Разделы презентаций


Роль модели, чертежа, развертки при развитии пространственных представлений в

Содержание

Геометрия как часть математики, по классическому опре­делению Фридриха Энгельса, «имеет своим объектом пространственные формы и количественные отношения действительного мира, стало быть — весьма реальный материал», она изучает взаи­мосвязи между геометрическими образами,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Роль модели, чертежа, развертки при развитии пространственных представлений в курсе

стереометрии средней школы

Роль модели, чертежа, развертки при развитии пространственных представлений в курсе стереометрии средней школы

Слайд 2Геометрия как часть математики, по классическому опре­делению Фридриха Энгельса, «имеет

своим объектом пространственные формы и количественные отношения действительного мира, стало

быть — весьма реальный материал», она изучает взаи­мосвязи между геометрическими образами, которые представ­ляют собой абстрактные модели реального мира.

Преподавание стереометрии в школе основывается на за­пасе пространственных представлений об изучаемых геометри­ческих фигурах.

Геометрия как часть математики, по классическому опре­делению Фридриха Энгельса, «имеет своим объектом пространственные формы и количественные отношения

Слайд 3Для успешного развития пространственного воображения необходимо:

наличие восприятия пространственных свойств вещей;
появление

представлений в связи с восприятиями;
образование изобразительных связей, т. е. пространствен­ного

восприятия плоского чертежа;
наличие упражнений в решении таких задач, которые тре­буют тренировки определенного вида представлений.

Для успешного развития пространственного воображения необходимо:наличие восприятия пространственных свойств вещей;появление представлений в связи с восприятиями;образование изобразительных связей,

Слайд 4Б. М. Теплов пишет: «Иногда трудности в развитии тех или

других представлений объясняются именно тем, что ученики не имеют возможности

в достаточной мере прибегать к помощи восприятий. Изуче­ние стереометрии представляет большие трудности именно потому, что оно требует высокоразвитых трехмерных пространственных представлений, а в качестве материала для восприя­тия учащимся часто даются лишь плоскостные чертежи. Эти трудности могут быть преодолены при условии широкого и умелого использования трехмерных моделей».

Б. М. Теплов пишет: «Иногда трудности в развитии тех или других представлений объясняются именно тем, что ученики

Слайд 5Применение моделей, как пока­зывает опыт, качественно улучшает приобретаемый запас представлений,

необходимых для развития пространственного воображения.

Если в планиметрии можно выполнить чертеж

по условию задачи или теоремы и затем на выполненном чертеже вести рассуждения, то в стереометрии немыслимо построить изобра­жение, не имея представления о той конфигурации, которая должна быть изображена.
Применение моделей, как пока­зывает опыт, качественно улучшает приобретаемый запас представлений, необходимых для развития пространственного воображения.Если в планиметрии

Слайд 6Если в планиметрии чертеж воспринимается учащимися однозначно (вследствие того, что

ученик еще не знаком со стереометрическим чертежом), то в стереометрии

тот же чер­теж может восприниматься различно. Геометрический чертеж допускает многозначность чтения.
Если в планиметрии чертеж воспринимается учащимися однозначно (вследствие того, что ученик еще не знаком со стереометрическим чертежом),

Слайд 7
Чертеж в стереометрии используется учителем в целях иллюстрации излагаемого материала,

чтобы наглядно пред­ставить учащимся то тело, о котором идет речь.

Но чертеж должен способствовать и развитию пространственного воображения.

Последнего можно достигнуть при наличии упражнений, требующих варьирования пространственного об­раза (мысленные повороты, мысленные дополнительные построения).
Чертеж в стереометрии используется учителем в целях иллюстрации излагаемого материала, чтобы наглядно пред­ставить учащимся то тело, о

Слайд 8Из трех пирамид составлена правильная треугольная призма. Вообразите совпадающие грани

пирамид и составляющих призму, определите

мысленно форму треугольников, из которых составлены пирамиды, и скажите, каково число равносторонних, прямоугольных и рав­нобедренных треугольников. Никаких дополнительных построе­ний выполнять не разрешается.
Из трех пирамид составлена правильная треугольная призма. Вообразите совпадающие грани пирамид     и

Слайд 9
Ошибки, допускаемые учащимися при чтении чертежа в процессе доказательства теорем

