Слайд 1Реформаторская педагогика зарубежных стран конца 19- начала 20 столетия
Слайд 2В первой половине XX в. в зарубежной педагогике прослеживаются две
основные парадигмы. Одна из них — педагогический традиционализм — продолжение
прежней педагогической мысли. Другая — новое воспитание, или реформаторская педагогика, — определенная альтернатива такой традиции. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца XIX - начала XX века можно рассматривать как особо значимый историко-педагогический феномен, поскольку оно продемонстрировало способность к устойчивому саморазвитию и ренессансу в различные исторические отрезки, в разных странах и цивилизациях.
Слайд 3Идеи реформаторской педагогики дали мощные импульсы для появления многочисленных педагогических
концепций, имеющих гуманистическую направленность, а также инициировали прямое фундаментальное наследие
в виде альтернативных педагогических движений.
Реформаторская педагогика может быть охарактеризована как система и как движение, представленное многообразием радикальных, умеренных и комплиментарных направлений. Основными его составляющими являются альтернативные педагогические движения, реформаторские педагогические течения и нетрадиционные образовательные проекты.
Слайд 4В качестве созидательной программы реформаторское движение выдвинуло альтернативные подходы: к
личности ребенка в русле педо-центристской концепции, к организации новой школы
как опытного поля развития учеников, к созданию жизненного пространства для детей, культивирующего гуманистические отношения в духе педагогики общинности. Эти подходы по существу стали инвариантными признаками педагогического реформаторства, которые выходят за рамки национальной, региональной, временной, цивилизационной специфики.
Слайд 5Реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике
воспитания, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания.
Антитрадиционалисты искали пути формирования личности на протяжении всего периода детства.
Слайд 6Один из них — бельгийский педагог Овид Декроли (1871 —1932)
— писал в этой связи, что педагогическая деятельность должна способствовать
осознанию ребенком собственного "Я", познанию среды обитания, где ему предстоит осуществить свои идеалы, цели и желания.
Реформаторская педагогика провозглашала идею развития личности прежде всего на основе врожденных способностей. Особенно заметно подобный педоцентризм был распространен в английской педагогической мысли. Антитрадиционалисты предложили ряд педагогических концепций и идей: свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики, педагогики личности, функциональной педагогики, воспитания посредством искусств, трудового обучения и воспитания и др.
Слайд 7Так, кредо антитрадиционализма нашло отчетливое выражение в идеях свободного воспитания,
манифестом которого стала книга шведского педагога Эллен Кей (1849—1926) "Век
ребенка" (русский перевод в 1905 г.), где предлагалась педагогическая формула исходя из ребенка. Приверженцев свободного воспитания объединяло отрицание традиций, призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Они считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта.
Свободное воспитание.
Слайд 8Заметным событием в антитрадиционном воспитании стало зарождение экспериментальной педагогики. Ее
представители — А. Лай и Э. Мейман (Германия), А. Бине
(Франция), О. Декроли (Бельгия), П. Бове и Э. Клапаред (Швейцария), Э. Торндайк, У. Килпатрик (США) и др. — провели исследования, которые, по убеждению А. Бине, позволили "выдвинуть на первый план психологию ребенка, чтобы из нее с математической точностью вывести воспитание, которое он должен получить".
Создатели экспериментальной педагогики, стремясь освободить воспитание от умозрительности, опереться на эмпирию изучения ребенка и его поведения, на основе лабораторных наблюдений выдвинули в качестве основного педагогический принцип саморазвития личности. При разработке педагогических проблем они пытались использовать особенности детской психологии и физиологии, а также конкретной социологии. Эта тенденция подчеркнута, например, в книге немецкого ученого И. Керчмара "Конец философской педагогики" (1921), где провозглашался "культ факта".
Экспериментальная педагогика
Слайд 9Сходно рассуждал французский педагог Поль Лапи (1869—1927), который утверждал, что,
если в прошлом педагогика была либо метафизической гипотезой, либо литературным
романом, то благодаря использованию достижений психологии она обрела собственный предмет. Психология, по Лапи, дала педагогике знания об индивидуальных качествах личности учащегося, выявив различные типы мышления, способностей и пр. Лапи попытался в педагогических рекомендациях использовать данные психологической науки. Так, исходя из идеи о существовании трех типов восприятия (зрительного, слухового, мускульного), он предложил применять и комбинировать визуальные, слуховые и моторные методы обучения.
Слайд 10Другой представитель экспериментальной педагогики, А. Лай (1862 — 1926), полагал,
что лабораторный эксперимент, благодаря которому, в частности, был открыт скачкообразный
характер стадий физиологического развития ребенка, дал ценный материал для определения новых путей воспитания. А. Лай исходил из того, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые надлежит изучать как в лабораторных, так и обычных условиях. Углубленное изучение детской физиологии, сенсорики рассматривалось как главный ориентир воспитания.
