Слайд 1Родившись в богатой венской семье, воспитывался на домашнем обучении. В
результате не получил права поступать в университет и вынужден был
окончить политехническую школу для получения диплома
В 1908 году он начал изучать авиационную технику в Манчестерском университете, где его интерес к философии чистой математики привел его к Фреге
Слайд 2По совету Фреге в 1911 году он отправился в Кембридж,
чтобы учиться у Бертрана Рассела.
Рассел повлиял на Витгенштейна (Витгенштейн повлиял
на Рассела). Коммуникация с Муром и Кейнсом
Философия, освоенная самообразованием
«Норвежское уединение» Витгенштейна (1913) (продолжение работы над Трактатом во время войны – на фронте, особенно в плену (1918))
Публикация трактата по-немецки, затем по-английски
Слайд 3«Русский» Витгенштейн – увлечение марксизмом и коммунистической идеей (Витгенштейн –
рабочий)
Слайд 4Шопенгауэровские (метафизика воли) и буддистские мотивы: принципиальный отказ от систематического
изложения
Порядок тезисов отражает значимость положений
Истинный порядок тезисов – предмет споров
издателей и интерпретаторов
Корреляция мира и мышления о мире через понятие «факт». Логический коррелят факта – «атомарное предложение»
Слайд 5Почему факты, а не объекты? Потому, что объективность объекта ставится
под сомнение семиотической позицией (см.пояснение Пирса)
«объекты могут соединяться вместе различными
определенными способами»
Слайд 6Прежняя философия оказывается тенью позитивных наук. Философия должна радикально отличаться
от них
Цель философии – указать границы осмысленности, границы выразимости смысла
в языке, внутренней логики того, что говорится о мире.
Не сообщать, не показывать
Слайд 7Кант первой критики без второй и третьей.
Никаких предпосылок из области
морального субъекта (никаких метафизических спекуляций)
субъект и всё соотнесённое с ним
как раз и оказалось тем, что не может быть выражено в языке (последовательное проведение отказа от психологизма)
Слайд 8Субъект не как условие познания мира, а как граница мира.
Субъект мог бы обнаружить себя лишь в ценностях, но последние
как раз и не выразимы в языке, поскольку не обладают логической формой, которую могут охватить его осмысленные выражения.
Слайд 9В теории Витгенштейна факты, составляющие мир, истолковываются только как состоящие
из некоторых исходных фактов, несводимых далее к каким-либо другим фактам.
Такие факты называются атомарными фактами, а факты, состоящие из атомарных, называются молекулярными
Слайд 10протокольные предложения (statements);
предполагалось, что эти предложения не требуют какого-либо
обоснования
Очевидность, основанная на факте – требование не предпосылать факту теорию
Слайд 11Критика Витгенштейном расселовской теории типов: этот ход выводит умозаключения Рассела
за границы логики – кванторы включены в число знаков, что
дезориентирует в отношении задач семиотики.
Логика не должна высказываться о мире, а соположение вещей и отношений – именно такое высказывание
Слайд 12Формализм как предметная особенность логики: противоречия и тавтологии как два
полюса истинности суждений. В обоих вариантах установление истины/лжи не содержательно,
чисто формально
Значение аналитизма в логике
Слайд 13Умозаключения, как в аристотелевой силлогистике, выводят за пределы собственно логики
к метафизическим высказываниям (высказываниям о мире). На этом пути очень
легко перейти границу исходной задачи описания логического инструментария.
Слайд 14предложение логической формой показывает необходимые черты действительности, но выражает их
с помощью случайных средств.
Аналогия с категориями Канта
Слайд 15Первый теоретический проект Витгенштейна - философия идеального языка (логика как
математическая логика, «язык математики»).
Затем на передний план вышли «Философские исследования»
Л. Витгенштейна. Язык как «игра по правилам»
Слайд 16Третий тематический блок – включение онтологической и этической проблематики в
рассмотрение аналитической традиции
«когнитивный поворот», начавшийся в 1970-eгг. – движение к
междисциплинарности
Слайд 17истинное знание должно быть свободно от ценностных суждений, а этико-аксиологические
размышления не могут быть построены по образу и подобию теоретико-научного
знания, регулятивом которого является поиск истины
Слайд 18Л.Витгенштейн: этика и эстетика трактуют о невыразимых вещах
Однако: более не
универсальный в своей применимости идеальный язык, а значимые частности
Слайд 19Еще в античности возникшее противопоставление:
Рассуждение является логическим, когда оно исходит
из общего и от общего движется к частному.
Напротив, рассуждение
является прагматическим, когда оно основывается на особой природе данной вещи, πραγμα
Слайд 20Прагматика языка как новая стратегия исследования
Обращение Витгенштейна к анализу обыденных
речевых практик. Они отличаются от «идеальных» языков тем, что используют
не одну, а множество «языковых игр».
Слайд 21Венский кружок (а прежде – Рассел) сводили проблему истины к
верификации (процедуре установления истины)
Поэтому Витгенштейн предложил вполне заменить понятие истины
достоверностью, которая свойственна нормам и правилам поведения в обществе (социальным нормам)
Слайд 22Метафизика – болезнь, а анализ языка призван врачевать эту болезнь.
(Карнап о Витгенштейне)
Слайд 23нормы и критерии осмысленности научного языка отделяются от кодов религии,
и это делает возможным самостоятельное существование науки.
Интерес к нормам и
кодам «за гранью» научности (Дж.Мур о невозможности определения базовых понятий этики)
Слайд 24Семантика и прагматика: «аналитическая философия», в отличие от классической философии,
ищет ответ на вопрос о том, как функционирует язык, не
столько в определении его сущности, сколько в изучении разнообразных практик его употребления.
Слайд 25В «Логико-философском трактате» Витгенштейна «базисные» высказывания – это атомарные высказывания.
Слайд 26Они связаны с различимыми между собой событиями и как бы
приколоты к самой реальности, их истинность не вызывает сомнений потому,
что каждый, имеющий глаза, способен убедиться в том, что высказывание обозначает реальное положение дел.
Слайд 27Я-высказывания и ментальные очевидности.
«эмотивизм» в англо-саксонской традиции как теоретическая гипотеза
(Дж.Мур: «добро не определимо, но очевидно моей моральной интуиции»)
Значение, связанное
с понятием и значение как соблюдение/нарушение правила
Слайд 28Витгенштейн, а вслед за ним и другие представители аналитической философии,
критиковали допущение особых ментальных состояний, актов сознания, конституирующего значение как
ментальные сущности, которые управляют и контролируют правильное использование языка.
Слайд 29Но: как правильное («истинностное», в терминологии Фреге) отличается от неправильного?
Снова
возвращается понятие «смысла» (как в феноменологии), вновь приходят в философию
языка онтологические понятия («идеальные корреляты» и т.п.)
Слайд 30Витгенштейн определил язык как «форму жизни» и соотносил его не
с ментальными актами, а с практическими ситуациями.
При этом он
указал на индивидуальные способы применения правил, роль которых не менее важна, чем законодательство. Языковая игра реализуется как особый способ применения правил.
Слайд 31Это всегда творческий, ситуативный процесс, который нельзя полностью регламентировать. Если
правила есть нечто искусственное, конвенциональное, надиндивидуальное, то способы их применения,
конечно, могут определяться интересами людей, но нельзя не учитывать и ситуации, к которым применяются правила.
Слайд 32Отсюда новое понимание «значения» опирается не только на теоретические понятия,
но и на правила и коды социума (значение как образец,
языковая норма сообщества) и на свойства реальности, постигаемой практическим путем (значение как индекс пространственно-временных отношений, причинно-следственных связей и других структур).
Слайд 33Понимание слов и поступков другого человека не имеет ничего общего
с угадыванием тайных процессов сознания, даже если бы они существовали.
Понимание связано с компетентностью.
Правила и критерии, которые применяет исполнитель, те же, что знает зритель.
Слайд 34Коммуникативная истина как совпадение двух этих рядов.
Значение и «социальный факт»
(М.Вебер, Э.Дюркгейм)
Идея целе-рационального действия в социологии
Слайд 35Описывая язык, современные лингвисты сначала устанавливают отношение каждого элемента языка
(например, слова) к другим таким же элементам данной системы.
Слайд 36Это отношение составляет «относительное значение» данного элемента (называемое еще «значимостью»,
«ценностью», «десигнатом» или «концептом»).
Слайд 37А уж потом определяют, к какому явлению внешнего мира, вне
языка, относится этот элемент нашим сознанием, это как бы «безотносительное
значение» данного элемента (называемое еще «денотатом»)
Слайд 38Люди пользуются словами, при этом они убеждают друг друга в
своей правоте, доверяют или не доверяют друг другу.
Слайд 39Словами пользуются в соответствии с некоторыми правилами, которое нельзя свести
к правилам грамматики или даже логики. Речь надо вести еще
и о правилах жизни. Язык — это форма жизни
Семейное сходство в употреблении языка