Слайд 1Регулирование предпринимательской деятельности
Лекция 3
Слайд 2Государственное регулирование
Дополнительная литература
Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства.
Правовые проблемы. М., 2005.
Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования
экономики: монография. М., 2011.
Слайд 3Законодательное определение
Ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г.
№
10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации»: государственное регулирование развития авиации
– система экономического и правового регулирования развития авиации и авиационной деятельности, государственной поддержки и защиты российских разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников авиационной техники
Слайд 4Иные законодательные акты
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г.
№
381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г.
№ 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и др.
Слайд 5Понятие государственного регулирования
В.С. Белых: Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой
управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на
упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений
Слайд 6Понятие государственного регулирования
С.Н. Шишкин: Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность
мер экономического, правового и организационного воздействия на экономику, в том
числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности
Слайд 7Понятие государственного регулирования
Г. Д. Отнюкова: Государственное регулирование предпринимательской деятельности –
воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов, правовых
актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применение мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований
Слайд 8Виды государственного регулирования
Прямое (директивное, административное):
установление требований, введение запретов, создание хозяйствующих
субъектов и др.
Косвенное (экономическое, товарно-денежное): стимулирование либо дестимулирование, планирование, прогнозирование
и др.
Слайд 9Виды государственного регулирования
По степени воздействия:
максимальное
среднее
минимальное
По сфере воздействия:
федеральное
региональное
Слайд 10Форма государственного регулирования - акт
Акт государственного регулирования – это облеченное
в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующим субъектам
или конкретному субъекту и содержащее правило о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние. Это могут быть нормативные правовые акты или ненормативные правовые акты (акты индивидуального регулирования), содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом
Слайд 11Акты государственного регулирования
Нормативные:
законодательные
подзаконные
Ненормативные (индивидуальные):
акты позитивного регулирования
акты реагирования на правонарушения
Слайд 12Требования к предпринимателям устанавливаются законами
Определение Конституционного Суда РФ от
4 октября 2006 г. № 441-О: «Из конституционных положений следует, что порядок и условия осуществления предпринимательской деятельности, а также - исходя из специфики тех или иных видов деятельности и оказываемых услуг - дополнительные требования к ним могут вводиться только федеральными законами и только в целях защиты названных в статье 55 (ч. 3) Конституции РФ ценностей, в том числе здоровья, прав и законных интересов других лиц»
Слайд 13Способы (средства, инструменты) регулирования
нормы, нормативы; лимиты; размеры ставок; квоты; коэффициенты;
резервы; лицензии и иные разрешения, уведомления, предписания; предельно допустимые суммы
и др.
Слайд 14Правовая позиция Конституционного Суда РФ
Ограничение федеральным законом права владения, пользования
и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности возможно, только
если оно отвечает требованиям справедливости, адекватно, пропорционально, соразмерно и необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, и не затрагивает само существо конституционных прав, т.е. не ограничивает пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм (Постановления КС РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П, от 18 июля 2003 г. N 14-П, от 31 мая 2005 г. № 6-П, от 28 февраля 2006 г. № 2-П, от 13 июля 2010 г. № 16-П)
Слайд 15Контроль за осуществлением предпринимательской деятельности
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: правила осуществления государственного контроля, в том числе виды и порядок проведения проверок
Слайд 16Правовая позиция: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г.
N 10-П
Федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов
государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе».
Слайд 17Саморегулирование предпринимательской деятельности
Дополнительная литература
Герасимов А.А. Саморегулируемые организации: теоретические и практические
проблемы правового регулирования и деятельности
М., 2012.
Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые
основы саморегулирования предпринимательских отношений. М., Статут. 2013.
Слайд 18Законодательные основы
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 “О саморегулируемых
организациях»
Слайд 19Иные законодательные акты
Градостроительный кодекс РФ
Федеральный закон от 26 октября
2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Федеральный закон от 30
декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении»
Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и др.
