Слайд 1 Сон Обломова
«Пока остается хоть один
русский, - до тех пор будет помнить Обломова»
И.С.Тургенев
Слайд 2«Увертюра ко всему роману»
И.А.Гончаров
«Сон Обломова» и его роль в романе И.А.Гончарова
.
Слайд 3Сон как композиционный элемент имеет свои функции:
- комментирование и оценка
изображенных событий;
- психологическая характеристика персонажа;
- осмысление идейного содержания произведения;
- «чужой
пророческий голос» - общение с божественным
Слайд 4Значение сна
Сон как приём композиции баллады, игра
с читателем
Сон как
средство создания комического эффекта
Сон как способ характеристики героя
Сон как средство создания интриги
Сон как способ выявления духовного состояния героя, средство психологического анализа
Слайд 5Значение «Сна Обломова» в композиции романа
Сон
раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный
фундамент, жизненные принципы.
Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди.
Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.
Слайд 6Сон – состояние спящего; отдых тела в забытье чувств («Толковый
словарь» В.И.Дал
Сон – 1) наступающее через определённые промежутки времени физиологическое
состояние покоя и отдыха, при котором полностью прекращается работа сознания, снижается реакция на внешние раздражители; 2) то, что снится, грезится спящему, сновидение («Словарь русского языка» С.И.Ожегова)
Что такое сон?
Слайд 7
Сон
Обломова
Тишина и невозмутимое спокойствие
Всё тихо,
всё сонно
Счастливые
люди
Мёртвая
тишина
Это
был какой-то всепоглощающий, непобедимый сон, истинное подобие
смерти.
Слайд 8
В Обломовке человек и природа слиты , едины, и, кажется,
само небо там распростёрлось над землёй, как домашняя кровля.
В Обломовке человеку уютно жить, там царит полная гармония между человеком и миром.
Идиллический пейзаж
Слайд 9Пространство и время
“Правильно и
невозмутимо
совершается там
годовой круг”.
Слайд 10Обломовка
Рождение
Крестины
Свадьба
Похороны
Лето
Весна
Зима
Осень
Слайд 11«И вот воображению спящего Ильи Ильича начали… открываться сначала три
главные акта жизни, разыгравшиеся как в его семействе, так и
у родственников и знакомых: родины, свадьба, похороны. Потом потянулась пёстрая процессия весёлых и печальных подразделений её: крестин, именин, семейных праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слёз и улыбок».
Обычаи и обряды обломовцев
Слайд 12«Сон Обломова»! – этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей
словесности на вечные времена,
был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова
с его обломовщиной…Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас, как теперь, - «Сон» его разъясняет все наши недоумения и, не давая нам ни одного голого толкования, повелевает нам понимать и любить Обломова» (А.В.Дружинин).
Слайд 13Сон в литературном произведении – это способ добраться до тайн
души человека,
показать его сокровенные мысли, чувства и
желания; сон выступает как зеркало, отражающее душу человека.
Выводы
Н.М.Ромадин. Сон Андерсена. 1969
Слайд 14Выводы
В главе «Сон Обломова» И.А.Гончаров раскрывает социальные основы, порождающие людей,
подобных Обломову.
Обломовка Обломов обломовщина (отсутствие высокой цели
жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами).
Слайд 15Во «Сне Обломова» представлен идеал главного героя романа. Автор же,
любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, царящих в Обломовке, видит и
их ущербность.
Таким образом, «Сон Обломова» помогает увидеть несовпадение нравственного и социального идеала героя и автора.
Выводы
Слайд 17Замысел романа
Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта
и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.
Слайд 18Главная тема романа
Главная тема романа – судьба поколения, ищущего
свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный
путь.
Слайд 19Идейная направленность
«Я старался показать в «Обломове», как и
отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель
— климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
И.А.Гончаров
Слайд 20Идейный стержень романа
«Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели
жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела
мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .
Слайд 21Композиция романа
показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как
постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят
вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.
Слайд 22Место действия романа
Петербург
(только в IX главе «Сон Обломова» действие
перенесено в Обломовку).
Слайд 23Экспозиция романа
Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы
второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы
полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.
Слайд 24Завязка романа
В III и V гл. второй части завязывается узел
события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет
завязку.
Слайд 25Развитие действия
VI-XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова
к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться
от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге.
Слайд 26Кульминация романа
Кульминация — XII глава третьей части. Илья Ильич объяснился
в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем,
что приводит к быстрому разрыву.
Слайд 27Развязка романа
Этому посвящены XI-XII главы третьей части, которые составляют развязку.
В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.
Слайд 28Постпозиция романа
В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит
идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате
целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
Слайд 29Эпилог романа
В эпилоге (XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о
смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл
«обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.
Слайд 30Сюжет романа
По поводу сюжета существуют две точки зрения.
Слайд 31Сюжет романа
Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов
— Ольга и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе
линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.
Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.
Слайд 32Язык романа
Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих
эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими
словами
40-50-х гг.
Слайд 33Язык романа
Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к
ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются
Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?
Слайд 34Язык героев романа
Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц
— люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого
он связан с чертами внутреннего облика героев.
Слайд 35Критические отклики
В таланте Гончарова главную роль играет «изящность
и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой
авторской мыслью и приговором.
В.Г. Белинский
Слайд 36Критические отклики
«Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его
свойства независимо от того или иного общественного положения».
А.Ф.Кони