Слайд 1Развитие подходов к управлению человеческими ресурсами:
управленческий, гуманистический, корпоративный
Подготовила
студентка группы 190-34бТ
Пищик
Валерия Сергеевна
Слайд 2Введение
Начало управления персоналом – тщательная и поэтапная работа с профессионалами
или сотрудниками организации, а затем, управление людьми посредством объединенной связи
между контролем и сотрудниками.
Управление человеческими ресурсами – это управление сотрудниками организации, или человеческими ресурсами.
Человеческие ресурсы - это определенная совокупность качеств и характеристик человека, которая характеризует его способность к деятельности определенного рода. Кроме того, стоит отметить, что данное понятие может рассматриваться в контексте отдельно взятой организации, региона или же государства в целом.
Слайд 3Введение
УЧР может рассматриваться с разных точек зрения:
-как система разработки и
реализации взаимосвязанных, тщательно продуманных решений по поводу регулирования отношений труда
и занятости на уровне организации;
-как направление управленческой деятельности, в которой человеческий компонент (или персонал) организации рассматривается как: один из важнейших ресурсов ее успешного функционирования и развития, фактор ее эффективности и роста, средство достижения стратегических целей.
Основополагающим теоретическим положением новых подходов к управлению людьми в деловой организации является: признание экономической полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие которых нуждается в инвестиционных вложениях подобно другим видам экономических ресурсов.
Слайд 4Управленческий подход детерминировал взгляд на человека, его место в организации
и оптимальные рычаги воздействия. Так, метафора организации как машины сформировала
взгляд на человека как на деталь, винтик в механизме, по отношению к которому возможно использование человеческих ресурсов.
В рамках гуманистического подхода была предложена метафора организации как культуры, а человека — как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа. Реализовывать функцию управления персоналом по отношению к такому сотруднику возможно только в рамках подхода — управления человеком, не только самостоятельным, активным существом, но и придерживающимся определенных ценностей, правил, принятых норм поведения.
Корпоративный подход к управлению персоналом, как и сама корпоративная культура, является комплексом допущений, предложений о том, что является целесообразным (полезным) для организации в области работы с персоналом. Такой свод правил создается внутри каждой организации в процессе длительных проб и ошибок, и часто предопределяется прошлым опытом, установками, собственников и топ-менеджеров организации. Анализ комплекса действий в отношении персонала дает возможность реконструировать основопологающие предложения о той метафоре организации, которая лежит в основе представлений и предопределяет подход к управлению персоналом конкретной организации. Такой анализ дает возможность, не выходя за рамки корпоративной культуры, сделать управление персоналом более эффективным и адекватным особенностями менеджмента организации в целом.
Слайд 5Сравнительная оценка подходов к управлению
Слайд 6Экономический подход
Экономический подход к управлению дал начало концепции использования
трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая
(в общем случае инструментальная, т. е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии.
Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок.
В сущности организация - это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо.
Слайд 7Корпоративное управление
Целью корпоративной культуры в системе управления персоналом является формирование
поведения персонала, способствующего достижению целей предприятия.
Для достижения данной цели
в процессе управления персоналом предприятия необходимо решать следующие задачи:
- развитие у персонала чувства причастности к делам предприятия;
- поощрение привлечения персонала в совместную деятельность на благо предприятия;
- укрепление стабильности системы социальных отношений;
- поддержка индивидуальной инициативы работников;
- оказание помощи персоналу в достижении личного успеха;
- создание атмосферы единства менеджеров и персонала в предприятии;
- делегирование ответственности;
- укрепление корпоративной семьи (поздравления персонала с семейными, трудовыми праздниками, событиями и т.д.).
Слайд 8КОМАНДНЫЙ подход
Социальное и культурное творчество самих работников, их непосредственное участие
в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь и
взаимозаменяемость, проясненность общих ценностей и целей, определяющих поведение каждого члена команды, коллективная ответственность за результаты и высокую эффективность работы, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциалов — таковы слагаемые нового подхода в кадровом менеджменте 80-х — 90-х годов, получившего название — командный менеджмент (team management).
К началу 90-х годов наступила совершенно новая эра в жизни бизнес-структур: на смену внутренней конкуренции между менеджерами корпорации пришла эпоха кооперации, нашедшая свое концентрированное выражение в командном подходе, который тем не менее предполагает ясное очерчивание полномочий и уровня ответственности ведущих руководителей корпораций.
Стать моральным лидером в организации руководитель может только тогда, когда он готов эффективно выполнять функции морального авторитета в рамках сложившейся корпоративной культуры.
Слайд 9Органический подход (положил начало управленческому)
В рамках органической парадигмы последовательно сложились:
1) концепция управления персоналом
2) концепция управления человеческими ресурсами.
Именно
органический подход обозначил новую перспективу управления персоналом, выведя этот тип управленческой деятельности далеко за рамки традиционных функций организации труда и зарплаты. Кадровая функция из регистрационно-контрольной постепенно стала развивающей и распространилась на поиск и подбор работников, планирование карьеры значимых для организации фигур, оценку работников управленческого аппарата, повышение их квалификации.
Акцентирование внимания на человеческом ресурсе способствовало рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде.
Отождествление организации с человеческой личностью - А. Маслоу – основа для выделения направлений и содержания деятельности по управлению персоналом.
Слайд 10Принципы управленческого (органического) подхода:
Храните целое организации в каждой ее части
(в подразделении и вплоть до каждого работника).
Создавайте множественные связи между
частями организации (причем избыточные).
Развивайте одновременно и специализацию персонала, и его универсализацию (не забывая о том, насколько все должны знать и уметь делать все).
Создавайте условия для самоорганизации каждого работника и коллектива в целом.
Слайд 11Было очевидно, что принятие управленческих решений никогда не может быть
полностью рациональным, поскольку в реальности работники управленческого аппарата:
а) действуют на
основе неполной информации;
б) способны исследовать только ограниченный набор вариантов каждого решения;
в) неспособны точно оценить результаты.
В конечном итоге организационный подход фокусируется на следующих ключевых моментах:
Необходимо делать акцент на окружающей среде, в которой живет организация.
Организацию надо понимать в терминах взаимосвязанных - внутри- и межорганизационных подсистем, выделяя ключевые подсистемы и анализируя способы управления их отношениями со средой. Популярный способ анализа - определение набора ключевых потребностей, которые организация должна удовлетворить для собственного выживания.
Между подсистемами необходимо создавать равновесие и устранять дисфункции.
Слайд 12Рекомендации, существенные с точки зрения повышения эффективности управления персоналом.
1. Признавая
ошибки, допускаемые при действии в сложной среде, неизбежными, необходимо поощрять
у сотрудников такие качества, как открытость и рефлексивность.
2. Существенно поощрять такие способы анализа, которые признают возможность реализации разных подходов к решению проблем. При этом необходимо инициировать конструктивные конфликты и дискуссии между представителями разных точек зрения. Это часто приводит к переосмыслению целей организации и переформулированию способов их достижения.
3. Важно избегать того, чтобы структура деятельности непосредственно определяла организационную структуру. Цели и задачи должны не задаваться сверху, а появляться в процессе работы. В планах указываются скорее ограничения (то, чего нужно избегать), чем то, что конкретно нужно сделать.
4. Необходимо подбирать людей, создавать организационные структуры и поддерживать процессы, способствующие реализации этих принципов.
Слайд 13Гуманистический подход
Развивающаяся в последнее время гуманистическая парадигма исходит из концепции
управления человеком и из представления об организации как культурном феномене.
Организационная
культура — целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования становится одним из объяснительных принципов.
При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации, социальных общностей.
Влияние культурного контекста на управление персоналом сегодня представляется вполне очевидным. Например, в Японии организация рассматривается не как рабочее место, объединяющее отдельных работников, а как коллектив.
Для такой организации характерны дух сотрудничества, взаимозависимость; пожизненный найм превращает организацию в продолжение семьи; между начальниками и подчиненными устанавливаются паттерналистские отношения.
Слайд 14Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности,
которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным
образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению.
Гуманистический подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы.
С точки зрения данного параметра важно, насколько работники предприятия интегрированы в существующую систему ценностей (в какой степени они безоговорочно принимают ее как «свою собственную») и насколько они чувствительны, гибки и готовы к изменениям в ценностной сфере в связи с переменами в условиях жизни и деятельности.
Также важно, живет ли предприятие в целом по одним и тем же правилам и принципам принятия решения или же на предприятии разные группы живут по разным правилам и исповедуют разные принципы
Слайд 15Позитивная роль гуманистического подхода
1. Культурологический взгляд на организацию снабжает управленцев
связной системой понятий, с помощью которых они могут сделать свой
повседневный опыт постижимым.
2. Представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде. Если экономический и организационный подходы подчеркивают структурную сторону организации, то организационно-культурный показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через язык, нормы, фольклор, церемонии и т.д. Если раньше многие менеджеры рассматривали себя прежде всего как людей, создающих структуры и должностные инструкции, координирующих деятельность или создающих схемы мотивирования своих сотрудников, то теперь они могут смотреть на себя как на людей, осуществляющих символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов.
Слайд 163. Гуманистический подход позволяет также реинтерпретировать характер отношений организации с
окружающей средой в том направлении, что организации способны не только
адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.
4. В рамках данного подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие - это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей.
Слайд 17Принципы концепции использования трудовых ресурсов (гуманистический)
обеспечение единства руководства - подчиненные
получают приказы только от одного начальника;
соблюдение строгой управленческой вертикали -
цепь управления от начальника к подчиненному спускается сверху вниз по всей организации и используется как канал для коммуникации и принятия решения;
фиксирование необходимого и достаточного объема контроля - число людей, подчиненных одному начальнику, должно быть таким, чтобы это не создавало проблемы для коммуникации и координации;
соблюдение четкого разделения штабной и линейной структур организации - штабной персонал, отвечая за содержание деятельности, ни при каких обстоятельствах не может осуществлять властных полномочий, которыми наделены линейные руководители;
Слайд 18достижение баланса между властью и ответственностью -бессмысленно делать кого-либо ответственным
за какую-либо работу, если ему не даны соответствующие полномочия;
обеспечение дисциплины
- подчинение, исполнительность, энергия и проявление внешних знаков уважения должны осуществляться в соответствии с принятыми правилами и обычаями;
достижение подчинения индивидуальных интересов общему делу с помощью твердости, личного примера, честных соглашений и постоянного контроля;
обеспечение равенства на каждом уровне организации, основанного на доброжелательности и справедливости, чтобы вдохновить персонал к эффективному исполнению своих обязанностей; заслуженное вознаграждение, повышающее моральное состояние, но не ведущее к переоплате или перемотивированию.
Слайд 19глоссарий
Управление человеческими ресурсами – это управление сотрудниками организации, или человеческими
ресурсами.
Человеческие ресурсы - это определенная совокупность качеств и характеристик человека,
которая характеризует его способность к деятельности определенного рода. Кроме того, стоит отметить, что данное понятие может рассматриваться в контексте отдельно взятой организации, региона или же государства в целом.
Управленческий подход – подход в упралении персоналом, детерминирвавший взгляд на человека, его место в организации и оптимальные рычаги воздействия.
Гуманистический подход – подход в рамках управления человеческими ресурсами, предложивший рассматривать организацию культуру, а человека — как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа.
Корпоративный подход к управлению персоналом - комплекс допущений, предложений о том, что является целесообразным (полезным) для организации в области работы с персоналом.
Слайд 20Тест
1) Концепция управленческого подхода:
А) детерминировал взгляд на человека, его место
в организации и оптимальные рычаги воздействия
Б) была предложена метафора организации
как культуры, а человека — как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа
В) как и сама корпоративная культура, является комплексом допущений, предложений о том, что является целесообразным (полезным) для организации в области работы с персоналом
2) Основные задачи управления персоналом в гуманистическом подходе:
А) Обучение персонала, углубление как специализации, так и универсализации, создание условий для максимальной самоорганизации сотрудников
Б) Адаптация, развитие культуры организации задание ценностей, формирование правил и норм, символизация
В) Отбор способных работников, стимулирование, нормирование труда
3) Дал начало концепции использования трудовых ресурсов подход:
А) гуманистический
Б) органический
В) экономический
4) Какой подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы.
А) командный подход
Б) гуманистический подход
В) органический подход
Слайд 21Список литературы
Управление персоналом организации: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014.
– 297 с.
Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс
для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.
Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие / Т.Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 239 c.
Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2015. - 288 c.
Михайлина, Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 c.
Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - Люберцы: Юрайт, 2014. - 513 c.