Разделы презентаций


Развитие теории международной коммуникации в России

Теория межкультурной коммуникацииМежкультурная коммуникация (МКК) — наука, изучающая общение между представителями различных культур (личные контакты между людьми, опосредованные формы коммуникации и массовую коммуникацию). Понятие «межкультурная коммуникация» было введено в 1950-х американским

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Развитие теории международной коммуникации в России

Развитие теории международной коммуникации в России

Слайд 2Теория межкультурной коммуникации
Межкультурная коммуникация (МКК) — наука, изучающая общение между

представителями различных культур (личные контакты между людьми, опосредованные формы коммуникации

и массовую коммуникацию).

Понятие «межкультурная коммуникация» было введено в 1950-х американским культурным антропологом доктором наук Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах для Госдепартамента США.

В период деятельности Э. Холла в институте дипломатической службы МКК формируется как область знания, изучающая влияние культуры на коммуникацию.

Эдвард Т. Холл
(16.05.1914 – 20.07.2009)

Теория межкультурной коммуникацииМежкультурная коммуникация (МКК) — наука, изучающая общение между представителями различных культур (личные контакты между людьми,

Слайд 3Актуальность проблем МКК в России
Проблемы МКК актуальны, так как в

России:
проживают более 180 народов;
используются более ста языков и наречий;


исповедуются разные религии;
развиваются различные политические направления;
общество состоит из различных социальных слоев.

Таким образом, перед каждым россиянином встают проблемы межкультурного характера: культурные и религиозные различия, этнические стереотипы, предрассудки.

Важно уметь преодолевать коммуникативные барьеры и находить общие точки для взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества.

Актуальность проблем МКК в РоссииПроблемы МКК актуальны, так как в России:проживают более 180 народов; используются более ста

Слайд 4Теория МКК в России
В российской науке интерес к теории МКК

возник в 90-х годах 20-го века. Инициаторами изучения межкультурной коммуникации

стали преподаватели иностранных языков, которые осознали, что для взаимопонимания с представителями других народов недостаточно простого знания иностранного языка. Эффективное межнациональное общение невозможно без всесторонних знаний о культуре другого народа в межкультурной коммуникации.

Во многих ВУЗах в учебный план введена новая дисциплина – «Межкультурная коммуникация». Инициатором и лидером в изучении МКК является факультет иностранных языков МГУ, где МКК преподается на протяжении нескольких лет, разработаны лекционные курсы и программы по различным аспектам этого направления.
МКК преподается с целью подготовки студентов-переводчиков, как посредников в межкультурном взаимодействии. Изучение включает в себя проблематику МКК с точки зрения различных социальных контекстов, акцентируя лингвистический, политический и организационный аспекты.

Теория МКК в РоссииВ российской науке интерес к теории МКК возник в 90-х годах 20-го века. Инициаторами

Слайд 5Теория МКК в России
Инициатива факультета иностранных языков МГУ нашла поддержку

в ряде других московских вузов: университете Дружбы народов, Государственном лингвистическом

университете, Российском государственном гуманитарном университете.
Опыт преподавания межкультурной коммуникации в вузах показывает, что наиболее эффективным является сочетание лекционных и практических форм занятий.
Особую эффективность доказали практические занятия, в ходе которых студенты получают возможность испытать чувства и эмоции, возникающие в реальных ситуациях межкультурной коммуникации, обсудить и проанализировать свое собственное поведение и поведение своих партнеров.

Практические занятия, как правило, вызывают оживленные дискуссии, значительно повышают мотивацию и заинтересованность студентов в предмете, устраняют психологический барьер во взаимодействии студентов и преподавателя.

Теория МКК в РоссииИнициатива факультета иностранных языков МГУ нашла поддержку в ряде других московских вузов: университете Дружбы

Слайд 6Направление исследований по МКК в России:
Педагогические и методические исследования;

Лингвострановедение (изучает

взаимодействие языка и культуры говорящей на нём страны);

Этнолингвистика (изучает язык

в соотношении с этносом);

Лингвокультурология (часть этнолингвистики, описывает язык и культуру в их взаимодействии);

Социальная психология;

Лингвистика (изучает национально-специфические особенностей каждой отдельно взятой лингвокультуры);

Социология;

Этнология;

Политология.




