Слайд 1Реформы Петра І и судьбы российской и украинской художественной культуры.
Лекция 13
Слайд 21. Стилевые корни и региональная самобытность «русского» и «украинского барокко».
2. Московское барокко 1680—1700-х гг.
3. Архитектура петровского времени:
Архитекторы-иностранцы в Российской империи в первой пол. ХVІІІ ст. (Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, Д. Трезини, Дж. М. Фонтана, А. Шлютер).
Слайд 3Эпоха украинского барокко почти полностью совпадает со временем существования украинского
Гетманского государства (40-е годы XVІІ — 70-ые годы XVІІІ ст.),
когда Киев провозглашается (в противовес претензии Москвы на роль "Третьего Рима") "Вторым Иерусалимом"
Слайд 4Стилевые корни и региональная самобытность «русского» и
«украинского барокко»
Культурный контекст
развития украинского барокко далеко выходил за пределы идейного основания барочного
сознания Западной Европы.
Его специфический признак — полистилистика — усугублялась разнотипностью культурных систем (влияния позднего Ренессанса, раннего Просветительского и зрелых реформаторских течений, взаимодействие наследия Киевской Руси, греко-православной и греко-католической культуры, фольклорных традиций, культурного достояния восточнославянских народов и протестантского мира).
Слайд 5Переход от шлемовидного контура завершений
к приданию куполам сходства с абрисом пламя свечи.
Чернигов. Успенский
собор Елецкого монастыря.
Общий вид. Реконструкция западного фасада.
Барочная архитектура на Украине развивается не только за счет нового строительства, а и через придание храмам эпохи Киевской Руси черт новой стилистики.
Киев. Софийский собор. Общий вид.
Реконструкция восточного фасада.
АГ: Фото 2008 г.
Слайд 6Кириловская церковь. Кириловский монастырь.
ХІI-ХVIII вв. Киев. Аксонометрический разрез. Западный
фасад. Восточный фасад.
АГ: Фото 2008 г.
Слайд 7Покровская церковь. 1622—1629. с. Сулимовка.
Джакомо Бриано. Иезуитский костёл
Петра
и Павла. 1610—1630. Львов.
Слайд 8Ильинская церковь. 1653. Субботов.
Слайд 9В градостроительстве происходит визуализация динамичных эффектов путем введение в архитектурную
композицию текущей воды (Георгиевский собор Выдубицкого монастыря, Военно-Никольский собор, Лаврские
колокольни в Киеве, Троицкий монастырь и церковь св. Екатерины в Чернигове, Успенский собор в Новгород-Северском, Спасо-Преображенский собор в Великих Сорочинцах).
Киево-Печерская Лавра
Чернигов. Вид с колокольни Троицко-Иллинского монастыря (Елецкий монастырь и Екатерининская церковь).
АГ: Фото 2008 г.
Слайд 10Троицко-Иллинский монастырь. Чернигов.
Георгиевский собор Выдубицкого монастыря. Киев.
АГ: Фото 2008 г.
АГ:
Фото 2008 г.
Слайд 11Спасо-Преображенский собор. Великие Сорочинцы.
Успенский собор. Новгород-Северский.
Слайд 12Напряжение и взрыв — характерная коллизия барокко, которая отвечает не
только стилистике национальных форм, но и общей картине мира в
европейской цивилизации ХVІІ — ХVІІІ столетий.
Нарастанию массы сооружения отвечает нарастание силы напряжения, которые распределяются по всему объему, хотя и не всегда симметрично. Типичным примером такой тектоники архитектурного барокко может служить Брама Заборовского в Киеве, (арх. И.Шедель).
И. Шедель. Брама Заборовского. Киев.
Слайд 13Надвратная Троицкая церковь. Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра.
Ставропигиальный мужской монастырь. Киев.
1106—1108, перестроена в 1730—1740.
Слайд 14Деревянная церковная архитектура Левобережья и Правобережья в конце XVII -
XVIII вв. отмечена многообразием местных школ (волынской, галицкой, гуцульской, подольской
и т.д.).
