Слайд 1Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
Произошедшие перемены в
РФ с 90-х годов 20 столетия сделали необходимым пересмотр содержания
в трех сферах:
- исполняемые государством функции;
- деятельность органов, на которые возложено исполнение этих функций;
- принципы функционирования органов государственной власти.
Эти три области были затронуты проводимой административной реформой.
Слайд 2Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
Словари трактуют слово
"реформа" (фр. La réforme — реформа) как преобразование, переустройство в способе функционирования
тех или иных социальных институтов, действующих в рамках данного общества. Однако, это определение не достаточно полно, так как не упоминает основную сущностную черту реформы — достижение нового качества. Непременными атрибутами реформ являются инициатива "сверху" (в чем видно отличие реформы от революции), законодательный механизм осуществления и направленность преобразований по пути прогресса.
Слайд 3Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
Можно выделить еще
одно существенное качество, делающее то или иное преобразование именно реформой:
модернизационное целеполагание — приведение данного социального института к состоянию, наиболее адекватному функционированию и прогрессивному развитию мирового сообщества.
Слайд 4Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
Административная реформа — не
одномоментное событие, а поступательный процесс. Следующее отсюда требование — необходимо
избегать общих абстрактных программ и ставить четкие измеряемые задачи.
Модернизировать государственное управление — значит, сделать его проще, яснее, эффективнее, добиться гласности в области государственных расходов и четко определить ответственность каждого из многочисленных операторов государственного управления.
Слайд 5Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
Указом Президента РФ
от 23 июля 2003 г. № 824 "О мерах по
проведению административной реформы в 2003— 2004 годах" были определены приоритетные направления административной реформы:
1) ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
Слайд 6Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
2) исключение дублирования
функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
3) развитие системы саморегулируемых
организаций в области экономики;
4) организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
Слайд 7Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
5) завершение процесса
разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Слайд 8Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
Решение указанных задач
было возложено на Правительственную комиссию по проведению административной реформы, образованную
постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. №451.
Слайд 9Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
Под административной реформой
понимаются, на первый взгляд, сходные и взаимосвязанные, но все же
разные преобразования в отдельных сферах государственного управления.
Можно выделить как минимум несколько типичных представлений о содержании административной реформы:
Слайд 10Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
1) модернизация государственной
власти, включающая в себя реформу законодательной, исполнительной и судебной власти;
2)
реформа административно-территориального устройства государства;
3) разграничение полномочий и предметов ведения между федеральной, региональной и муниципальной властью;
4) реформа государственной службы;
5) реформа функций и структуры исполнительной власти.
Слайд 11Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
Какие направления не
входят в содержание АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ? И ПОЧЕМУ?
Слайд 12Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
Первые два направления
не входят в содержание административной реформы.
1) Они не нацелены
на радикальный пересмотр функций исполнительной, законодательной и судебной власти и касаются, в частности, совершенствования процедур реализации имеющихся функций судебной власти, приведения в соответствие с ними судебной системы, а для законодательной власти в большей степени связаны с изменением порядка формирования представительных органов власти — Совета Федерации, Государственной Думы и региональных представительных органов власти.
Слайд 13Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
2) Изменение административно-территориального
устройства, которое на данной стадии в основном связано с объединением
субъектов РФ, не затрагивает полномочий органов государственной власти субъектов РФ как таковых, а лишь приводит к закреплению функций, осуществляемых исполнительной властью двух регионов, за органами исполнительной власти объединенного субъекта РФ.
Слайд 14Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
Оставшиеся три направления
и составляют административную реформу в широком смысле.
Слайд 15Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
Первое направление:
Основным содержанием
разграничения полномочий и предметов ведения между федеральной, региональной и муниципальной
властью является закрепление за каждым уровнем власти четких функций, обеспеченных финансовыми ресурсами, исходя из принципа субсидиарность, т.е. закрепления функции за минимально необходимым уровнем власти.
Слайд 16Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
Одна из главных
проблем этой части реформы, имеющей значение для успеха административной реформы
в целом, состоит в том, что она производна от определения функций, остающихся за государством и за исполнительной властью на всех уровнях. Поэтому произведенное законом разграничение полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властью нельзя рассматривать как окончательное, и оно будет пересмотрено после определения необходимых функций государства.
Слайд 17Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
Второе направление:
Реформа государственной
службы состоит в пересмотре статуса государственных служащих и порядка прохождения
ими государственной службы с целью сделать государство конкурентоспособным работодателем, а государственных служащих — эффективными исполнителями функций государства. В этом ее основное значение для административной реформы.
Слайд 18Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
Третье направление:
Реформа функций
и структуры исполнительной власти представляет собой административную реформу в собственном
смысле слова. Она состоит из двух частей: оперативной и институциональной.
Оперативная составляющая заключается в отказе от избыточных функций, совершенствовании порядка реализации необходимых государственных функций, построении системы и структуры исполнительной власти, соответствующей новым функциям, исключающим между ними конфликт интересов.
Слайд 19Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
Институциональная часть реформы
состоит в создании механизмов предотвращения появления новых избыточных функций, закреплении
процедур выполнения необходимых функций, обеспечении информационной открытости власти, закреплении стандартов качества оказания государственных услуг
Слайд 20Реформирование органов государственного управления: проблемы и пути решения
Таким образом, административная реформа в
узком смысле может быть определена как процесс пересмотра функций исполнительной
власти, закрепления необходимых и упразднения избыточных функций, создания адекватной функциям структуры и системы исполнительной власти, а также институциональных изменений в системе государственного управления.
Целью является создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития.
Слайд 21
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
Слайд 22
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
Однако необходимо выделить
специфику «функций государственного управления» и «управленческих функций государственных органов».
Общее в
функциях государственного управления и управленческих функциях государственных органов состоит в том, что, во-первых, и те, и другие являются управляющими воздействиями государства и, во-вторых, и те, и другие имеют одно и то же назначение — оказывать влияние на сохранение и развитие общественной системы, обеспечивать выполнение актуальных государственных предначертаний.
Слайд 23
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
Различие между функциями
государственного управления и управленческими функциями государственных органов
Слайд 24
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
Слайд 25
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
В результате управленческие
функции государственных органов можно определить, как юридически выраженные управляющие воздействия
отдельных государственных органов, либо их должностных лиц, которые они вправе и обязаны осуществлять в отношении определенных управляемых объектов или управляющих компонентов каких-либо иных структур.
Функции государственного управления и управленческие функции государственных органов в силу специфики их параметров подразделяются на виды.
Слайд 26
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
Виды функций государственного
управления
Слайд 27
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
Слайд 28
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
Функции государственного управления
и управленческие функции государственных органов (внешние и внутренние, общие и
специфические) в совокупности и взаимодействии друг с другом образуют сложную, многоуровневую функциональную структуру государственного управления.
Слайд 29
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
В соответствии с
конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой
ветвью государственной власти. Ее основное назначение — организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Слайд 30
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
В связи с
тем, что вместо термина «государственное управление» стал употребляться термин «исполнительная
власть», в механизме государственной власти был осуществлен переход от «разделения труда» к «разделению властей». Для исполнительной власти характерны следующие признаки:
Слайд 31
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
1) исполнительная власть
представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти, тесно взаимосвязанную
с законодательной и судебной ее ветвями;
Слайд 32
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
2) исполнительная власть
самостоятельна только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической
реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. Действующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти);
Слайд 33
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
3) исполнительная власть
представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации;
4) организована на чалах федерализма;
5) исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения.
Слайд 34
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
К основным функциям
этой ветви государственной власти относятся:
• осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной
на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
• административное нормотворчество (подзаконодательное регулирование);
• административное правоприменение осуществляется в двух формах;
• оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;
Слайд 35
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
• юрисдикционная деятельность,
осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану
правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;
• административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);
• осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);
Слайд 36
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
• непосредственное обеспечение
безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);
• информационное
обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.
Слайд 37
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
Необходимость присмотра (оптимизации)
функций была обусловлена:
- государственные органы сохранили часть полномочий, свойственных советской
(плановой) системе управления;
- перераспределить сохраняющиеся полномочия (функции) между ведомствами таким образом, чтобы избежать конфликта интересов. Этот конфликт возникал в связи с тем, что функции по определению политики, ее реализации и контролю исполнения были сосредоточены в одних и тех же органах власти. Это не позволяло дать объективную оценку их деятельности, затрудняло управление и контроль.
Слайд 38
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
В июле 2003
г. Постановлением Правительства Российской Федерации для координации административной реформы была
образована Правительственная комиссия. Ее работа началась с проведения инвентаризации и анализа функций федеральных органов исполнительной власти в целях отбраковки избыточных и дублирующих друг друга функций. Масштаб работы потребовал создания при Правительственной комиссии нескольких рабочих групп и привлечения большого числа экспертов из научных учреждений, бизнеса и общественных организаций.
Слайд 39
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
Впервые в России
был составлен перечень всех функций федеральных органов исполнительной власти, разработаны
критерии их оценки на избыточность и необходимость. В качестве таких критериев выступали отсутствие при исполнении функции ограничений конституционных прав и свобод, соответствие функции органа власти целям и задачам государственной политики в сфере его ведения, наличие оснований исполнения функции в федеральных законах.
Слайд 40
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
Особенность функционального анализа,
реализованного Правительственной комиссией, состояла в том, что каждый федеральный орган
власти должен был доказывать необходимость своих функций (полномочий), их соответствие установленным критериям. Действовала своеобразная «презумпция виновности», согласно которой практически все функции «подозревались» в расширительной трактовке законодательства в пользу бюрократии. Государственный орган должен был представить убедительные доказательства того, что конкретная функция не может быть выполнена на основе саморегулированияили аутсорсинга.
Слайд 41
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
Всего в 2003–2004
гг. были проанализированы 5634 функции, из них признаны избыточными —
1468, дублирующими — 263, требующими изменения масштабов реализации — 868.
Результатом стало издание Указа Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», №314, от 2004 года.
Были выделены следующие типы функций:
• по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию;
• контролю и надзору;
• управлению государственным имуществом;
• оказанию государственных услуг.
Слайд 42
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
Выделенные типы функций
были разнесены по трем типам федеральных органов исполнительной власти. Функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства. Функции по контролю и надзору — на федеральные службы. Функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом — на федеральные агентства. Устанавливалось, что министерства осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, правда, без уточнения, в чем конкретно координация и контроль будут состоять. Предполагалось, что созданная «трехуровневая» модель позволит обеспечить специализацию деятельности, исключит конфликт интересов при исполнении в одном органе разных типов функций.
Слайд 43
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
Эффективность работы специализированной
по типам функций федеральной структуры исполнительной власти критически зависит от
качества межведомственного взаимодействия. Интенсивность межведомственных согласований усилилась. В то же время культура и технологии межведомственного взаимодействия не могли быть модернизированы в короткий срок. Это привело к дезорганизации в период после формирования новых федеральных органов власти весной 2004 г.
Слайд 44
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
Мониторинг административных регламентов,
выполненный ГУ ВШЭ в 2008–2009 гг. показал, что после некоторого
сокращения в 2003–2004 гг. количество функций (полномочий) федеральных органов исполнительной власти вновь увеличилось. Состав полномочий некоторых федеральных органов исполнительной власти менялся до 16 раз.
Слайд 45
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
Сегодня действует Указ
от 2012, в последней редакции от 2017 года.
Слайд 46
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти
Оптимизацию функций и
структуры органов исполнительной власти можно считать технологией государственного управления
Слайд 47
ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Оптимизация функций и структуры органов
исполнительной власти
2. Распределение и разграничение полномочий между федеральным, региональным и
местным уровнями власти
3. Оптимизация административных процессов в органах исполнительной власти
4. Кадровая политика в системе государственного управления
5. Технологии противодействия коррупции
6. Государственно-частное партнерство
7. Электронное правительство
8. Оценка качества государственного управления
Слайд 48
Т.о., эффективность государственного управления напрямую связана эффективностью деятельности государственных служащих
– реализацией кадровой политики государства, как технологии государственного управления