Слайд 1Развитие общения дошкольников со
взрослыми и сверстниками
Слайд 2ОБЩЕНИЕ рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение
их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата
(М.И.Лисина)
СРЕДСТВА
ОБЩЕНИЯ
две группы:
вербальные (речь) и невербальные
(экспрессивно-мимические - улыбка, мимика и предметные - позы, жесты, предметные
действия)
Слайд 3Три стороны общения
1. Социально-перцептивная - восприятие и понимание другого человека;
2.
Интерактивная - межличностное взаимодействие;
3. Коммуникативная - передача информации.
Слайд 4Развитие общения дошкольников со взрослыми
Четыре формы общения со взрослыми:
ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Под формой общения имеется в
виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития
Слайд 5Развитие общения дошкольников со взрослыми
Особенности (параметры) формы общения:
1. Время
возникновения данной формы общения;
2. Место, которое она занимает в жизни
ребенка;
3. Главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения;
4. Ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми;
5. Основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.
Слайд 6Развитие общения дошкольников со взрослыми
Период новорожденности – ребёнок учится
выделять взрослого. 2 мес. – комплекс «оживления» - включает двигательное
оживление, речевые реакции и улыбку.
К 2 мес. у малыша завершается формирование потребности в общении со взрослым.
Слайд 7Развитие общения дошкольников со взрослыми
Особенности, которые подтверждают её появление:
1.
Внимание и интерес ко взрослому (когда ребенок направлен на его
познание);
2. Эмоциональные проявления, адресованные взрослому, свидетельствующие о том, что младенец его оценивает и определенным образом относится к нему;
3. Инициативные действия малыша с целью привлечь внимание взрослого к себе;
4. Чувствительность младенца к отношению взрослого, что обнаруживает восприятие малышом той оценки, которую дает взрослый.
Слайд 8Развитие общения дошкольников со взрослыми
Проявления действий малыша, демонстрирующий ситуативно-личностное
общение:
1. Смотрит в глаза взрослого; 2. Отвечает улыбкой на
его улыбку; 3. Адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализацию; 4. Стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым.
Слайд 9Развитие общения дошкольников со взрослыми
Ситуативно-деловое общение (от 6 мес.
до 3 лет). Особенности:
1. Ребёнку важно, чтобы взрослый проявлял отношение
к к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе.
2. Взрослый рассматривается младенцем как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий.
Слайд 10Развитие общения дошкольников со взрослыми
Ситуативно-деловое общение (от 6 мес.
до 3 лет). Особенности:
3. Общение ярко эмоционально окрашено, но не
только положительными эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает.
Слайд 11Развитие общения дошкольников со взрослыми
Внеситуативно-познавателъная форма общения (от 3
мес. до 6 лет). Особенности:
1. Общение включено в совместную со
взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную.
Слайд 12Развитие общения дошкольников со взрослыми
Внеситуативно-познавателъная форма общения (от 3
мес. до 6 лет).
Особенности:
2. Взрослый теперь выступает в новом
качестве как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию.
Слайд 13Развитие общения дошкольников со взрослыми
Внеситуативно-познавателъная форма общения (от 3
мес. до 6 лет).
Особенности:
3. У дошкольников возникает потребность в
уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера
Слайд 14Развитие общения дошкольников со взрослыми
Внеситуативно-личностная форма общения (старше 7
лет).
Особенности:
1. Взрослый для дошкольника выступает не просто индивидуальность, а
конкретное историческое социальное лицо, член общества.
Слайд 15Развитие общения дошкольников со взрослыми
Внеситуативно-личностная форма общения (старше 7
лет).
Особенности:
2. В разговорах преобладают темы не о животных, природе
и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов.
Слайд 16Развитие общения дошкольников со взрослыми
Внеситуативно-личностная форма общения (старше 7
лет).
Особенности:
2. В разговорах преобладают темы не о животных, природе
и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов.
Слайд 17Развитие общения дошкольников со взрослыми
Вклад форм общения в психическое
развитие дошкольников:
1. Ситуативно- личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий
разных систем и анализаторов и реакции хватания. 2. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи.
Слайд 18Развитие общения дошкольников со взрослыми
Вклад форм общения в психическое
развитие дошкольников:
3. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам расширить рамки мира, доступного
для познания, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами.
4. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности.
Слайд 19Отношение дошкольников к личности воспитателя
Особенности отношения дошкольников к личности воспитателя:
1)
Отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога;
2)
Для детей характерна в основном положительная оценка личности педагога;
3) От оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке деятельности воспитателя, а затем и нравственных качеств;
4) С возрастом растет осознание детьми своего отношения к воспитателю;
5) Ролевой стереотип воспитателя в глазах детей характеризуется «ореолом роли», «ореолом непогрешимости», «ореолом сверхконтроля».
Слайд 20Развитие общения дошкольников со сверстниками
Особенности:
1. В контактах с товарищами
преобладают инициативные высказывания над ответными;
2. Общаясь с товарищами, дошкольник
управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой.
Слайд 21Развитие общения дошкольников со сверстниками
Особенности:
3. Они ведут себя со
сверстниками как с интересной игрушкой. В то же время они
адресуют им те же действия, что и взрослому: улыбаются, предлагают игрушку. Однако инициативные проявления в адрес сверстников, стремление привлечь к себе внимание наблюдаются редко, как и ответная активность.
Слайд 22Развитие общения дошкольников со сверстниками
Особенности:
4. В 1,5 года происходит
перелом в отношениях с ровесниками. Развиваются инициативные действия с целью
заинтересовать собой ровесника. Одновременно развивается чувствительность к отношению товарищей.
5. К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками - эмоционально- практическая. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению.
Слайд 23Развитие общения дошкольников со сверстниками
Особенности:
5. На 4-м году жизни
все большее место в общении занимает речь. В возрасте с
4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками.
В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер.
Слайд 24Развитие общения дошкольников со сверстниками
Особенности:
5. На 4-м году жизни
все большее место в общении занимает речь. В возрасте с
4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками.
В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер.
Слайд 25Развитие общения дошкольников со сверстниками
Особенности:
6) У детей ярко проявляется
склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей.
На 5-м
году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи.
Слайд 26Развитие общения дошкольников со сверстниками
Причины конфликтов детей в дошкольном
возрасте:
1. Младенчество и раннее детство - обращение с другим ребенком
как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек;
2. К 5-6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.