Характерной особенностью храмов конца XVII - XVIII вв. являются башнеобразные объемы. Чаще всего эти объемы группируются при простом плановом решении по три в длину, при крестовом — по пять, реже — по семь либо девять.
Церковь св. Юра. Дрогобыч. XVIII в. План. Общий вид.
Слайд 15Церковь св. Николая
из с. Кривки
(Музей народной архитектуры
и
быта. Львов). 1763. Общий вид. План.
С XVI века в западных
районах Украины в Волынской области распространились приземистые храмы из 3 срубов различной высоты с 2-скатными, шатровыми и прочими завершениями (простейший вид церквей «хатного типа»).
В Львовской и Хмельницкой областях применяются более высокие и стройные 3-срубные и 5-срубные объёмы.
В церквах на Буковине верхи спрятаны под скатной кровлей и имеют заломы миниатюрных размеров, на Львовщине они чуть выше и их число достигает от четырех до шести.
Слайд 16В Прикарпатье возникли церкви «лемковского типа», отличающиеся обилием горизонтальных членений,
нарастающей динамикой масс.
Трёхсрубная Михайловская церковь с «заломами». Мукачев. 1777.
Слайд 17В Приднепровье, на Чернигово-Северщине и в Слобожанщине церкви имеют заломы
верхов больших размеров как в своих вертикальных, так и в
наклонных частях.
Николаевская церковь. Новгород-Северский. 1720. Общий вид. Разрез. План.
Слайд 18Слобожанская школа. Мастер Я. Погребняк.
Троицкий собор. 1773 -1778. Новомосковск,
Днепропетровская обл. Общий вид. Интерьер. План.
Слайд 19Украинское барокко
Специфические черты украинского барокко:
преломление тяги к мифологическим образам
античности и средневековой символике через восстановление традиций Киевской Руси;
отдельные
идеи Реформации усваиваются в контексте идеалов национально-освободительной борьбы с ее героикой и демократизмом.
Эти тенденции объединяют на Украине декоративность барокко с особенностями народного искусства, а не с рафинированным вкусом придворной жизни.
Слайд 20Во второй половине ХVІІ - начале ХVІІІ вв. зарождается школа
гравюры (Д. Галятовский, Г. Левицкий, О. и Л. Тарасевичи, И.
Мигура, И. Щирский, и др.).
Типичные сюжеты гравюр-панегириков — воинская слава, подвиг, высокие свершения духа (изображения П. Сагайдачного, Д. Апостола и других деятелей),
а характерное средство — изображение всадника (геральдическая композиция И. Щирского "Рыцарь- всадник").
Новая тенденция - героизация образов (гравюра И. Мигуры «Мазепа в образе Аполлона»),
Л. Тарасевич. «Нестор-летописец». Гравюра на меди
(для печатного издания Киево-Печерского патерика). 1702.
Слайд 21В славянском мире, подобно протестантским странам, культура барокко, наряду с
так называемым "высоким стилем" воспевает новый тип героя и входит
в эпоху становления светской культуры.
Оттиск И. Мигуры к панегирику во славу И. Мазепы. 1705 г.
Слайд 22РУССКОЕ БАРОККО
«Русское государство в XVII в. переживает исторический процесс, в
основе своей параллельный тому, который характеризует Европу XVI в., Европу
постренессанса, но переживает на свой лад, в своем специфическом темпе, с диковинными архаизмами, … но и с внезапными проблесками передовых идей», — писал Б.Р. Виппер.
«Барокко в России приняло на себя функции Ренессанса», полагал Д.С. Лихачев. Этим и объясняется его жизнерадостный человекоутверждающий и просветительский характер.
При традиционном расчленении истории на столетия в России XVII век относят к церковной культуре средневековья, а XVIII век — к светской культуре нового времени.
В середине XVII века начинается переходный период, зодчество которого уже не укладывается в рамки средневековой культуры, но еще существенно отличается от тенденций архитектуры нового времени.
Слайд 23Новые формы используются в иконописи, от которой начала отделяться светская
живопись.
Вместе с «живостью» икон школы Симона Ушакова утверждается перспективное
видение мира.
Симон Ушаков. Троица Ветхозаветная. 1671. ГРМ.