или при решении задач, мож­но также объяснить неумением образовать изобразительные

связи, т. е. при восприятии плоского чертежа видеть объем­ную форму изучаемой фигуры.
Ошибки, допускаемые учащимися при чтении чертежа в процессе доказательства теорем или при решении задач, мож­но также объяснить

Слайд 10На изображении куба

, точка пересечения

диагоналей грани соеди­нена с вершиной D. Определить угол BKD. Никаких допол­нительных построении производить не разрешалось.
На изображении куба

Слайд 11
Пространственные трехмерные пред­ставления нуждаются в контролировании путем сравнения вос­принимаемых форм

на изображении с действительной их фор­мой (на модели);

Ошибки, допускаемые при

чтении чертежа, связаны главным образом с неумением определить истинную форму деталей изображения;

Восприятия, полученные от модели и от чертежа, не могут отождествляться;

Глаз адекватно отра­жает обозреваемый предмет. Чтобы добиться такого представ­ления при восприятии чертежа, он должен быть выполнен верно и в такой проекции, в которой глазом наиболее точно воспринимается изображаемый предмет. Чем лучше осознает­ся воспринимаемый предмет, тем полнее и устойчивее будут представления.
Пространственные трехмерные пред­ставления нуждаются в контролировании путем сравнения вос­принимаемых форм на изображении с действительной их фор­мой (на

Слайд 12Объясняя на модели или на чертеже какое-нибудь геометри­ческое соотношение или

понятие, учитель должен выделить такие части объекта, которые будут воздействовать

на органы чувств существенными признаками.

Благодаря этому ученик научится находить различие в сходных геометрических фигу­рах и замечать сходство в фигурах, резко отличающихся друг от друга

Теорема. Если две параллельные пло­скости пересекаются третьей плоскостью, то линии пересече­ния параллельны.
Объясняя на модели или на чертеже какое-нибудь геометри­ческое соотношение или понятие, учитель должен выделить такие части объекта,

Слайд 13Обозрение самого предмета или модели является первичным источником в накоплении

представлении. Поэтому вос­приятие предмета называют прямым восприятием, а восприя­тие его

изображения — опосредствованным.


При наличии запаса представлений из прошлого опыта роль модели уменьшается, т. к. переход к абстрактному мыш­лению может совершаться на базе имеющихся представлений. Главную роль теперь будет играть анализ, развитый на базе конкретных вос­приятий и представлений.
Обозрение самого предмета или модели является первичным источником в накоплении представлении. Поэтому вос­приятие предмета называют прямым восприятием,

Слайд 15
В условиях педагогического процесса обозрение модели ограничено, а единовременный ее

показ на уроке не может гарантировать твердое усвоение и запоминание

форм геомет­рического тела.

Поэтому для приобретения запаса правильных пространственных представлений необходима соответствующая система упражнений:

В условиях педагогического процесса обозрение модели ограничено, а единовременный ее показ на уроке не может гарантировать твердое

Слайд 161. Упражнения должны подбираться так, чтобы они спо­собствовали умению передавать

простейшие пространственные фигуры на проекционный чертеж и по чертежу строить

раз­вертку и модель.

2. Надо дать навыки и обратного процесса, т. е. научить по развертке строить чертеж и тем самым представить модель, которая передается этим чертежом.

3. Предлагаемые учащимся упражнения и вопросы долж­ны требовать от них воссоздания по описанию или по черте­жу геометрического образа (оригинала).

1. Упражнения должны подбираться так, чтобы они спо­собствовали умению передавать простейшие пространственные фигуры на проекционный чертеж и

Слайд 17
Применение только чертежа, как наглядного средства, не может гарантировать для

всего класса приобретение запаса правильных пространственных представлений, а, следователь­но, и

развития пространственного воображения.

Использование наглядных пособий дает больший эффект в том случае, когда они применяются в единстве: модель и чертеж, чертеж и развертка, или, если возможно, чертеж, мо­дель и развертка. Это позволит лучше установить связь между чувственным восприятием предмета и соответствующим аб­страктным понятием.
Применение только чертежа, как наглядного средства, не может гарантировать для всего класса приобретение запаса правильных пространственных представлений,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика