Разделы презентаций


Развитие самооценки и самосознания в онтогенезе

Содержание

Самосознание – это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности (И.С. Кон).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Развитие самооценки и самосознания в онтогенезе
Выполнили: Кунгурова Ольга, Лыжина Диана,

Моок Виолетта

Развитие самооценки и самосознания в онтогенезеВыполнили: Кунгурова Ольга, Лыжина Диана, Моок Виолетта

Слайд 2Самосознание
– это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает

себя в качестве субъекта деятельности (И.С. Кон).

Самосознание – это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности (И.С. Кон).

Слайд 3При формировании самосознания очень важно, чтобы человек мог выработать позитивное

отношение к себе как к личности. Этого можно добиться при

обобщении практических знаний о других людях. Ребенок рано начинает отделять в своем сознании людей от окружающего мира, а затем и отличать одного человека от другого, различать их жесты, движения, понимать, что взаимоотношения людей строятся по определенным правилам, и т. д. Благодаря этому он начинает овладевать движениями и производить действия, осознавая их с помощью оценок взрослых.
Б.Г. Ананьев считал, что осознать себя – это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и прежде всего как трудящегося, семьянина, отца, воспитателя, товарища, как часть коллектива.
При формировании самосознания очень важно, чтобы человек мог выработать позитивное отношение к себе как к личности. Этого

Слайд 4СТАДИИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫДЕЛЯЮТ И.Ю.КУЛАГИНА И В.Н.КОЛЮЦКИЙ

СТАДИИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫДЕЛЯЮТ И.Ю.КУЛАГИНА И В.Н.КОЛЮЦКИЙ

Слайд 5Младенчество (0-1)
До наступления первого дня рождения ребенок полностью ассоциирует себя

с основным родителем. В первые месяцы жизни, малыш занятый развитием

основных навыков и рефлексов, даже не думает о своей индивидуальности, нет времени на то чтобы заняться самосознанием и отделением себя от родителя.
Основные потребности, которые малыш хочет удовлетворить в этот период:
Еда
Любовь
Внимание
Первые признаки развития независимости от родителя можно заметить в возрасте четырех месяцев, например, ребенок поймет, что родительское внимание можно обратить на себя плачем. 

Младенчество (0-1)До наступления первого дня рождения ребенок полностью ассоциирует себя с основным родителем. В первые месяцы жизни,

Слайд 6Раннее детство (от 1 до 3)
Самое начало зарождения самосознания -

осознание границ своего тела — 1 год.
Формирование у ребёнка способности

к самостоятельным действиям с предметами.
И именно начиная с года до трёх лет зарождается самосознание.
Примерно в 2 года ребёнок начинает себя узнавать в зеркале, что является простейшей формой самосознания.
Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: “Тата”, “Саша”.
Потом, к 3 годам, появляется местоимение “я”. Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего “я”, но того, что “я хороший”, “я очень хороший”.


Раннее детство (от 1 до 3)Самое начало зарождения самосознания - осознание границ своего тела — 1 год.Формирование

Слайд 7Дошкольное детство (от 3 до 6-7)
Самосознание начинает активно формироваться к

концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию
Адекватный образ

«Я» формируется у ребёнка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения с взрослыми и сверстниками.
Развитие самосознания в этот период зависит от особенностей семейного воспитания.
Происходит осознание своих переживаний, проявляющееся в том, что в конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «Я рад», «Я огорчен», «Я сердит».
Дошкольное детство (от 3 до 6-7)Самосознание начинает активно формироваться к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и

Слайд 8Дошкольное детство
Развивается осознание себя во времени, то есть уже в

6—7 лет ребёнок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и

представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».
Возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. Но несмотря на это, ребёнок судит о себе поверхностно и оптимистично. Если его просят описать себя, то он это сделает в основном с внешней точки зрения: цвет волос, рост, любимые занятия.
Дошкольное детствоРазвивается осознание себя во времени, то есть уже в 6—7 лет ребёнок помнит себя в прошлом,

Слайд 9Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11)
Самооценка становится в целом

более адекватной и дифференцированной. Ребёнок различает свои физические и духовные

качества, оценивает свои способности, сравнивая себя с другими.
Оценки становятся объективными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные.
На развитие самосознания ребенка большое влияние оказывает оценка, которую ставит учитель за выполнение работы или оценивая его поведение. Ориентируясь на учителя, ребенок начинает считать себя «отличником», «троечником», «двоечником», хорошим или средним учеником, наделяя себя набором качеств, соответствующих той группе, к которой он сам себя отнес.
Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11)Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной. Ребёнок различает свои

Слайд 10Подростковый возраст (от 10-11 до 15)
Последовательно появляются две особые формы

самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости — отношение подростка