Андрей Рублев. Троица. ГТГ, Москва.
Слайд 24Первая фаза «русского барокко» складывается в 1640-х гг.
1650-е -
1680- е гг. — начало переходного периода.
1680 - 1690-е
гг. и первые десятилетия XVIII в. — «русское барокко» («московское барокко»), в котором выделяют стадии «голицынского» и «нарышкинского барокко» — архитектуру «русского узорочья» конца XVII в.
Последующие стадии —«петровское барокко» первой четверти XVIII в. и «зрелое русское барокко» елизаветинского времени соединяет композиционные приемы европейского классицизма, барокко и французского рококо.
Церковь всех Святых на Кулишках, 30-е гг. XVII века. Москва.
Слайд 25Церковь Троицы "в Никитниках". 1634 – 1651. Москва. Южный фасад.
Слайд 26Собор Воскресения Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Истра, Московская обл. 1658 -1685.
Вид с востока. Ротонда Гроба Господня. Интерьер.
Слайд 27 Тенденции переходного периода:
Становление в архитектуре активного светского начала.— Элементы
жилой архитектуры, переведенные в метафору, подчиненные поиску образной выразительности свободно
и динамично развиваются в культовом зодчестве.
Антинормативность, «живописность». — Стремление сделать архитектурные образы более эмоциональными, отражающими личностное начало человека и особые пристрастия заказчика и зодчего. Потерявшая обязательность уже в XVI столетии выразительная форма конструкции и функции еще более ослабевает.
Стремление к крайностям, к обострению выразительности форм, пластической и орнаментально-декоративной насыщенности композиций. Русской архитектуре XVII в. чужда барочная трагичная напряженность эмоций. В ее образах преобладает жизнелюбие — иногда наивно-радостное, иногда полнокровное, энергичное.
Слайд 28Храмовый ансамбль в с. Коровники. Ярославль.
Московское барокко 1680—1700-х гг.
Успенский
кафедральный собор.
Переяславль-Рязанский.
Слайд 29Палаты гостей Сверчковых. Москва.
Палаты Симона Ушакова. Москва.
Гранатный двор.
Москва.
Слайд 30«Голицынское барокко»
ГОЛИЦЫНСКОЕ БАРОККО — историко-региональный художественный стиль архитектуры и декоративного
искусства Москвы конца XVII — начала XVIII вв., связанный с
деятельностью семьи Голицыных в Москве.
Предполагается, что в его скульптурной отделке принимала участие артель итальянских мастеров, приехавших в Россию в 1703 г. вместе с архитектором Д.Трезини из Тессинского кантона Швейцарии.
Эта же артель работала на строительстве «Меньшиковой башни» в Москве.
Церковь Знамения в селе Дубровицы. 1690-1704. Подольск.
Слайд 31Церковь Знамения в селе Дубровицы. 1690-1704. Подольск.
Слайд 32 Церковь Знамения в Дубровицах.
1690-1704. Подольск.
Церковь
Знамения в Перово. 1708.
Слайд 33«Нарышкинское барокко»
Церковь Рождества Иоанна Предтечи. 1693-1699. Троице-Сергиева Лавра. Общий вид.
План.
Трапезная церковь Сергия Радонежского Троице-Сергиевой Лавры. 1686-1692. Общий вид. План.
Слайд 34НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ — условное название этапа в развитии архитектуры «русского
барокко» 1690—1700-х гг., связанного в основном со строительством в Москве
и Подмосковье, поэтому нарышкинский стиль относят также к «московскому барокко» конца XVII века. На самом деле в сравнении с «голицынским барокко» того же времени барочные элементы в нарышкинской архитектуре не проявляются. Нарышкинский стиль в своей основе оставался традиционно русским, и только отдельные элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства.
Келейный корпус с палатами Нарышкиных. 1690. Высокопетровский монастырь. Москва.
Слайд 35Я. Бухвостов. Церковь Покрова Богородицы в Филях. 1694 г.
Специфически
русский тип «церкви под колоколы» в постройках артели каменных дел
подмастерья Якова Бухвостова оказался сближен с западным барокко.
Церкви Покрова в Филях (1690—16970), Спаса в селе Уборы (1694—1697) и Троицкая церковь в Троицком-Лыкове (1698—1704) близки по композиции к церкви Знамения в Дубровицах, однако «нарышкинские» храмы имеют не барочный, а скорее ренессансно-маньеристичный характер.
Слайд 36Я. Бухвостов. Церковь Покрова Богородицы в Филях. 1694 г.
Слайд 37В церкви Спаса в селе Уборы пространство четверика раскрыто
к апсидам трехлепесткового плана.
Я.Г. Бухвостов. Церковь Спаса в Уборах. 1694
-- 1697.
Слайд 38Троицкая церковь в Троицком-Лыкове основана на развитии трехчастной схемы.
Церковь
Св. Троицы в селе Троице-Лыково. 1698 —1704.
Слайд 39Церковь Св. Троицы в селе Троице-Лыково. 1698 —1704. Фрагмент фасада.
Слайд 40Нарышкинский стиль не получил дальнейшего развития в архитектуре Петербурга начала
XVIII в., однако он сохранялся в Москве.
Существует преемственность между
нарышкинской архитектурой и стилем «петровского барокко» в Петербурге первой четверти XVIII века.
Характерными примерами такой преемственности являются здания Сухаревой башни (1692—1701) и церкви Архангела Гавриила, или Меньшиковой башни (1701—1707) в Москве.
Чоглоков, Михаил. Сухарева башня. 1692— 1695. Москва.
Перестроена в 1698—1701, не сохранилась.
Слайд 41Церковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня). Москва. 1701—1707. Современный вид. План.
Церковь Архангела Гавриила — Меншинова башня — в 1707 году.
Реконструкция К. К. Лопяло и И. Э. Грабаря.
Слайд 42Церковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня). Москва. 1701—1707.
Слайд 43Архитектура петровского времени.
Следствием расширения контактов с западной культурой стало
нарочито подчеркнутое «западничество», — восприятие выработанных западноевропейским барокко принципов организации
пространства и применение их к упорядочению городской среды.
Слайд 44Началом Петербурга стала закладка 16 мая 1703 г.
А.Д. Меншиковым и инженером
А.Кирхинштейном крепости «Санкт-Питер-Бурх», впоследствии названной Петропавловской, и церкви Петра и Павла — первой вертикальной вехи города.
Д. Трезини. Петропавловская крепость. С. Петербург. 1706г. — 1733.
План Петропавловской крепости
и кронверка. Начало XVIII в.
Слайд 45Д. Трезини. Петропавловская крепость и Петропавловский собор. С. Петербург. 1706г.
— 1733.
Слайд 46Д. Трезини. Петропавловский собор.
С. Петербург. 1712 — 1733.
Слайд 47Д. Трезини. Петропавловская крепость. С. Петербург. 1706 — 1733.
Интерьер.
Иконостас. Проект И. П. Зарудного. 1722-1726 гг.
Слайд 48Особенностью раннего этапа развития Петербурга стало возникновение второго центра. Адмиралтейскую
верфь заложили в 1704 г. на Московской стороне — левом
берегу Невы. В 1705 г. она была окружена рвом и валами с бастионами на углах и обведена гласисом (открытым пространством, обеспечивавшим эффективность действия артиллерии). В 1711 г. над корпусами Адмиралтейства поднялась мазанковая башня с высоким шпилем — вторая вертикальная веха, соперничавшая с вертикалью Петропавловского собора.
Адмиралтейская верфь.
Слайд 49После переноса столицы в Петербург в 1714 г. стихийно сложившаяся
двухчастность была неприемлема.
«Опробованный» и утвержденный подписью Петра чертеж был
исполнен Д. Трезини в конце 1715 г. План, основанный на прямоугольной сетке каналов, как бы наложенной на территорию, следовал схеме неосуществленной планировки города на острове Котлин, которую разработал в 1712 г. английский командор Э.Лейн.
Трезини, Д. Проект планировки Васильевского острова, 1715. С. Петербург.
Петербург. План изданный в Адмиралтействе. 1716.
Слайд 50Ж.-Б. Леблон. Генеральный план Петербурга. 1717 г.