Направление исследований по МКК в России:Педагогические и методические исследования;Лингвострановедение (изучает взаимодействие языка и культуры говорящей на нём

Слайд 7Проблемы МКК в России
В связи с тем, что МКК является

новой наукой в России, существуют следующие проблемы:

Нет четко определенной теоретической

базы, единства терминологии, исходных посылок, которые бы позволили представителям разных научных сфер и направлений достичь конструктивного взаимопонимания;

Существует некоторая размытость в определении того, что считать межкультурной коммуникацией, неоправданное расширение границ МКК или же, напротив, сведение ее к области лишь прикладных исследований;

Не проводится достаточного количества исследований для изучения современных процессов становления и развития межкультурного взаимодействия.

Проблемы МКК в РоссииВ связи с тем, что МКК является новой наукой в России, существуют следующие проблемы:Нет

Слайд 8Современные научные подходы к МКК
Ученые анализируют различные подходы к проблеме

МКК, а так же разрабатывают типологии моделей поведения индивидуумов при

восприятии «чужой» культуры.

Б. С. Ерасов выделяет два основных научных подхода к проблеме МКК:

Инструментальный подход нацелен на достижение практического результата – успешной адаптации индивидов в инородной среде и создание методики обучения эффективному межкультурному общению в конкретном контексте.

Понимающий подход дает возможность рассматривать изменения в культуре и личности, которые происходят в результате встречи с представителями других культур, перспективы развития человеческой способности к МКК. Подход основан на идее необходимости сохранения самобытности и в то же время взаимодействия культур. Считается, что именно такой подход к проблемам МКК является наиболее перспективным.

Современные научные подходы к МККУченые анализируют различные подходы к проблеме МКК, а так же разрабатывают типологии моделей

Слайд 9Исследования проблемы МКК в России

В России наблюдается интерес к проблемам

МКК с точки зрения синергетики, которая рассматривает этот вид человеческого

взаимодействия как сплошную систему кооперативных действий, приводящих к качественно новому результату.

Исследования саратовских ученых (О.Г. Антонова, О.А. Ожегова, А.Ю. Слепухин, Н.В. Шахматова) позволили рассмотреть проблемы межкультурной коммуникации с точки зрения процессов социального реформирования в период глобализации, принесших новые формы социального взаимодействия между всеми слоями российского общества, вызванных изменениями качества их социальной жизнедеятельности.

Кроме того, проводятся исследования взаимодействия частных культур и их представителей. Множество работ относятся к частным вопросам взаимоотношений между русскими и американцами.
Исследования проблемы МКК в РоссииВ России наблюдается интерес к проблемам МКК с точки зрения синергетики, которая рассматривает

Слайд 10Выводы
1) Проблемы МКК находятся в центре внимания представителей разных наук

вследствие того, что глобализационные процессы оказывают влияние на все сферы

человеческой жизнедеятельности и без достижения взаимопонимания невозможен прогресс в существовании человека, а также социализация человека в глобальном пространстве;

2) Отсутствует единая методологическая база, которая бы объединяла различные подходы к проблеме; это создает путаницу в определениях, терминологии и исходных концепциях и свидетельствует о необходимости четкого определения статуса межкультурной коммуникации в контексте научно-практических исследований человеческого общения;

3) Социальная природа всех процессов коммуникации, МКК в частности, требует рассмотрения проблемы в системе социологических исследований, что представляет собой наиболее полное и качественно новое осмысление процессов становления и развития межкультурного взаимодействия, а также определение механизмов формирования мультикультурной личности, способной к успешной социализации в глобальном мире

Теории МКК как науке еще предстоит сложиться в стройную систему знаний о проблемах межкультурного общения. В настоящее время теория МКК только начинает утверждаться в России.

Выводы1) Проблемы МКК находятся в центре внимания представителей разных наук вследствие того, что глобализационные процессы оказывают влияние

Слайд 11Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика