Слайд 1«Ребенок в кризисной ситуации.
Технологии комплексной психолого-педагогической помощи»
Тема №1
«Понятие кризисной
и экстремальной ситуации. Виды и динамика кризисов»
Старший преподаватель кафедры ППП
СПБУТУиЭ
клинический психолог, магистр психологии Дмитриева С.Ю.
Слайд 2Дмитриева Светлана Юрьевна
О себе: Клинический психолог, магистр психологии (психологическое консультирование),
преподаватель психологии в Высшей школе, опыт практической деятельности – 10
лет (работа в госуд. учрежданиях, НКО, частная практика).
Интересы: психотерапия неврозов, психологическое консультирование, кризисная интервенция.
Слайд 3Как со мной связаться?
review2007@yandex.ru
+7 (921) 581 08 04
VK: группа «Преподаватель
Дмитриева Светлана Юрьевна» (ссылка на страницу)
Слайд 4 Представьтесь, каковы Ваши ожидания от данного курса?
Планируете ли использовать полученные
знания в своей работе? Каким образом?
Слайд 5Содержание курса:
Понятие кризисной и экстремальной ситуации. Виды и динамика кризисов.
Базовые методы и принципы кризисного консультирования;
Ребенок в ситуации потери;
Ребенок в
ситуации химической зависимости родителей;
Ребенок, склонный к суициду и самоповреждающему поведению;
.
Слайд 65. Ребенок в ситуации домашнего насилия;
6. Ребенок в ситуации отвержения
учебной группой;
7. Ребенок в ситуации развода родителей;
8. Профилактика эмоционального выгорания
специалистов.
Слайд 7Аттестация:
Выполнение ДЗ (доклады, эссе)+активное участие + итоговая аттестационная работа (проект).
Слайд 8 «Я то, что я с собой сделал, а не то,
что со мной случилось». К.Г. Юнг
Слайд 9 Мы живем в непростое время.
Главные особенности настоящего периода –
неустойчивость и неуравновешенность, проявляющиеся в большой количестве разнообразных событий, выходящих
за пределы обычного человеческого опыта.
Слайд 10 Психология экстремальных и кризисных состояний – прикладное направление в рамках
клинической психологии.
Слайд 11 Оно исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических
состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях.
Слайд 12 В современной научной литературе нет четкого разделения понятий «экстремальный» и
«кризисный»!
Слайд 13Экстремальное состояние
Реактивно возникающее, предельное по интенсивности испытываемых чувств состояние человека,
вызванное сильными, неожиданными, плохо контролируемыми, угрожающими жизни (зачастую – общими
для большого количества людей) воздействиями.
Слайд 14Важно!
При экстремальных состояниях нивелируются индивидуальные различия в реакциях: они неспецифичны,
мало дифференцированы и могут развиваться при всех ситуациях, угрожающих жизни
человека.
Слайд 17Универсальность, неспецифичность реагирования выражается в:
Однообразие психовегетативных проявлений (тахикардия, тремор, учащенное
мочеиспускание);
Сходный спектр эмоциональных переживаний (страх, тревожное напряжение);
Характерный спектр двигательных нарушений
(ступор, гипердинамия).
Слайд 18Кризис
Событие с неопределенным исходом и сопряженное с опасностью потерь.
Слайд 19Факторы кризиса
Внутренние
Возраст
Амбиции
Потеря смыслов
Физиология (менопауза, гормональный сбой)
Внешние
Смерть
Развод
Лотерея
Свадьба
Работа
Рождение ребенка
Насилие
Измена
Переезд
Катаклизмы
ДТП
Аварии
Болезнь
Слайд 20Диагностика кризиса
Кризис
1. Бьет по базовым потребностям (не ем, не сплю,
не чувствую себя в безопасности)
Невроз
1. Может проявляться с удовлетворением базовых
потребностей.
