Слайд 1Рисунок гипсовой вазы
Линейно-конструктивный анализ формы.
Выявлением объема с помощью
светотени.
Слайд 2Любая сложная форма представляет собой совокупность простых геометрических форм: шар,
конус, цилиндр, пирамида и тд. Следовательно для того, чтобы нарисовать
сложную форму, нужно уяснить ее внутреннюю конструкцию, пропорции и проследить взаимосвязь ее частей.
На завершающем этапе с помощью светотени выявить ее объем, материальность и пространство.
Слайд 3Последовательность выполнения
компоновка
пропорции
конструктивное построение
определение перелома формы
лепка формы светотенью (при этом направление
штриха соответствует направлению плоскостей и форме)
Проверка и приведение в соответствие
тона в тенях, полутонах и светах
выявление контрастов
обобщение
Слайд 4Композиция
Сначала определяем
местонахождение формы на листе,
простыми линиями, легкими касаниями намечаем общую форму предмета. Рисунок ведем
на глаз, соотнося большие пропорции: верхнюю, среднюю и нижнюю части по высоте и ширине.
Обратите внимание, что на данном этапе сильно на карандаш не давим и
НЕ РИСУЕМ ОСЕВУЮ ЛИНИЮ!
Слайд 5Построение.
1 этап
На этом этапе переходим к
конструктивному построению формы. Форма рисуется простыми ломанными фигурами для более
точного определения пропорций, направления линий. Рисунок ведем все также легкими линиями для того чтобы была возможность исправления стеркой или клячкой. Обязательно нужно проследить соотношение величин в самых широких и узких пропорциях. Сравниваем широкое-широкое, узкое-узкое и их разницу.
ОСЕВЫЕ ТЕПЕРЬ РИСУЕМ!
Слайд 6 Добавляем самые малые части - основание и ободок на горлышке.
Здесь уже при построении мы можем усложнить форму средней части
закругляя углы. Мы их как бы срезаем. Сильно линии обводить НЕ НАДО!
Построение.
1 этап
Слайд 7Построение.
2 этап
Когда уточнили пропорции плоской формы, переходим
к построению пространственному, а именно к эллипсам. ВАЖНО: чем ниже
эллипс, тем шире его раскрытие!
Следует помнить о диаметре эллипсов. В средней части вазы эллипс рисуем в самом широком месте этой части.
Слайд 8Построение эллипса
Построение эллипса предлагается выполнить для начала простыми
линиями. Ломанными направлениями определяем общую форму эллипса с последующим обрезанием
углов и обработкой плавной кривой линией. Сначала проверяем симметричность левой-правой сторон. Не забываем что нижняя часть эллипса всегда несколько шире чем верхняя. Построение ведем легкими касаниями
Смотрите следующий слайд.
Слайд 10Построение.
3 этап
На этом этапе прорисовывается
плавными линиями эллипсы. Следим за поворотами линий в крайних правой
и левой частях эллипсов. ВАЖНО проследить за тем чтобы повороты были ОКРУГЛЫМИ. Невидимые линии рисуем, касаясь слегка.
Слайд 11Построение ободка
Некоторую трудность представляет построение ободка. На самой широкой части
от крайних точек рисуем эллипс. Следим за его раскрытием: он
УЗКИЙ.
Далее рисуем внутренний эллипс, то есть отверстие: отступаем во внутрь влево и вправо равное расстояние по самой верхней осевой и определяем его форму, она еще более узкая.
Слайд 12 Так выглядит общая конструкция вазы. Все линии построения
делаются легко и как бы условно. Сильнее нажимаем на видимой
части эллипса. Все невидимые или дальние линии рисуем прозрачно.
На этом фото линии выделены потемнее для фотосъемки , чтобы лучше было видно на фото!
Слайд 13 После того, как построили форму и конструкцию, стираем хорошей
стеркой все линии построения, дальние части эллипсов, а также всю
скопившуюся грязь.
НО НЕ СТИРАЕМ САМ РИСУНОК!
Слайд 14Определение перелома формы
На данном этапе определяем большой перелом-
теневой перелом формы. Перелом формы это то место на поверхности
предмета, которое позволяет нам в последующем определить его объемность. Другими словами мы находим местоположение собственных теней на форме.
Слайд 15Закладка теневых
частей формы
От границы собственных теней, легкими касаниями
прокладываем на поверхности предмета теневые плоскости. ВАЖНО штрих класть одной
направленности и по направлению движения формы
Слайд 16Фрагменты с заливкой штрихом
Здесь и ниже представлены фрагменты
заливки штрихом одной направленности в зависимости от формы и ее
движения в пространстве. В данном случае КОНУС . Штрих ведем легко касаясь бумаги. Карандаш средней твердости: HB
Слайд 17 Средняя часть представляет собой совокупность двух форм: конус
и шар. Соответственно штрих прокладываем по направлению движения формы.
Слайд 18Лепка формы светотенью
Термин лепка формы светотенью подразумевает ,
что объемную форму предмета мы выявляем с помощью света, полутонов,
собственной тени и рефлексов. Все это составляющие тональной растяжки на поверхности формы.
Собственная тень темнее полутона, потому что полутон находится на освещенной части предмета. Полутон темнее блика, потому что блик – это самая светлая точка на освещенной части. Рефлекс всегда темнее полутона потому что рефлекс находится в теневой части и не может быть таким же как полутон.
Следовательно блик самая яркая часть поверхности, а собственная тень самая темная часть поверхности.
Слайд 19Лепка формы светотенью
На данном слайде указаны стрелки. Стрелки
рисовать НЕ НАДО! Они показывают направление плоскостей в зависимости от
формы и ее перехода в другую форму. Стрелки помогают понять как мы накладываем штрих на конкретном месте формы.
Слайд 20Лепка формы светотенью
Начинаем от перелома формы. Штрих кладем
не спеша в одном направлении, потом проходим это же место
под несколько другой направленностью штриха. Там где находится самая выпуклая (каплевидная) часть вазы штрих кладем вертикально и под наклоном.
Карандаш В.
Слайд 21Штрих по форме конуса
Здесь показан фрагмент штриховки теневой плоскости
горла. Важно, чтобы штрих был аккуратный, с пробелами. Если делать
неаккуратно, получится «СЕНОВАЛ»
Слайд 22Штрих по форме шара
На данном слайде показано как
наносится штрих на самой выпуклой, шарообразной части вазы. На переломе
формы штрих меняет свое направление.
Слайд 23Лепка формы светотенью
Нижнее основание находится в теневой части,
но штрих все равно наносится по направлению движения формы, т.е.
мы рисуем цилиндр и конус. Начинаем ввод полутонов. Карандаш НВ.
Слайд 24Работа над полутонами в световой части
Полутон служит тем
связующим звеном между собственной тенью и самой светлой частью –бликом.
Полутон рисуем карандашами HB, H.Направление штриха ведем также по направлению плоскости которая имеет определенный наклон.
Слайд 25 Одновременно работаем над падающей тенью от предмета. Направление
штриха наискось и по горизонтали, потому что стол это горизонтальная
поверхность. На вертикальной части фона штрих прокладываем вертикально и наискось. На столе тень темнее чем на вертикальной стене.
Слайд 26 Важно следить за плавностью перехода от самого темного
до самого светлого. Возле блика штрихи незаметно исчезают. Блик можно
подчистить стеркой. Слева от блика обязательно должны быть полутона. Если этого не сделать форма не получится круглой. Карандаш НВ и 2Н.
Слайд 27Выявление контрастов
На завершающем этапе следует сравнить между собой
разницу по тону в собственных тенях, полутонах и светах. А
также различие контрастов в верхней части формы, в средней и нижней. В верху контрасты сильнее, а также на самой выпуклой части формы. Собственные тени теперь можно выделить сильнее, но не чернить! Карандаши НВ, В, 2В
Слайд 28Выявление контрастов
Важно не забыть о рисунке фона за
предметом- фон это пространство, а не куча-мала из соломы. Фон
со стороны световой части вазы несколько темнее чем со стороны тени. Здесь важен пограничный контраст между формой и фоном, но он не должен быть резким, потому что фон находится за формой.
Слайд 29 В окончательном виде рисунок должен выглядеть целостно. Полутона
не должны спорить друг с другом, рефлексы не должны быть
такими же как и полутона, поскольку рефлекс это область тени. Важно чтобы контрасты на стыке полутона и собственной тени не были чрезмерными. Фон должен быть за предметом. Падающая тень темнее собственной. Свет, т.е. блики должны затухать по мере удаления от источника света: вверху самые светлые , внизу потемнее. Общий вид предмета должен прослеживаться через связь: большой свет и большую тень.
Слайд 31post scriptum
Для тех, кто дочитал до этого слайда: фото
в презентации сделаны темнее, для того чтобы было лучше видны
переходы полутонов, собственные тени и световые части формы. Однако вам следует делать несколько светлее, поскольку ваза белая. Поэтому не переборщите с тонами на светах. Рисунок ведем светлым тоном, а не темным. В светах используем карандаши «HB», «H» , «2H».
В полутонах «В». В тенях «2В» и «3В», не более.
Успехов !!!