Разделы презентаций


Сон Обломова

Содержание

«Увертюра ко всему роману» И.А.Гончаров«Сон Обломова» и его роль в романе И.А.Гончарова.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Сон Обломова
«Пока остается хоть один

русский, - до тех пор будет помнить Обломова»
И.С.Тургенев

Сон Обломова«Пока остается хоть один русский, - до тех пор будет помнить

Слайд 2«Увертюра ко всему роману»

И.А.Гончаров

«Сон Обломова» и его роль в романе И.А.Гончарова

.

«Увертюра ко всему роману»

Слайд 3Сон как композиционный элемент имеет свои функции:

- комментирование и оценка

изображенных событий;
- психологическая характеристика персонажа;
- осмысление идейного содержания произведения;
- «чужой

пророческий голос» - общение с божественным
Сон как композиционный элемент имеет свои функции:  - комментирование и оценка изображенных событий;- психологическая характеристика персонажа;-

Слайд 4Значение сна
Сон как приём композиции баллады, игра

с читателем



Сон как

средство создания комического эффекта

Сон как способ характеристики героя

Сон как средство создания интриги

Сон как способ выявления духовного состояния героя, средство психологического анализа

Значение сна Сон как приём композиции баллады, игра         с

Слайд 5Значение «Сна Обломова» в композиции романа
Сон

раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный

фундамент, жизненные принципы.
Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди.
Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.

Значение «Сна Обломова» в композиции романа    Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует

Слайд 6Сон – состояние спящего; отдых тела в забытье чувств («Толковый

словарь» В.И.Дал

Сон – 1) наступающее через определённые промежутки времени физиологическое

состояние покоя и отдыха, при котором полностью прекращается работа сознания, снижается реакция на внешние раздражители; 2) то, что снится, грезится спящему, сновидение («Словарь русского языка» С.И.Ожегова)

Что такое сон?

Сон – состояние спящего; отдых тела в забытье чувств («Толковый словарь» В.И.ДалСон – 1) наступающее через определённые

Слайд 7 Сон Обломова
Тишина и невозмутимое спокойствие
Всё тихо,
всё сонно
Счастливые
люди
Мёртвая
тишина
Это

был какой-то всепоглощающий, непобедимый сон, истинное подобие

смерти.
Сон  ОбломоваТишина и невозмутимое спокойствиеВсё тихо, всё сонноСчастливые людиМёртвая тишинаЭто был какой-то всепоглощающий,

Слайд 8
В Обломовке человек и природа слиты , едины, и, кажется,

само небо там распростёрлось над землёй, как домашняя кровля.

В Обломовке человеку уютно жить, там царит полная гармония между человеком и миром.

Идиллический пейзаж

В Обломовке человек и природа слиты , едины, и, кажется, само небо там распростёрлось над землёй,

Слайд 9Пространство и время
“Правильно и
невозмутимо
совершается там
годовой круг”.

Пространство и время“Правильно и невозмутимосовершается там годовой круг”.

Слайд 10Обломовка
Рождение
Крестины
Свадьба
Похороны
Лето
Весна
Зима
Осень

ОбломовкаРождениеКрестиныСвадьбаПохороныЛетоВеснаЗимаОсень

Слайд 11«И вот воображению спящего Ильи Ильича начали… открываться сначала три

главные акта жизни, разыгравшиеся как в его семействе, так и

у родственников и знакомых: родины, свадьба, похороны. Потом потянулась пёстрая процессия весёлых и печальных подразделений её: крестин, именин, семейных праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слёз и улыбок».

Обычаи и обряды обломовцев

«И вот воображению спящего Ильи Ильича начали… открываться сначала три главные акта жизни, разыгравшиеся как в его

Слайд 12«Сон Обломова»! – этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей

словесности на вечные времена,

был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова

с его обломовщиной…Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас, как теперь, - «Сон» его разъясняет все наши недоумения и, не давая нам ни одного голого толкования, повелевает нам понимать и любить Обломова» (А.В.Дружинин).
«Сон Обломова»! – этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена,был первым, могущественным шагом

Слайд 13Сон в литературном произведении – это способ добраться до тайн

души человека,

показать его сокровенные мысли, чувства и

желания; сон выступает как зеркало, отражающее душу человека.

Выводы

Н.М.Ромадин. Сон Андерсена. 1969

Сон в литературном произведении – это способ добраться до тайн души человека,   показать его сокровенные

Слайд 14Выводы
В главе «Сон Обломова» И.А.Гончаров раскрывает социальные основы, порождающие людей,

подобных Обломову.
Обломовка Обломов обломовщина (отсутствие высокой цели

жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами).
ВыводыВ главе «Сон Обломова» И.А.Гончаров раскрывает социальные основы, порождающие людей, подобных Обломову.Обломовка Обломов    обломовщина

Слайд 15Во «Сне Обломова» представлен идеал главного героя романа. Автор же,

любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, царящих в Обломовке, видит и

их ущербность.
Таким образом, «Сон Обломова» помогает увидеть несовпадение нравственного и социального идеала героя и автора.

Выводы

Во «Сне Обломова» представлен идеал главного героя романа. Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, царящих в

Слайд 16Понятие «обломовщина»

Понятие «обломовщина»

Слайд 17Замысел романа
Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта

и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.

Замысел романа Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию,

Слайд 18Главная тема романа
Главная тема романа – судьба поколения, ищущего

свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный

путь.
Главная тема романа Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не

Слайд 19Идейная направленность
«Я старался показать в «Обломове», как и

отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель

— климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
И.А.Гончаров
Идейная направленность «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в

Слайд 20Идейный стержень романа
«Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели

жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела

мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .
Идейный стержень романа«Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою,

Слайд 21Композиция романа
показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как

постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят

вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.
Композиция романа показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу.

Слайд 22Место действия романа
Петербург
(только в IX главе «Сон Обломова» действие

перенесено в Обломовку).

Место действия романаПетербург (только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

Слайд 23Экспозиция романа
Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы

второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы

полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.
Экспозиция романаЭкспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю

Слайд 24Завязка романа
В III и V гл. второй части завязывается узел

события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет

завязку.
Завязка романаВ III и V гл. второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся

Слайд 25Развитие действия
VI-XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова

к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться

от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге.
Развитие действияVI-XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет

Слайд 26Кульминация романа
Кульминация — XII глава третьей час­ти. Илья Ильич объяснился

в любви Ольге. Но он не может пожертво­вать своим покоем,

что приводит к быстрому разрыву.
Кульминация романаКульминация — XII глава третьей час­ти. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может

Слайд 27Развязка романа
Этому посвящены XI-XII главы третьей части, которые составляют развязку.

В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

Развязка романаЭтому посвящены XI-XII главы третьей части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

Слайд 28Постпозиция романа
В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит

идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате

целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
Постпозиция романаВ четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он

Слайд 29Эпилог романа
В эпилоге (XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о

смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл

«обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.
Эпилог романаВ эпилоге (XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта

Слайд 30Сюжет романа
По поводу сюжета существуют две точки зрения.

Сюжет романа По поводу сюжета существуют две точки зрения.

Слайд 31Сюжет романа
Первая утвержда­ет, что в романе две сюжетные линии: Обломов

— Ольга и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе

линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.
Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.
Сюжет романаПервая утвержда­ет, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц – Ольга .

Слайд 32Язык романа
Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих

эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими

словами
40-50-х гг.
Язык романаЯзык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и

Слайд 33Язык романа
Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к

ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются

Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

Язык романаЯсен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание

Слайд 34Язык героев романа
Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц

— люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого

он связан с чертами внутреннего облика героев.
Язык героев романаСвоеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди образованные, говорят правильным, литературным языком.

Слайд 35Критические отклики
В таланте Гончарова главную роль играет «изящность

и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой

авторской мыслью и приговором.
В.Г. Белинский
Критические отклики В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения

Слайд 36Критические отклики
«Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его

свойства независимо от того или иного общественного положения».
А.Ф.Кони

Критические отклики«Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика