд 24Самая пермяцкая из всех территорий Пермского края
Самая традиционная из
территорий Пермского края
Самая экологически чистая территория, где наиболее явно
ощущается связь между жизнью человека и природным окружением
Использован ландшафтный подход, раскрывающий уникальность природы и характер связи с человеком
Территория с большими проблемами относительно будущего?
Как сочетать традиционность и буду-щее?
Слайд 25Раскрываются современные пробле-мы старых индустриальных терри-торий Пермского края, части горно-заводской
цивилизации Урала
Упор делается на человека и его по-тенциал, возможности человека
по преобразованию среды своего оби-тания, по перезапуску экономики, по стабилизации экологической ситуа-ции
Как соединить индустриальное прош-лое и настоящее с постиндустриаль-ным будущим
Какие профессии будут актуальны в XXI веке
Слайд 26Современный Запад – это определенное «белое пятно» на карте Пермского
края. Один из самых, казалось бы, не интересных регионов.
Мы
утверждаем: Западное Прикамье – это перекресток дорог, судеб, различных событий и времен, имевших великое значение для нашего региона
Реки, гужевые тракты, железные дороги, жизненные траектории определили развитие его поселений и процессы жизнедеятельности их населения
Что сегодня? Куда дальше двигаться? Будет ли выгодное географическое поло-жение – важнейшей составляющей по-тенциала Западного Прикамья? Или нужно выбрать что-то иное?
Слайд 27Одна из самых богатых и удивительных территорий Пермского края
Край благодатной
природы (КОМФОРТНОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ)
Край сельскохозяйственный (ЖИТНИЦА)
Край промышленный (НЕФТЬ и ГАЗ)
Край судеб
различных народов и край дружбы (ЭТНОСЫ и ИХ КУЛЬТУРА)
Край с выгодным положением (СВЯЗИ С ДРУГИМИ РЕГИОНАМИ ПОВОЛЖЬЯ)
Что в его будущем? Какая судьба? –
Мы утверждаем: это территория с удивительными перспективами!!!
Слайд 28Природные системы Предуралья – уникальны даже для территории Урало-Поволжья. Они
есть природные феномены
Они определили специфичность жизни людей и их
занятий
Природные богатства территории в тече-ние веков преобразовывались в богатства материальные благодаря предпринима-тельству и созиданию
Но не забыты и духовные традиции
Всё накопленное в территориальном по-тенциале используется в настоящем и бу-дут использованы в будущем (туризм, культурные технологии, с/х, кустарные промыслы и промышленность, социаль-ноориентированные виды деятельности)
Слайд 29Каким должен быть город-лидер XXI века? Какие вектора в развитии
нашей столицы?
Мы предлагаем: инновации, креативность и функциональная деконцентрация!!!
Как он
приобретал свою славу? Почему Пермь можно назвать птицей-фениксом?
Мы отвечаем: город «умирал» и заново «рождался» несколько раз? Сейчас снова стоит на перекрестке?
Как Пермь связана со своим окружением (агломерацией)? Как он влияет на города- и поселки-спутники? Какое они оказывают влияние на «столицу»?
Какие новые виды деятельности стоит развивать в пригородах?
Слайд 30Цикл учебных пособий «Мой Пермский край» позволяет