Слайд 20Понятие саморегулирования
Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется
субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка
и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Слайд 21Предмет и сущность саморегулирования
Предмет саморегулирования – предпринимательская или профессиональная деятельность
субъектов, объединенных в СРО.
Сущность саморегулирования заключается в том, что государство
передает отдельные функции по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности саморегулируемым организациям.
Слайд 22Правовая позиция Конституционного Суда РФ
Конституция РФ не запрещает государству передавать
полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении отдельных
функций публичной власти. По смыслу ее статей 78 (части 2 и 3) и 132 (часть 2) такая передача возможна при условии, что это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П
Слайд 23Правовая позиция Конституционного Суда РФ
Конституционный принцип демократического правового государства и
гарантируемая Конституцией РФ свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для
становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П
Слайд 24Понятие саморегулируемых организаций (СРО)
СРО – некоммерческие организации, созданные в целях,
предусмотренных Законом о СРО и другими федеральными законами, основанные на
членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Слайд 25Требования к СРО
1) объединение в составе СРО в качестве ее
членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее
100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида;
Слайд 26Требования к СРО
2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной
деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;
3) обеспечение СРО дополнительной
имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.
Слайд 27Специальные требования к СРО
Федеральными законами могут быть установлены иные, в
т.ч. повышенные, требования. Например, Федеральный закон от 30 декабря 2008 г.
№ 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” предусматривает обязательность объединения в составе СРО аудиторов в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций.
Слайд 28Государственный реестр СРО
Некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения
сведений о ней в государственный реестр СРО.
Реестр ведется уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
Например, Министерство финансов РФ – реестр СРО аудиторов; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии –реестр СРО оценщиков, арбитражных управляющих .
Слайд 29Правовая позиция КС РФ о правовой природе СРО
Саморегулируемые организации арбитражных
управляющих обладают двойственной правовой природой: с одной стороны, это некоммерческие
организации, и регистрируются они в порядке, предусмотренном ст. 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях", с другой стороны - с даты включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих они приобретают особый публично-правовой статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П.
Слайд 30Членство в СРО
Добровольное (по общему правилу).
Обязательное: в СРО аудиторов, оценщиков,
арбитражных управляющих, ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, СРО в области инженерных
изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в сфере теплоснабжения, в области энергетического обследования.
Слайд 31Правовая позиция КС РФ об обязательном членстве в СРО
В силу
того, что на саморегулируемые организации арбитражных управляющих возложены публично-правовые функции,
в их деятельности неприемлем вытекающий из ст. 30 Конституции РФ принцип добровольности, характерный для объединений, которые создаются гражданами исключительно на основе общности интересов.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П.
Слайд 32Членство в СРО
Субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности,
может являться членом только одной СРО, объединяющей субъектов предпринимательской или
профессиональной деятельности такого вида. Субъект, осуществляющий различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом нескольких СРО, если такие СРО объединяют субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности соответствующих видов.
Слайд 33Стандарты и правила СРО
СРО разрабатывает и утверждает стандарты и правила
предпринимательской или профессиональной деятельности – требования к осуществлению предпринимательской или
профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО. Стандарты и правила СРО являются локальными нормативными актами, принятие которых предусмотрено законом.
Слайд 34Функции СРО
Регулирующая
Контрольная
Обеспечительная
Слайд 35Обеспечительная функция СРО
Компенсационный фонд. Первоначально формируется исключительно в денежной форме
за счет взносов членов СРО в размере не менее чем
3 тыс. руб. в отношении каждого члена.
Система личного и (или) коллективного страхования. Минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем 30 тыс. руб. в год.
Слайд 36Органы управления СРО
общее собрание членов СРО
постоянно действующий коллегиальный орган управления
СРО
исполнительный орган СРО
орган, осуществляющий контроль над соблюдением членами СРО требований
стандартов и правил СРО
орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия
иные (экспертный совет оценщиков)