Слайд 51Проект Леблона не был отвергнут официально, но и не был
утвержден к исполнению. Автор его, умерший в 1719 г., как
будто не повлиял существенно на дальнейшие работы. Но две идеи, которые впервые обрели зримую форму в леблоновском чертеже, принципиально важны для Петербурга:
1) синтез градостроительных традиций — русской, принадлежащей XVII в., но восходящей к средневековью, и европейской международной, идущей от культуры итальянского Возрождения и барокко;
2) образование центрального ядра Петербурга на основе трехчастного единства (Адмиралтейская часть — Васильевский остров — Петропавловская крепость и восточная часть Городского острова), связанного водным простором Невы.
На плане Петербурга 1717 г. можно видеть первый значительный элемент регулярной планировки на левобережной, или Московской, стороне — «Невскую перспективу», еще не застроенную в то время дорогу от Адмиралтейства к Александро-Невскому монастырю (основан в 1710 г.).
Слайд 52Адмиралтейский остров. Проект Комиссии о Санкт-Петербургскрм строении 1737 г.
Однако
лишь после смерти Петра, когда разрушительные пожары 1736 —1737 гг.
почти полностью уничтожили слободы Адмиралтейского острова, была создана «Комиссия о санкт-петербургском строении» (1737), которая перешла от решения локальных и «сиюминутных» вопросов к осмыслению и формальному завершению общей концепции пространственной структуры города.
Слайд 53П. М. Еропкин. План Петербурга. 1737; (гравюра 1743).
Слайд 54Центральная часть Петербурга в 1738 г. по плану фон Зигхейма.
Слайд 55При строительстве Петербурга принцип регулярности был впервые обращен на формирование
ткани города. Для этого традиционный образец заменяется проектом-образцом, гравированным и
размноженным.
Слайд 56Д. Трезини, А. Шлютер., Летний дворец. С. Петербург. 1710 —
1714.
Слайд 57Д.Трезини. Здание 12 коллегий. С. Петербург. 1722 — 1734.
Слайд 58Д.Трезини. Здание 12 коллегий. С. Петербург. 1722 — 1734.
Слайд 59Кунсткамера. 1718—34.
Архитекторы Г. И. Маттарнови, Н. Ф. Гербель, Г.
Кьявери, М. Г. Земцов.
Перестройка — 1754 —1758, архитектор С. И.
Чевакинский.
Слайд 60Дж. М. Фонтана. Меншиковский дворец. С. Петербург. 1710 – 1720
гг.
Слайд 61Дж. М. Фонтана. Меншиковский дворец. С. Петербург. 1710 – 1720
гг.
Слайд 62Палаты Кикина. С. Петербург. 1714 -1718. Общий вид. План.
Слайд 63Палаты Кикина. С. Петербург. 1714 -1718.
Слайд 64Ж.-Б. Леблон. Первый Петергофский дворец. Вид на дворец и каскад.
Гравюра XVIII в. Первоначальный план. Современный вид (перестроен В.В. Растрелли).
Основа планировки каскада.
Слайд 65Литература:
Ю. С. Асеев. Стили в архитектуре Украины. – Киев.: Будивэльнык,
1989.
Н. Ф. Гуляницкий. История архитектуры. – Москва.: Стройиздат, 1984.
Памятники
градостроительства и архитектуры УкрССР. Том 4. -Киев.: Будивэльнык 1986.
Архитектура Украинской ССР. Том 1. – Москва. 1954.
Українська культура. Лекції за редакцією Дмитра Антоновича.
Пам’ятки історичної думки України, КИЇВ – 1993.
В. Січинський. Українська архітектура. Збірка лекцій.
Безсонов С.В. История русской архитектуры. Краткий курс. Москва, 1951.
Грабарь И. История архитектуры. Том 3. Петербургская архитектура XVIII-XIX веков. Издательство Кнебель.
Пилевский В.И., Тиц А.А. Истрия русской архитектуры. Москва, 1984.
Русская архитектура I пол. XVIII века. Исследования и материалы. Под ред. И. Грабаря. Москва, издательство по строительству и архитектуре, 1954, 413 с.