к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
В этом возрасте у подростков появляется склонность к самопознанию (рефлексии). Он начинает сравнивать себя с другими людьми (взрослыми и сверстниками), критически относиться к себе, проходит через массу душевных переживаний, в результате которых происходит формирование его самооценки и определение своего места в обществе.
Формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.
Подростковый возраст (от 10-11 до 15)Последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости

Слайд 11Старший школьный возраст (от 15 до 18)
Происходит становление самосознания и

устойчивого образа «Я».
Ученые считают, что причина данного становления заключается

в том, что в этом возрасте происходят развитие абстрактно-логического мышления, открытие внутреннего мира.
Меняется образ воспринимаемого человека, появляется чувство одиночества, преувеличение своей уникальности и устойчивости во времени.
И.С. Кон отмечал, что образ «Я» – это социальная установка, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов: 1) познавательного (знание себя, представление о своих качествах и свойствах); 2) эмоционального (оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т. д.); 3) поведенческого (практическое отношение к себе).
Старший школьный возраст  (от 15 до 18)Происходит становление самосознания и устойчивого образа «Я». Ученые считают, что

Слайд 12НАИБОЛЕЕ ЯВНО САМОСОЗНАНИЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В САМООЦЕНКЕ, ТО ЕСТЬ В ТОМ, КАК

РЕБЁНОК ОЦЕНИВАЕТ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ И НЕУДАЧИ, СВОИ КАЧЕСТВА И ВОЗМОЖНОСТИ

НАИБОЛЕЕ ЯВНО САМОСОЗНАНИЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В САМООЦЕНКЕ, ТО ЕСТЬ В ТОМ, КАК РЕБЁНОК ОЦЕНИВАЕТ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ И НЕУДАЧИ,

Слайд 13Самооценка
это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и

места среди людей.

Самооценка складывается на основе сопоставлений себя и других людей,

себя и какого-то эталона (реального и идеального «Я»), на основе мнений, которые человек слышит о себе.
Самооценка это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.Самооценка складывается на основе сопоставлений

Слайд 14Я - концепция это описание черт своей личности и вся

совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний, она

способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Образ-Я это представление о себе и отношение к себе: довольства и недовольства.
Поведенческий компонент- это те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов.
Я - концепция это описание черт своей личности и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с

Слайд 15Актуальная (оценка себя в настоящем).
Ретроспективная (оценка себя в прошлом).
Прогностическая (оценка

себя в будущем).
Адекватная (достаточно объективная оценка собственных способностей, свойств и

качеств).
Неадекватная (представление личности о себе далеко от реального).
Заниженная - ведет к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовывать свои задатки и способности.
Завышенная - у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих.
Актуальная (оценка себя в настоящем).Ретроспективная (оценка себя в прошлом).Прогностическая (оценка себя в будущем).Адекватная (достаточно объективная оценка собственных

Слайд 16Младенчество (0-1)
Общение со взрослыми, в особенности с матерью - необходимое

условие развития самооценки в этот период.
Если новорожденные и младенцы не

имеют четких "границ" своего существа и считают именно себя причиной всех изменений вокруг, то уже в 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка.
Взрослый с первых дней оценивает малыша. В любой оценке главным для ребенка является доброжелательное внимание.



Младенчество (0-1)Общение со взрослыми, в особенности с матерью - необходимое условие развития самооценки в этот период.Если новорожденные

Слайд 17Раннее детство (от 1 до 3)
Ведущим фактором развития самосознания и

самооценки в этот период продолжает оставаться взаимоотношение ребенка со взрослым.


Поскольку еще не складывается собственная, устойчивая самооценка, ребенок стихийно принимает отношение к себе взрослого, и, таким образом, истоком первоначальной самооценки его личности является «на веру» принятое отношение взрослого.

Раннее детство (от 1 до 3)Ведущим фактором развития самосознания и самооценки в этот период продолжает оставаться взаимоотношение

Слайд 18Дошкольное детство (от 3 до 6-7)
К 4-5 годам многие дети

могут правильно оценивать себя, свои личностные качества, достижения и неудачи.
Оценка дошкольником

самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий.
Дошкольнику оценить себя гораздо труднее, чем сверстника.
Самооценка дошкольника очень эмоциональна.
К 7 годам самооценка у ребенка из общей становится дифференцированной.



Дошкольное детство (от 3 до 6-7)К 4-5 годам многие дети могут правильно оценивать себя, свои личностные качества,

Слайд 19Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11)
Особенностью детей младшего школьного

возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от

дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки.
Ведущей для ребенка деятельностью является - учебная. Самое главное в учебной деятельности- это поворот ребенка на самого себя, на оценку собственных изменений, рефлексия на себя.
Становление самооценки младшего школьника зависит также от особенностей общения учителя с классом, а также от стиля семейного воспитания и принятых в семье ценностей.
К концу младшего школьного возраста появляется способность к рефлексии .



