Слайд 1Родительское собрание
«Адаптация первоклассника к школе»
Быть готовым к школе – не
значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к
школе – значит быть готовым всему этому научиться»
(Венгер Л.А.)
Слайд 2Адаптация - приспособление организма к новым условиям.
От адаптации зависит успешность
овладения учебной деятельностью, комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его
отношение к школе и учению.
Слайд 3Адаптация позволяет оптимально «вписаться» в школьную среду:
– согласование своих
«хочу» и школьных «надо»;
– умение выполнять задания самостоятельно;
–
умение следовать школьным правилам;
– умение налаживать и поддерживать дружеские связи с детьми;
– понимание того обстоятельства, что учеба в школе – их «работа», что ученик – это социально значимая роль.
Слайд 4Высокий уровень адаптации:
Ребенок любит школу, рад тому обстоятельству, что теперь
он – ученик. Он легко учится, с интересом получает новые
знания и радостно ими делится с окружающими, прилежно выполняет задания в школе и дома (причем без особого внешнего контроля и «нажима»), внимательно слушает учителя на уроке, способен что-то выучить или подготовить по своей инициативе, «сверх программы», добросовестно выполняет «общественные поручения», легко сходится с одноклассниками.
Слайд 5Средний уровень адаптации:
Ребенок вроде бы не прочь посещать школу, негатива
и отторжения уроки у него не вызывают, он в хороших
отношениях с одноклассниками и учителем, но предпочитает работать под контролем взрослого и по его указаниям. Самостоятельная работа у такого ребенка «не идет». Для него важно в школе не познание, а сам статус ученика. Таким детям нужен постоянный контроль, инициативы в получении знаний они не проявляют, у них слабо развита самостоятельность в тех делах, которые не представляют для ребят непосредственного интереса.
Слайд 6Низкий уровень адаптации:
Такие дети к школе относятся негативно либо просто
равнодушно, на уроках подавлены, «отсутствуют». Или, наоборот, нередко нарушают дисциплину,
учебный материал усваивают не полностью, самостоятельно работают с трудом и без интереса, домашние задания выполняют не всегда. Для усвоения материала им нужна помощь взрослых: неоднократные объяснения и повторения, больше времени, чем остальным. Общественные поручения эти дети выполняют без особой охоты, нередко не имеют в классе друзей.
Слайд 7Причины дезадаптации:
стиль воспитания ребенка в семье ДО школы. Если у
него не заложены навыки самостоятельности, умения налаживать контакты и работать
«в команде», если у его не сформирован интерес к познанию – в школе такому ребенку будет трудно.
система обучения первоклашек. Чем младше ребенок, тем тяжелее ему приспособиться к таким суровым реалиям, вдруг свалившимся на его голову, – поэтому наиболее уязвимы те, кто пошел в школу ближе к 6, а не к 7 годам.
слабая подготовка к школе, недостаток знаний, слабая память и внимание.
Слайд 8Причины дезадаптации:
усталость, переутомление, перегрузка как нервной системы, так и иммунной.
Если ребенок слабенький, не привык к нагрузкам – в школе
ему придется нелегко даже при отличных способностях и хорошей коммуникабельности.
слишком высокая тревожность, мнительность самого ребенка, чрезмерно сильное переживание промахов как в учебе, так и в отношениях.
Слайд 9Что делать:
1. Бессмысленно и совсем не полезно паниковать, ругать и
обвинять самого ребенка. Ребенок нуждается в помощи, а не в
оценке и тем более не в порицании.
2. Постарайтесь в беседах с ним выявить его «слабое место» – то, что именно является причиной дезадаптации: недостаток ли самостоятельности, неумение налаживать контакты с детьми или взрослыми, отсутствие мотивации, слабое развитие – и постарайтесь его устранить.
3. Потренироваться дома в том, в чем ребенок слаб, попросить учителя вас поддержать. Попробовать создать у ребенка сильную мотивацию, заинтересовать его чем-то в учебном процессе или хотя бы вне его, чтобы малыш воспринимал школу не как бессмысленное несчастье, обрушившееся на его голову, а как что-то полезное и интересное.
Слайд 1013 вредных советов родителям первоклассника
Слайд 111. Выбросите все игрушки, пусть ничего не отвлекает ребенка от
учебы.
2. Ни в коем случае не оставляйте ребенку свободное время.
Загрузите его до отказа, запишите на несколько секций прямо с сентября.
Слайд 123. Безусловно, железная дисциплина превыше всего! Неважно, что ребенок утратит
прежние интересы, желания, вкус к жизни вообще.
4. Ни в коем
случае не хвалите ребенка. Ведь самооценка – это такая ерунда, главное, чтобы не загордился!
Слайд 135. Помните, переписывание – лучший способ полюбить письмо, пусть даже
со слезами на глазах.
6. И уж конечно, почаще ставьте в
пример своему ребенку других, более успешных детей. Ведь зависть гораздо важнее уверенности в себе!
Слайд 147. Лучший способ помощи ребенку – все сделать за него.
Быстро и без проблем!
8. Любой ценой заставьте ребенка утром плотно
позавтракать. Неважно, что нет аппетита, что день начинается со слез и конфликтов.
Слайд 159. Портфель всегда собирайте сами, чтобы ничего не забыть. Так
надежнее. И на ближайшие годы это станет вашим любимым занятием
по утрам или вечерам.
10. Одевайте ребенка тоже сами – сэкономите время сборов в школу. Ведь самостоятельность вашему ребенку в будущем только помешает!
Слайд 1611. Ни в коем случае не нужно ребенку отдыхать после
школы. Уроки лучше делать сразу, пока все свежо в памяти.
12.
Лучший способ отдохнуть от уроков – это компьютер и телевизор. Ребенку интересно и вас не беспокоит. А совместные игры, прогулки – пустая трата времени для вас обоих.
Слайд 1713. И уж, конечно, пора бросать бесполезную привычку читать ребенку
сказки перед сном. Он уже сам умеет читать.
Слайд 18P.S. Если Вы чувствуете, что эти советы не для Вас,
значит Вы – понимающий и заботливый родитель.
Слайд 19Желание учиться.
Вера в успех
Положительные установки
Любовь родителей
Приучение к режиму
Выполнение установленных правил
Слайд 20Только вместе.
«Весёлая и успешная школьная жизнь» -
миссия ВЫПОЛНИМА!
Слайд 21Несколько советов психолога
«Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»
-
Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и
услышать ваш голос.
- Не торопитесь. Умение расчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
- Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
- После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
Слайд 22-Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий –
10 минут перерыв.
-Во время приготовления уроков не сидите «над душой».
Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
-В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
-Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
-Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
-Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
-Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.