Слайд 1Роль органов государственной власти в реализации принуждения в финансово- экономической
сфере
Кофонова Ольга Валерьевна
Слайд 2Роль государственного принуждения
Государственное принуждение в сфере финансовых отношений играет важную
роль.
Так, для многих субъектов Федерации и муниципальных образований, характерна
финансовая задолженность.
Многие субъекты РФ не в состоянии за счет собственных средств исполнить все, возложенные на них обязательства.
Так, в 2020, как и в 2019 году, дотационными признано 72 субъекта РФ
Слайд 3Актуальность вопроса
Залогом сбалансированности бюджетов - является как эффективное использование бюджетных
средств, так и государственное-принудительное обеспечение налоговых отношений
Слайд 4Определение
Финансовое правовое принуждение - есть воздействие уполномоченными органами государства, должностями
лицами на сознание, поведение субъектов финансовых правоотношений путем применения к
ним в установленном процессуальном порядке принудительных мер, указанных в санкциях (диспозициях) финансово-правовых норм и связанных с наступлением для них отрицательных последствий личного, имущественного, организационного характера в целях борьбы с правонарушениями и иными нежелательными последствиями, а так же охраны и дальнейшего развития общественных отношений в сфере финансовой деятельности
Слайд 5Признаки финансово-правового принуждения
финансово-правовое принуждение является правоприменительной деятельностью;
его цель состоит в
обеспечении правопорядка;
оно реализуется в рамках специальных правоохранительных правоотношений;
применение финансово-правового принуждения
допускается только к конкретным субъектам права;
- оно реализуется на основе права и эту деятельность по его реализации осуществляет исключительно государством.
Слайд 6Особенности финансово-правового принуждения
объектом финансово-правового принуждения являются фонды денежных средств и
источники их формирования;
меры финансово-правового принуждения применяются в том случае, если
есть необходимость привести поведение собственников денежных средств, объединенных в специальный фонд, в соответствие с требованиями права;
- финансово-правовое принуждение может применяться вне зависимости наличия между сторонами охранительного правоотношения организационного подчинения или нет. Финансово-правовое принуждение может применяться властвующим субъектом по отношению к подвластному при наличии организационной или хозяйственной зависимости последнего, а также в случаях, когда между субъектами соответствующего охранительного правоотношения отсутствует прямая связь власти и подчинения;
Слайд 7Особенности финансово-правового принуждения
для финансово-правового принуждения характерно сочетание судебного и внесудебного
порядка применения его мер;
финансово-правовое принуждение регулируется финансово-правовыми нормами, которые закрепляют
исчерпывающий перечень мер принуждения, основания и порядок их применения;
финансово-правовому принуждению в первую очередь подвергаются организации так, как они осуществляют управление фондами денежных средств. А в случаях, когда объектом финансово-правового принуждения являются финансовые ресурсы, оно может быть обращено и на граждан;
- финансово-правовое принуждение направлено на обеспечение соблюдения финансовой дисциплины, под которой понимается установленный порядок осуществления финансовой деятельности, включающий соблюдение нормативных предписаний, точное исполнение финансовых обязанностей.
Слайд 8Анализ реализации принуждения в финансово- экономической сфере
Анализ способов обеспечения исполнения
обязанностей по уплате налогов, таких как залог имущества (ст.73 НК
РФ), поручительство (ст.74 НК РФ), пеня (ст. 75 НК РФ), говорят о своей гражданско-правовой природе. В свою очередь отдельные обеспечительные меры имеют четкую административно процессуальную природу и коррелируют с соответствующими мерами, изложенными в КоАП.
Например, приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных платежей (ст.76 НК РФ), и временный запрет деятельности (ст27,16 КоАп РФ), арест имущества (ст.77 НК РФ) и арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст.27.14 КоАп РФ).
Наиболее часто за совершение налоговых правонарушений применяются налоговые санкции (ст. 144 НК РФ), которые являются мерой ответственностью за совершенное налоговое правонарушение. По своей правовой природе они не отличаются административного штрафа (ст. 3.5 КоАп РФ).
Слайд 9Анализ реализации принуждения в финансово- экономической сфере
- мошенничество в сфере
кредитования (ст. 159 п. 1 УК РФ),
- мошенничество при получении
выплат (ст. 159 п.2 УК РФ),
- мошенничество с использованием платежных карт ( ст.159 п.3 УК РФ),
- мошенничество в сфере страхования (ст.159 п.5 УК РФ),
- неисполнение обязанностей налогового агента (ст.199 п.1 УК РФ).
Следует отметить, что действующим законодательством установлена возможность применения мер государственного принуждения, в частности уголовной и административной ответственности за нарушение финансового законодательства, например
Слайд 10Анализ реализации принуждения в финансово- экономической сфере
Следует отметить, что действующим
законодательством установлена возможность применения мер государственного принуждения, в частности уголовной
и административной ответственности за нарушение финансового законодательства, например:
- мошенничество в сфере кредитования (ст. 159 п. 1 УК РФ),
- мошенничество при получении выплат (ст. 159 п.2 УК РФ),
- мошенничество с использованием платежных карт ( ст.159 п.3 УК РФ),
- мошенничество в сфере страхования (ст.159 п.5 УК РФ),
- неисполнение обязанностей налогового агента (ст.199 п.1 УК РФ).
Слайд 11Анализ реализации принуждения в финансово- экономической сфере
Эти примеры свидетельствуют в
пользу закрепления и последующего применения форм государственного принуждения.
В этой связи,
на сегодняшний день, вряд ли можно утверждать о самостоятельном статусе финансового правонарушения.
Можно констатировать наличие преступлений: административных
дисциплинарных, гражданско-правовых правонарушений в области финансового права.
Слайд 12Заключение
Рассмотрение финансово-правового принуждения предполагает анализ процессуального порядка применения соответствующих мер,
что в свою очередь является действенной гарантией от нарушений при
реализации мер государственного принуждения.