Слайд 1Родительское собрание по вопросам свободного и компетентного выбора модуля
по курсу ОРКСЭ в 3-х классах
Цель:
ознакомление родителей с
задачами нового курса, его структурой, содержанием, организацией.
Слайд 2
Новый курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Слайд 3Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем
Слайд 4Наш ребенок перед выбором нравственных образцов
Слайд 5Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем
для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где
взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам"жизни сообща"стало первоочередной задачей воспитания.
Федерико Майор,
генеральный директор
ЮНЕСКО
Слайд 6Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее
– ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех
субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.
В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются модули: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Слайд 7Нормативно-правовая основа
Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «Об образовании», «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон «О
свободе совести и религиозных объединениях»;
Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 г. № Пр – 2009, Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Слайд 8Нормативные документы
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №
84-р утверждены приказы Минобрнауки России:
от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 № 1089»;
от 01.02.2012 № 174 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312».
В соответствии с вышеуказанными приказами учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
с 1 сентября 2012/13 учебного года включен в обязательную часть образовательной программы 4 классов начальной школы в объеме 34 часов.
Слайд 9Назначение предмета
Помочь ребенку в решении его личностных, возрастных,
образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития.
Воспитание
ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи.
Слайд 10Цель введения в 4-х классах общеобразовательных учреждений с 1 сентября 2012 года
комплексного
учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ):
формирование у младшего
подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Слайд 11Задачи курса ОРКСЭ
1.Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2.Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, школы;
3.Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Слайд 12Направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных
идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной
культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Комплексный курс ОРКСЭ носит культурологический характер
Слайд 13Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «ОРКСЭ»
ценность жизни и
человека
ценность добра и истины
ценность семьи
ценность труда и
творчества
ценность социальной солидарности
ценность гражданственности и патриотизма
Слайд 14Структура курса
«Основы религиозных культур и светской этики»:
Учебный курс ОРКСЭ -
единая комплексная учебно-воспитательная система
Слайд 15Структура предмета
Все модули нового предмета соединяются общими тематическими блоками:
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
(1 ч.)
Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.)
Традиционные религии и этика в России (13 ч.)
Духовные традиции многонационального народа России (4ч.).
Слайд 16 Содержание модулей
курса:
- ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой;
- не включает специальных богословских вопросов;
- не содержит критических оценок других религий и мировоззрений
Слайд 17Модули предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Кураев
А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. Учебник.
Слайд 18Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в православную
духовную традицию.
Особенности восточного христианства.
Культура и религия.
Священное Писание.
Священное Писание и Священное Предание.
Во что верят православные христиане.
Что говорит о Боге и мире православная культура.
Что говорит о человеке православная культура.
Христианское учение о спасении.
Добро и зло в православной традиции.
Христианская этика: заповеди блаженства.
Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему.
Добродетели и страсти.
Слайд 19Учебный модуль «Основы православной культуры»
Отношение к труду.
Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание.
Спаситель.
Жертвенная любовь
Победа над смертью.
Православие в
России.
Православный храм и другие святыни.
Православные Таинства.
Символический язык православной культуры.
Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).
Православный календарь, его символическое значение.
Почитание святых.
Праздники.
Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 20Модули предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Латышина
Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской
культуры. Учебник.
Слайд 21Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в
исламскую духовную традицию.
Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец
человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада.
Проповедническая миссия Пророка Мухаммада.
Прекрасные качества Пророка Мухаммада.
Священный Коран и Сунна как источники нравственности.
Общие принципы ислама и исламской этики.
Столпы ислама и исламской этики.
Исполнение мусульманами своих обязанностей.
Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть.
Слайд 22Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Мусульманское летоисчисление и календарь.
Ислам в
России.
Семья в исламе.
Нравственные основы семьи в исламе.
Нравственные
ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие.
Забота о здоровье в культуре ислама.
Ценность образования и польза учения в исламе.
Праздники исламских народов России:
их происхождение и особенности проведения.
Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 23Модули предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Чимитдоржиев
В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. Учебник.
Слайд 24Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина.
Ведение в
буддийскую духовную традицию.
Культура и религия.
Будда и его Учение.
Буддийский священный канон.
Буддийская картина мира.
Добро и зло.
Ненасилие и доброта.
Любовь к человеку и ценность жизни.
Милосердие и сострадание.
Отношение к природе.
Буддийские святые.
Будды.
.
Слайд 25Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Семья в буддийской культуре и ее
ценности.
Буддизм в России.
Основы буддийского Учения и этики.
Человек
в буддийской картине мира.
Буддийские символы.
Буддийский храм.
Буддийские святыни
Буддийский календарь.
Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Священные буддийские сооружения.
Буддийские ритуалы.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 26Модули предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Членов
М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы иудейской культуры. Учебник.
Слайд 27Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в
иудейскую духовную традицию.
Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма.
Сущность Торы.
«Золотое правило Гилеля».
Письменная и Устная Тора.
Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа.
Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.
Исход из Египта.
Получение Торы на горе Синай.
Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев.
Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Слайд 28Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Субботний ритуал.
Молитвы и благословения в
иудаизме.
Добро и зло.
Иудаизм в России.
Основные принципы иудаизма.
Милосердие,
забота о слабых, взаимопомощь.
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Совершеннолетие в иудаизме.
Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции.
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 29Модули предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. Учебник.
Слайд 30Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура
и религия.
Возникновение религий.
Древнейшие верования.
Религии мира и их
основатели.
Священные книги религий мира:
Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран.
Хранители предания в религиях мира.
Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре.
Добро и зло.
Возникновение зла в мире.
Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
Рай и ад.
Религии России.
Слайд 31Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Религия и мораль.
Нравственные заповеди
в религиях мира.
Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды.
Религиозные ритуалы
в искусстве.
Календари религий мира.
Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности.
Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 32Модули предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Шемшурина
А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник.
Слайд 33Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и
мораль.
Этика и ее значение в жизни человека.
Род и
семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности.
Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культурах разных народов.
Нравственный образец богатыря.
Нормы морали.
Дворянский кодекс чести.
Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина.
Образцы нравственности в культуре Отечества.
Мораль защитника Отечества.
Слайд 34Учебный модуль «Основы светской этики»
Порядочность.
Интеллигентность.
Трудовая мораль.
Нравственные традиции
предпринимательства.
Что значит «быть нравственным» в наше время?
Добро и
зло.
Долг и совесть.
Честь и достоинство.
Смысл жизни и счастье.
Высшие нравственные ценности.
Идеалы.
Принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе.
Слайд 35Учебный модуль «Основы светской этики»
Этикет.
Этикетная сторона костюма.
Школьная форма
– за и против.
Образование как нравственная норма.
Человек –
то, что он из себя сделал.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального многоконфессионального народа России.
Слайд 36На занятиях курса ОРКСЭ
Изучаются:
исторические факты
информация о существующих религиях
Происходит:
приобщение к общечеловеческим
и духовным ценностям (через актуализацию опыта детей)
Слайд 37Организация изучения
Совместные размышления
Эссе
Словарная работа, работа с иллюстрациями
Интерактивные экскурсии
Совместные проекты
Изучение заповедей,
притч и примеров из жизни пророков и святых
Рисование, слушание музыки
Практические
упражнения
Анализ и сочинение сказок, притч… .
Проектная деятельность ….
Слайд 38Ориентированность курса ОРКСЭ на диалогичность
Уважение как условие диалога.
Школьники, изучающие определённый
модуль, получают общие представления и о содержании других модулей.
На заключительных
уроках учащиеся одного класса работают вместе, представляя свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником.
Слайд 39Обеспечение свободного и компетентного выбора родителями
Результат выбора - заявление родителей
Слайд 40Ссылки
«Книга для родителей» http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx
Слайд 41Уважаемые родители,
выбор за вами!