Слайд 1Результаты обучения как основа новой парадигмы профессионального образования
Слайд 2Парадигма
Парадигма (от греческого paradeigma — пример) — это концептуальная модель
постановки проблем и их решения, господствующая в течение определенного исторического
периода в научном и образовательном сообществе.
Парадигма в процессе обучения выполняет две функции:
а) запретительная (все, что не согласуется с данной теорией - оставляется);
б) направляющая либо проективная - провоцирует исследования в определенном направлении.
Слайд 3Парадигмальные установки образования
Образовательная парадигма базируется на каких-либо ценностях.
Они определяют
направление педагогического процесса:
на интересы общества, государства или на личность (индивидуально-личностное
развитие),
взаимоотношения его субъектов могут быть авторитарными или гуманистическими,
содержание - знаниевым или развивающим,
технологии рассчитаны на передачу культурно-исторического опыта или на развитие его личностного (культурно-генетического) творческого потенциала,
школа может быть ориентирована на тоталитарное государство или на демократическое общество.
Слайд 4Новая парадигма образования
Основа – результаты обучения
Результаты обучения являются основой реформирования
парадигмы профессионального образования
Слайд 5Понятие
Результаты обучения
демонстрация того, что человек знает и умеет делать после
завершения образования/обучения
Результаты обучения осваиваются :
В системе формального образования
В контексте неформального
обучения (например, на рабочем месте, в процессе целенаправленного самообразования)
В контексте спонтанного обучения (повседневные, жизненные ситуации)
Слайд 6Квалификации и результаты обучения
Происходит переход к тенденции определения квалификаций через
результаты обучения.
Определение квалификации через результаты обучения способствует развитию различных
траекторий обучения (формального или неформального обучения), в рамках которых признаётся и поощряется обучение в течение всей жизни.
Результаты обучения в профессиональных квалификациях часто базируются на компетенциях.
Компетенции обычно имеют отношение к практической деятельности в трудовой среде или в обычной жизни.
Результаты обучения не всегда имеют непосредственное отношение к трудовой практике.
Слайд 7Квалификация
Квалификации можно получить путём:
1 . успешного завершения всей программы
обучения;
2 . успешного завершения того или иного этапа программы
обучения (промежуточные квалификации);
3 . официального признания приобретённых знаний, умений и компетенций вне зависимости от участия в таких программах обучения (МСКО 2011)
Квалификация - «официальный результат процедур оценки и официального признания, который присуждается при условии принятия решения уполномоченным органом о достижении индивидуумом результатов обучения в соответствии с определёнными стандартами» (ЕРК)
Слайд 8Новая парадигма
В центре - студент, который активно действует по
освоению результатов обучения.
Результаты обучения позволяют:
- определять трудозатраты обучающихся
и использовать их в качестве «стоимости» зачетных единиц,
- обеспечивают возможность признания результатов обучения, освоенных в ходе академической мобильности.
Слайд 9Результаты обучения:
Обеспечивают прозрачность, гибкость и преемственность программ
Позволяют избегать дублирования
Позволяет студентам
делать обоснованный и информированный выбор программ и курсов обучения
Позволяют сформировать
систему обеспечения качества и признавать результаты обучения, достигнутые в рамках других сегментов образования
Обеспечивают прозрачность и международную сопоставимость квалификаций
Позволяют приблизить содержание программ к требованиям работодателей и обеспечить развитие общих компетенций
Обеспечивают повышение трудоустройства выпускников
Слайд 10Проектирование
Алгоритм:
- определение результатов обучения для всей программы, которые обеспечивают,
во-первых, идентификацию программы с точки зрения ее предметной области, а
во-вторых, ее специфические отличия от программ в аналогичной предметной области в другом учебном заведении
- определение результатов обучения для модулей
Слайд 11Проектирование
Формулировка результатов обучения предполагает интеграцию, как профессиональных компетенций, так и
общих/универсальных компетенций.
В настоящее время общие/универсальные компетенции приобретают растущую важность в
связи с неопределенностью рынков труда, которая требует от выпускников гибкой адаптации к его изменениям, включая постоянную готовность к обучению, необходимость эффективной коммуникации, владение ИКТ и т.д.
Слайд 12Проектирование
Необходимо предусмотреть четко обоснованное соотношение обучения в учебном заведении и
на предприятии.
Обучение на рабочем месте должно быть интегрировано в
общую программу и четко ориентироваться на результаты обучения, освоение которых должно подтверждаться присуждением зачетных единиц.
Слайд 13Обновление
Результаты обучения подвержены изменениям под влиянием изменений внешней
среды и должны постоянно обновляться.
Например, в Великобритании
такое обновление осуществляется каждые 4 года и включает в себя обновление всех учебных материалов согласно обновленным результатам обучения.
Слайд 14Заключение
Конкретные шаги по проектированию программ:
определение результатов
обучения для всей программы
проведение согласования результатов обучения с представителями профессионального
сообщества
анализ старой программы с точки зрения ее структурирования по модулям, обеспечивающим достижение общих результатов обучения по всей программе,
проектирование и согласование структуры программы (профессиональные модули и модули вариативные)
проектирование результатов обучения для модулей
разработка модулей (методы обучения, методы оценки, учебные материалы)
разработка системы обеспечения качества программы (система зачетных единиц, уровни оценки)