Слайд 21Кризис
2. Тяжесть (переживается остро и тяжело)
3. Важность времени (или сразу
после события или непродолжительное время. Год назад – отложенное горе,
не кризис)
Невроз
2. Может переживаться приступообразно
3. Может длиться годами
Слайд 22Кризис
4. Дезадаптация социально-психологическая дезадаптация =кризис)
5. Нет конфликта (есть неосознанные жесткие
установки)
Невроз
4. Адаптация в болезни
6. Внутриличностный конфликт
Слайд 24 Кризис – зависание в одном состоянии («муха в янтаре»)!
Человек
ничего не делает! Пытается адаптироваться, но никак! Ребенок целыми днями
лежит в кровати!
Слайд 25ВАЖНО!!!
Если мы не понимаем, кризисный клиент или нет, то отработать
как с кризисным!!!!! (не надо создавать свое собственное кладбище)
Слайд 26Эклектическая модель психологического консультирования
Стадии:
Установление контакта;
Исследование проблемы, выяснение запроса;
Анализ, выяснение функционального
значения проблемы;
Переформулированные проблемы и постановка терапевтической цели;
Стадия проработки;
Стадия завершения;
Стадия контроля.
Слайд 271. Контакт
С каким настроением сейчас сюда пришли?
Как вы себя чувствуете?
Легко
ли вы находите общий язык с другими людьми?
Что привело вас
ко мне?
Дифференциация качеств, способностей клиента.
Слайд 282. Запрос
Исследование проблемы. Невроз? Кризис?
Клиент может говорить о проблеме на
разных уровнях. Нужно дифференцировать уровни.
Слайд 29Уровни:
Опыт
Поведение (внешнее/внутренее)
Внешнее (реальное поведение)
Внутренее (то, что внутри: мысли, чувства, фантазии,
побуждения, решения, когниции)
Слайд 30Вопросы:
- Что вы сделали?
Как себя повели?
Что хотели бы сделать?
Что вы
планируете?
Слайд 313. Чувства\эмоции (есть различия).
Слайд 333. Анализ+выяснение функционального значения пролемы
Основная задача – перевод субъективного представления
клиента в объективный план.
Анализ личности, окружения, проблемы.
Слайд 34А. Личность
Цель: выявить базовые ядерные проблемы клиента, наличие которых будет
модифицировать все остальные.
Слайд 35Б. Окружение
Цель: исследование ресурса
Описание
Что делает/чувствует/хочет человек из окружения
Как человек воспринимает
других людей
Характер ситуации
Слайд 37Условия в настоящее время
Как проблема проявляется в настоящее время?
Все время
присутствует ли эта проблема?
Исследование «пускового механизма» проблемы.
Слайд 38История проблемы
Когда впервые это возникло?
Есть ли области, где этого нет?
Как
справлялся с проблемой раньше?
Определение неадекватных стратегий.
Слайд 39Функциональное значение проблемы
Зачем это вам нужно?
Техники работы со вторичной выгодой
Слайд 404. Переформулирование проблемы и постановка терапевтической цели (мишени)
Принцип формулировки проблемы:
Должна
включать личное местоимение «Я»;
Дб сформулирована в форме желания;
Формулировка цели должна
содержать четко различимые аспекты (не просто «я хочу счастья…»
Должна включать максимум условий и обстоятельств
Слайд 41ВАЖНО!
Терапевтическая цель не равно изначальный запрос клиента!
Слайд 42Мишени
Понятие «мишеней психотерапии» является одним из базовых в характеристике психотерапевтического
процесса .
Под психотерапевтической мишенью понимаются внутриличностные механизмы, создающие препятствия для
дальнейшего развития . Это идеи, которые носят дезадаптивный характер.
Слайд 435. Проработка
Основная задача – достижение терапевтической цели. Здесь может быть
«начинка» из любого подхода.
Если клиент остался на том же уровне,
то цель была поставлена неправильно.
Слайд 446. Завершение
3 основных задачи:
Подведение итогов и фиксирование результатов и ресурсов
(самоанализ);
Прогноз;
Выход из контакта.
Слайд 457. Контроль
Встреча или звонок через какое-то время.
Слайд 47 В кризисной интервенции конфронтация не используется!