Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ:
МАГИСТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УСТИНОВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
РИСУНОК ГАТТАМЕЛАТА
Слайд 2ЛИТЕРАТУРА
и электронные ресурсы для подготовки к семинарскому занятию
Сайт «Обучение
изобразительным искусствам в студии Олега Торопыгина http://artstudying.com/statiy/14-risunokgattamelaty
Сайт Википедият https://ru.wikipedia.org/wiki/_Эразмо_да Нарни
Сайт
Государственного музея изобразительного искусства им.А.С. Пушкина https://pushkinmuseum.art
Слайд 3Эразмо де Нарни
по прозвищу
Гаттамелата
Сын пекаря. Военную карьеру начинал
солдатом у кондотьера Чекколо Брольа, позже перешёл на службу к
Браччо да Монтоне. Состоял на службе у пап, Флоренции, Венеции.
Стал правителем Падуи в 1437 году. Донателло создал знаменитую конную статую Гаттамелаты. Прозвище Gattamelata объясняют по-разному. Gatta означает «кошка», melata — «соты». Всё вместе может быть понято либо как «пятнистая кошка», либо «медоточивая (то есть льстивая) кошка», либо как «кошка цвета мёда».
Слайд 4Происхождение возводят к фамилии его матери Gattelli, или к тактике
заманивать противников в засаду (Джованни Эроли), или же к его
нашлемнику в виде кошки цвета мёда. Исторически, кондотьер приобрёл знаменитость не столько благодаря личным заслугам, сколько благодаря Донателло, чью скульптурную работу до сих пор высоко ценят художники и скульпторы. Гипсовую копию её фрагмента (голову кондотьера) часто можно встретить в художественных студиях и школах живописи и рисунка. Резкие, но при этом трудные для воспроизведения черты лица позволяют начинающим художникам и фотографам учиться работать со светом и тенью.
Слайд 5ГМИИ им. А.С. Пушкина. Кондотьер Гатамелата
работы Донателло.
Церемония торжественной закладки
здания Музея на Колымажном дворе состоялась 17 августа 1898 г.
Музей
изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке 31 мая 1912 года.
С ноября 1923 года он стал Государственным музеем изящных искусств.
В 1932 году Музей был вновь переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему присвоено имя А.С. Пушкина.
Слайд 6РИСУНОК ТРИ ЧЕТВЕРТИ ВЛЕВО
Начинаем рисовать легкими линиями, не давим на
карандаш. Следует иметь ввиду, что представленные здесь рисунки, особенно первые
стадии, в реальности намного легче по тону.
В начале размечаем композицию на листе. Композиция должна быть сразу же в пропорциях и в характере, иначе в процессе изменений и уточнений пропорций, наклона и т.д. она может сильно измениться...
В любом случае, если вы сразу определяете, что для вас в композиции листа важно, где "центр", то и при небольших изменениях она никогда не проиграет.
Слайд 7Начинаем легкими линиями, не давим на карандаш по двум причинам:
1) легкий по тону рисунок легко стирается т.е. его легко
править 2) при давлении на карандаш напрягается рука и сознание микро-напрягается, уходит в руку, значит в эту непосредственно секунду оно не наблюдает натуру.
Располагаем основные детали и переломы формы, но не забываем, что мы сейчас НЕ РИСУЕМ ДЕТАЛИ, а ДЕТАЛЯМИ РИСУЕМ ЦЕЛОЕ.
На практике это означает, что мы постоянно смотрим на натуру целиком и на рисунок целиком, стараясь вернее взять общие пропорции головы в целом, поворот, наклон и характер формы.
Слайд 8Элементы, находящиеся к нам ближе, сразу лучше намечать чуть контрастнее,
чем части, находящиеся дальше. За счет это уже в начале
рисунка начинают появляться объем и пространство.При этом, пока вы не выяснили, что все детали и размеры взяты верно, общая тональность рисунка должна оставаться нежирной, чтобы вам было легко править.
После того, как вы основные характерные отношения наметили на глаз, не лишнее будет померить, начиная с самых больших размеров.
Также, наводя карандаш вертикально и горизонтально на натуру и рисунок, проверить, верно ли взят наклон. Почему лучше вначале все намечать на глаз и лишь затем начинать мерить? Потому, что этим вы каждый раз даете своему глазомеру маленький шанс, как бы подкармливаете его. Постепенно он начинает оправдывать ваше доверие. Постепенно следует разобраться с архитектоникой формы головы. можно добавлять легкую светотень, чтобы сразу получался объем.
Слайд 9Делать это следует в соответствии с планами (плоскостями) и переломами
(поворотами) формы головы, которые вы видите. Для этого полезно подойти
поближе, внимательно посмотреть с разных сторон.Для того, чтобы хорошо разбираться в расположении планов и переломов формы, необходимо замечать их на всех гипсовых и живых головах, которые вы видите перед собой. Учебные "обрубовочные" головы следует рисовать много раз в разных поворотах и ракурсах. При этом много длительных набросков по 20-30 минут небольшого (8-12 см) размера с разных точек, дают пользы намного больше чем всего два полноразмерных рисунка в три четверти слева и справа, как это имеет место в некоторых учебных заведениях. Кроме того, с точки, с которой вы рисуете, далеко не вся форма головы может восприниматься адекватно.
Поэтому надо не стесняться подходить и осматривать (иногда - ощупывать) форму со всех сторон.
Слайд 10По мере того, как вам удается верно найти и общие
пропорции головы и ее детали, можно потихоньку еще добавлять тональность
- делаем активнее то, что ближе. За счет этого появляется объем и пространство. Под пространством подразумевается то, что более активные (сделанные на рисунке более контрастно) части, выглядят кажутся расположенными ближе, чем части решенные более мягко. Соответственно, и делать более контрастными стоит те части, которые в действительности к нам ближе, в данном случае, это нос, ближняя скула, надбровная дуга, ближний край рта и т.д.
Вся эта передача пространства в целом, дает ощущение общего объема, общей формы головы - более-менее напоминающей яйцо.
Слайд 11При этом переход рисунка из линейного в тональный, мы используем
для того, чтобы еще верней все сравнить.
Сравнивать будет тем легче,
чем реальней будет взята тональность, т.к. в жизни мы все видим в пятнах, а не в карандашных линиях.
Поэтому продолжать сравнивать надо до конца рисунка.
Как видите, детали добавляются постепенно.
При этом, чем мы уверенней в том, что основное взято верно, тем уверенней мы расставляем детали. Чем конкретней становится каждое место, тем легче нам снова сравнить целое. Чем легче нам сравнить целое, тем легче нам скорректировать расположение мелких деталей. Чем конкретнее мы проработали детали на переднем плане, те больше чувствуется объем и большие отношения и так до бесконечности.
Слайд 12Таким образом наше сознание постоянно смотрит на общее впечатление от
головы в целом.
При этом, чем более тональным становится рисунок (чем
больше мы набираем реальную тональность темных и светлых мест), тем более важно нам не забывать часто смотреть расфокусированным взглядом. О чем идет речь?
В обычной жизни, если мы смотрим на какой-то предмет, мы видим его четко, конкретно, все детали по очереди.
Слайд 13По этой причине наш взгляд часто мечется от детали к
детали, рассматривает их, но в это самое время не видит
целого - невозможно увидеть абсолютно четко сразу много мест. Но это особо и не нужно. А видеть в целом (в буквальном, а не переносном смысле) - нужно.
Слайд 14Если просто посмотреть на рисуемый Вами объект одновременно на весь
- он и будет немного не четким. Это и есть
нужный нам взгляд - тот который нужно добавить в дополнение к обычному "прыгающему" взгляду. Можно еще скользить взглядом, не фокусируясь - все это обычно происходит, когда человек задумывается, "рассеянно смотрит".
Слайд 15Есть знаменитое высказывание академика Чистякова: "Рисуешь ухо - смотри на
пятку!" Можно трактовать его по разному, но факт - детали
лучше размещаются на своих местах, когда слегка расфокусированно смотришь на весь предмет целиком.
Слайд 16Когда идет работа в тоне, нам необходимо видеть общую тональную
картину и четко видимые детали как правило сильно мешают этому.
При этом чем расфокусированней мы смотрим, тем сильнее исчезают детали, тем лучше мы видим общую картину, основные соотношения.
Это видение основных тональных соотношений и позволяет нам верно набирать тон рисунка.
Слайд 17Важно при этом не забывать постоянно сравнивать и линейные соотношения
- пропорции головы в целом, расположение маленьких и больших частей
и т.д.
Возможность смотреть расфокусированно, не означает, что не надо отходить от рисунка и сравнивать с расстояния. Наоборот, с расстояния это делать еще удобней и эффективней.
Слайд 18ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выполнить 3 наброска головы Гаттамелата размером по высоте 12
сантиметров.
Указания к работе:
При набросках использовать карандаши F, 2H, B, 2B
для работы с построением головы и разбора в тоне, для оформления плоскости за головой использовать карандаш 4В по всей плоскости , а 6В в местах оформления падающей от головы тени.
Штриховки тени выполнять разнонаправленно в три и более слоев с шагом штриховки 1 - 1,5 миллиметра.
Иметь оформленный эскиз головы Гаттамлата на бумаге формата А3
Слайд 20РИСУНОК ГОЛОВЫ ГАТТАМЕЛАТА
ТРИ ЧЕТВЕРТИ ВПРАВО
Слайд 23ДРУГИЕ РАКУРСЫ РИСУНКА ГОЛОВЫ ГАТТАМЕЛАТА
Слайд 27линейно-геометрическое обобщение головы
геометрическое обобщение с тональным пятном
линейный рисунок с использованием
принципа «чистое пятно приближает, а расчлененная форма удаляет»
линейный рисунок с
тональным пятном