Младший школьный возраст  (от 6-7 до 10-11)Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета

Слайд 20Подростковый возраст (от 10-11 до 15)
Только в подростковом возрасте начинает

развиваться подлинная самооценка – оценка человеком самого себя с преимущественной опорой

на критерии своего внутреннего мира, обусловленные собственным "Я".
Фаза индивидуализации в подростковом возрасте характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе – активным формированием образа "Я".
Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному.
Нормальная самооценка напрямую связана с лучшим самочувствием, адекватным поведением, более низкими уровнями депрессии и в целом большими успехами в жизни. Молодёжь имеет еще низкую самооценку, а люди среднего возраста уважают себя больше. По мере взросления люди все больше начинают уважать себя, но ко времени выхода на пенсию самооценка начинает резко падать.
Подростковый возраст (от 10-11 до 15)Только в подростковом возрасте начинает развиваться подлинная самооценка – оценка человеком самого

Слайд 21Старший школьный возраст (от 15 до 18)
С обнаружением в себе

этих новых познавательных способностей юноши и девушки развивают эго-идентичность -

целостное, связное представление о себе, формируется «Я-образ» к 15-16 годам.
Было выявлено, что в раннем подростковом возрасте девочки чаще имеют низкую самооценку по сравнению с мальчиками, и эти различия усиливаются к концу периода юности. На основании представления о себе как личности у подростка к 16-18 годам возникает особое личностное новообразование -психологическая готовность к самоопределению.

Старший школьный возраст  (от 15 до 18)С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и

Слайд 22Факторы, влияющие на развитие самооценки
Условия формирования низкой самооценки:
Стремление родителей поставить

детей в подчиненное, зависимое положение, требуя от ребенка послушания, воспитывая

у него умение подстраиваться к другим людям; зависимость от взрослых в повседневной жизни, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками.
Если родители внутренне не принимают ребенка, он оказывается для них неинтересен, вызывает неодобрение.
Конфликтные отношения между родителями.
Отсутствие заинтересованности окружающих в ребенке.

Условия формирования высокой самооценки:
Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью, где царит атмосфера взаимного доверия.
Родителям принимают своего ребенка таким, какой он есть, невзирая на его умственные или физические данные.
Предъявление к ребенку ясной и разумной системы требований.
Проявление заинтересованности родителей в результатах учебы ребенка, знание родителями друзей ребенка, а также взаимодействие родителей с ребенком в беседе

Факторы, влияющие на развитие самооценкиУсловия формирования низкой самооценки:Стремление родителей поставить детей в подчиненное, зависимое положение, требуя от

Слайд 23Тест
1. Мне хочется, чтобы мои друзья меня подбадривали. 2. Я постоянно

чувствую ответственность за порученную мне работу. 3. Я переживаю за свое будущее. 4.

Многие меня ненавидят. 5. Я владею меньшей инициативой, чем другие. 6. Я волнуюсь за свое психическое состояние. 7. Я боюсь выглядеть глупо. 8. Внешний вид других намного лучше, чем мой. 9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я как следует не умею разговаривать с людьми! 12. Как жаль, что мне недостает уверенности в себе! 13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия чаще одобряли другие. 14. Я слишком скромен (скромна). 15. Моя жизнь бесполезна. 16. Многие имеют неправильное представление обо мне
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди многого от меня ждут.

19. Люди не очень интересуются моими достижениями.
20. Я стеснителен (стеснительна).
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто волнуюсь зря.
24. Я смущаюсь, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я постоянно чувствую себя скованным (скованной).
26. Я думаю о том, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен (уверена), что люди почти все воспринимают намного легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной случится какая-то неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не такой коммуникабельный (такая коммуникабельная)!
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен (уверена) в своей правоте. 32. Я думаю о том, чего ждут от меня друзья.
очень часто — 4 балла; часто — 3 балла; редко — 1 балл; никогда — 0 баллов





Тест1. Мне хочется, чтобы мои друзья меня подбадривали. 2. Я постоянно чувствую ответственность за порученную мне работу.

Слайд 24РЕЗУЛЬТАТЫ
0-25: высокий уровень самооценки. Ты не расстраиваешься из-за чужих замечаний и

редко сомневаешься в своих действиях. Советую Тебе немножко больше прислушиваться к

окружающим и пытаться лучше их понимать. 26-45: средний уровень самооценки. Ты редко страдаешь от «комплекса неполноценности» и время от времени пытаешься подстраиваться под мнение других. Продолжай в том же духе — Ты хорошо чувствуешь, чего стоишь! 46-128: низкий уровень самооценки. Ты болезненно воспринимаешь критические замечания в свой адрес, стараешься всегда считаться с чужим мнением и часто страдаешь от «комплекса неполноценности». Веселее — на самом деле Ты круче, чем думаешь! ;)
РЕЗУЛЬТАТЫ0-25: высокий уровень самооценки. Ты не расстраиваешься из-за чужих замечаний и редко сомневаешься в своих действиях. Советую

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика