Слайд 1Развитие двигательных способностей
Разделы темы:
Развитие силовых способностей.
Развитие скоростных способностей.
Развитие выносливости.
Развитие
гибкости.
Развитие координационных способностей.
Слайд 2Двигательные способности
Это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям
какого-либо вида двигательной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.
Слайд 3Факторы, влияющие на уровень развития и проявления двигательных способностей
Средовые факторы:
социально-бытовые условия жизни,
климатические и географические условия,
материальное обеспечение мест
занятий,
методика их развития и т.п.
Слайд 4Факторы, влияющие на уровень развития и проявления двигательных способностей
Наследственные факторы
(«моторные» задатки):
– анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы,
– физиологические (особенности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем – МПК, показатели кровообращения и др.);
– биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
– телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
– хромосомные (генные).
Слайд 5Основные двигательные способности:
силовые,
скоростные,
координационные,
выносливость,
гибкость.
Слайд 6Сенситивные периоды
Сенситивные периоды – это временные отрезки, во время которых
происходят наиболее благоприятные изменения (улучшение) в уровне развития определенных двигательных
способностей как в ходе естественного развития ребенка, так и в случае целенаправленных воздействий (на уроках, тренировках).
Установлено, что наибольший эффект достигается тогда, когда направленное педагогическое воздействие сопряжено со временем естественного бурного прироста в развитии определенной двигательной способности.
Слайд 7Силовые способности
Под силовыми способностями понимают возможности человека преодолевать внешнее сопротивление
посредством мышечных напряжений.
Слайд 8Режимы работы мышц:
статический - проявляя силу, мышца не изменяет своей
длины;
преодолевающий - мышца уменьшает свою длину;
уступающий - мышца несколько удлиняется.
Слайд 10
Собственно силовые способности – проявляемые главным образом в статическом
режиме и медленных движениях;
Силовая выносливость – способность противостоять утомлению при
выполнении продолжительных силовых нагрузок значительной величины.
Слайд 11Скоростно-силовые способности
характеризуются сочетанием скорости и силы. В рамках данного вида
выделяют так называемую «взрывную силу».
«Взрывная сила» – это способность
проявлять большую силу в минимальное время.
Слайд 12
Абсолютная сила - это максимально возможная сила, проявляемая человеком
в каком-либо движении.
Относительная сила - отношение абсолютной силы в
каком-то движении к собственному весу человека. Определяется делением абсолютной силы на собственный вес.
Слайд 13Основные задачи совершенствования силовых способностей человека:
гармоническое развитие всех мышечных групп
двигательного аппарата человека;
приобретение и совершенствование способности проявлять силу во всех
трех режимах работы мышц;
овладение основами техники выполнения разнообразных силовых упражнений.
Слайд 15Методы развития силовых способностей
метод предельных и околопредельных отягощений;
метод непредельных отягощений
(до отказа);
метод динамических усилий.
метод статических усилий;
Слайд 16Метод предельных и околопредельных отягощений (максимальных усилий)
Предельным отягощением считается такое,
которое человек может выполнить без эмоционального напряжения всего один раз.
Околопредельные отягощения – два–три раза, что составляет примерно 85–95% от максимума.
Метод считается основным для развития максимальной силы.
Слайд 17Метод предельных и околопредельных отягощений (максимальных усилий)
Параметры нагрузки: вес отягощении
85–95% от максимального (ПМ–1–3), число подходов 5–6, интервалы отдыха между
подходами 5–8 мин. Количество занятий в неделю – не чаще 1–2 раз.
Слайд 18Метод предельных и околопредельных отягощений (максимальных усилий)
Ценность метода – позволяет
развивать максимально возможную силу, при не высоких суммарных объемах нагрузки.
не способствует росту мышечной массы.
Недостаток метода. Его применение в основном ограничивается высококвалифицированными спортсменами.
Слайд 19Метод непредельных отягощений
Сущность метода состоит в том, что непредельный вес
человек поднимает максимально возможное число раз (до отказа).
Отягощения целесообразно
нормировать в пределах от 50% до 80% от индивидуального максимума, что в пересчете на повторный максимум (ПМ) составит от 14 до 5 повторений.
Слайд 20Метод непредельных отягощений
Оптимальными считаются отягощения в диапазоне 50–60%, что составит
предельное число повторений 14–16 раз в одном подходе. Число подходов
в каждом упражнении 3 и более, а видов упражнений в одном занятии 2–3, интервалы отдыха между подходами – 3–4 мин.
Количество занятий в неделю – не менее 3. При таком режиме одновременно растет сила и увеличивается мышечная масса.
Слайд 21Метод непредельных отягощений
Достоинства метода:
1. Большой объем работы, что приводит
к увеличению мышечной массы и росту силы.
2. Снижается вероятность
получения травм, кроме того, отсутствует максимальное натуживание.
3. Возможность контролировать технику.
Недостатки метода:
Невозможно добиться максимального развития силы.
Слайд 22Метод динамических усилий
Сущность метода заключается в том, что непредельные отягощения
повторяются с максимально возможной скоростью или темпом.
Число повторений, как правило,
ограничивается началом снижения скорости движения.
Интервалы отдыха между попытками должны дать возможность относительно полного восстановления работоспособности (от 3 до 6–8 мин) .
Слайд 23Метод динамических усилий
Принцип определения величины отягощения для развития скоростно-силовых способностей
таков: отягощение должно быть по возможности большим, однако, не должно
приводить к искажению техники целевого упражнения и заметному снижению скорости его выполнения.
Слайд 24Метод динамических усилий
Положительное значение - практически, не вызывая увеличения мышечной
массы, он эффективно совершенствует скоростно-силовые способности.
Недостаток метода связан с
возможностью получения разного рода травм при выполнении мощных скоростно-силовых упражнений.
Слайд 25Метод статических усилий
Сущность в том, что человек выполняет повторно ряд
максимально возможных усилий, каждое продолжительностью 5–6 сек. Обычно это выполнение
различных упоров под разными углами, или удержаний каких-то тяжестей в определенных положениях.
Слайд 26Метод статических усилий
В одно занятие можно включать до 5–6 упражнений,
повторяя каждое по 2–3 раза с интервалами отдыха от 30
до 60 сек. Интервалы отдыха между разными упражнениями можно увеличивать от I до 3 мин. При этом в каждом повторении статическое усилие продолжается по 5–6 сек. Всего на занятие отводится порядка 15–20 мин.
Слайд 27Метод статических усилий
Достоинство метода – не требует сложного оборудования, занимает
мало времени, можно воздействовать практически на любые мышечные группы.
Недостаток
метода - его эффективность в плане развития силы меньше по сравнению с другими методами. Более того, статическая сила мало сказывается на эффективности динамического режима, который обычно доминирует не только в спорте, но и в жизни.
Слайд 281. Применяемые в занятиях отягощения должны быть непредельными и каждое
повторение выполняется с максимально возможной в этих условиях скоростью.
2. Величина
применяемых отягощений зависит от удельного веса силового и скоростного компонентов, типичных для целевой деятельности.
При развития скоростно-силовых способностей рекомендуется:
Слайд 293. С целью увеличения ССС можно использовать методы отдельного развития
только силы или только быстроты. В этом случае лучший эффект
достигается при параллельном развитии этих качеств, а не при последовательном.
4. При скоростно-силовой тренировке нецелесообразно заниматься в состоянии, утомления, т.к. оно вызывает замедление выполняемых движений.
Слайд 30 Обусловлена специфическими особенностями видов спорта.
Однако осуществляется фактически по единому
принципу – увеличению объема нагрузки при одновременном повышении проявляемых силовых
усилий, не приводящих к искажению техники движений.
Методика развития специальной силовой выносливости
Слайд 31 Осуществляется с помощью метода круговой тренировки. Для этого подбирается комплекс
силовых упражнений для развития основных мышечных групп. В зависимости от
физической подготовленности число повторений упражнения на каждой станции может равняться для начинающих 30–40% и для подготовленных – 60–75% от максимального теста. Число кругов также может варьировать от 2–3 до 5–6.
Развитие общей силовой выносливости
Слайд 32Общие методические требования при занятиях силовыми упражнениями
В процессе занятий
силовые упражнения необходимо чередовать с упражнениями на расслабление.
Целесообразно систематически практиковать
выполнение упражнений, вызывающих растягивание.
При выполнении силовых упражнений необходимо четко регламентировать дыхание.
Занятия с целью воспитания силы наиболее выгодно планировать в начале основной части урока.
Слайд 33Общие методические требования при занятиях силовыми упражнениями
В работе
с подростками должна преобладать общая силовая подготовка и неукоснительное соблюдение
правила симметричного развития антагонистов и синергистов.
При планировании силовых занятий необходимо учитывать закономерности сенситивных периодов.
Слайд 34Сенситивные периоды в развитии
силовых способностей
Собственно силовые способности наиболее эффективно
поддаются целенаправленному развитию у мальчиков с 13–14 до 16–17 лет,
у девочек с 10–12 до 16–17 лет.
Скоростно-силовые способности – у мальчиков в 10–11 лет и 14–16 лет, у девочек – в 11–12 лет.
Слайд 35
Способы оценки силовых способностей