Слайд 11А. Лай утверждал, что детские интересы формируются прежде всего на
основе спонтанных рефлексов. Соответственно центр воспитательного процесса он смещал в
сферу деятельности самого ребенка, которого Лай рассматривал как активную силу социальной и природной среды, ибо его деятельность является реакцией на окружающий мир. Эту деятельность следует организовывать, учитывая особенности, рефлексы, потребности физиологии
и психологии детей. Среди детских рефлексов особое значение придавалось "инстинкту борьбы", наличие которого, как писал А. Лай, помогло человеку стать господином мира. Подобный инстинкт, считал Лай, имеет положительные и отрицательные последствия. Скажем, продиктованные им стремления быть сильным, ловким служат педагогической задаче привести ребенка в состояние гармонии с природой. Дурное в таком инстинкте, в частности жестокость, в процессе воспитания следует глушить.
Слайд 12Концепция А. Лая — важная ступень в познании ребенка и
педагогической теории. А. Лай справедливо ставил в зависимость от психолого-биологического
фактора результаты воспитания. Однако он заметно ограничивал предмет педагогической науки биологией ребенка, что обедняло возможности изучения закономерностей воспитания.
Слайд 13Из похожих позиций исходил и Альфред Бине (1857 — 1911).
Он утверждал, что в процессе воспитания следует прежде всего опираться
на врожденные данные. Социальную среду как фактор воспитания Бине рассматривал излишне прямолинейно. Он, в частности, полагал целесообразной жесткую рецептуру наказаний, невысоко оценивал роль педагогического примера.
Экспериментальная педагогика выдвинула теорию врожденной умственной одаренности. Эта теория родилась в Англии (Дж. Адаме, Дж. Адамсон и др.), получила сторонников во Франции (А. Бине, А. Пьерон, Р. Дючиль и др.) и особенно в США. Основным приемом теоретиков врожденной умственной одаренности было интеллектуальное тестирование.
Слайд 14Ряд педагогов выразили сомнение в том, что подобными тестами можно
определить врожденную одаренность, и высказались за их применение с существенными
оговорками. Так, американский педагог У. Бэгли (1874—1946) был убежден, что интеллектуальные тесты помогают определить только уровень знаний учащихся, но не могут рассматриваться как объективный показатель уровня врожденных и неизменных умственных способностей.
Слайд 15Аналогичную точку зрения высказывал французский психолог и педагог А. Валлон
(1879—1962). Выражались опасения, что тестирование на врожденные способности обрекает детей
на неравные возможности в получении образования (Д. Дьюи, Б. Боде — США).
Оптимистические прогнозы экспериментальной педагогики часто не согласовывались с педагогической действительностью.
Слайд 16Педагогика прагматизма, или прогрессивизма, получила особое развитие в США. Ее
лидер Джон Дьюи (1859—1952) выступал за практическую направленность воспитания, предлагая
решать его задачи посредством спонтанного развития ребенка: "Ребенок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания".
Слайд 17Д. Дьюи и его последователи (Э. Паркхерст, У. Килпатрик, Е.
Коллингс и др.) полагали, что можно положительно повлиять на жизнь
каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. Они рассматривали изучение специфики детства как путеводитель научной педагогики, предлагая сделать ребенка объектом интенсивного воздействия многообразных факторов формирования — экономических, научных, культурных, этических и пр.
Представители прагматической педагогики рассматривали воспитание как непрерывную реконструкцию личного опыта детей в опоре на врожденные интересы и потребности, Они разработали метод учения посредством делания.
Слайд 18Представители реформаторской педагогики (Г. Кершенштей: нер, Э. Шенкендорф — Германия,
Д. Дьюи — США и др.) уделяли особое внимание трудовому
обучению и воспитанию. При этом они проявляли разный подход. Так, Георг Кершенштейнер (1854 —1932) видел основную цель трудовых занятий в подготовке к профессиональной деятельности в области физического труда.
Слайд 19Представители нового воспитания считали, что обучение должно исходить из интересов
учащихся, поощрять самостоятельность и активность школьников.
Возникнув и развиваясь
в процессе пересмотра традиционных педагогических установок в пользу обогащения содержания и активизации учебного процесса, реформаторская педагогика служила важным обоснованием обновления школьного образования в первой половине XX столетия.
Слайд 20Реформаторская педагогика оставила прямое фундаментальное наследие в виде альтернативных педагогических
движений в современном мире ("открытое обучение", "открытие школы социуму" и
др.), оказала существенное опосредованное влияние на появление многочисленных педагогических концепций, имеющих гуманистическую направленность (поисково-деятельностная дидактическая модель, эмансипаторская педагогика, обучение через открытие и т.д.).