Слайд 1Роль учителя в реализации ФГОС
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 21. Отрицательное отношение к ФГОС из-за присущей многим людям боязни
                                                            
                                    нового. 
2. Усталость от бесконечных псевдоинноваций в предыдущие годы. 
3.
                                    Острейший дефицит времени у всех учителей. Нехватка времени для нормальной работы, для жизни стала катастрофической.
4. Нехватка новых учебников, соответствующих требованиям ФГОС. 
5. Отсутствие в стандартах точного и четкого механизма оценивания метапредметных и личностных результатов образования.
6. Отсутствие условий (нехватка, а то и полное отсутствие помещений, отсутствие единого государственного финансирования и др.) для организации внеурочной образовательной деятельности, требуемой ФГОС.
 
Какие затруднения Вы испытываете при освоении ФГОС?
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Слово «стандарт» (с английского «standard» - модель) трактуется как конвенция
                                                            
                                    (от лат. convention - конвенция - договор, соглашение) - определяемая
                                    договором норма, фиксирующая степень достижения экспертно оцениваемых результатов образования.
Впервые в отечественной практике управления школой вводится не строго точный (измеряемый), а рамочный принцип регулирования деятельности и отношений учителей и учеников.
Рамочный принцип означает: 
•	примерный, ориентировочный, предполагающий вариации в зависимости от возможностей конкретного ребенка, чего прежнее толкование слова «стандарт» не допускало
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4
Рассмотрим рамочное и конвенциональное
регулирование образовательной деятельности
стандарт ставит перед каждым педагогом
                                                            
                                    и коллективом школы классическую проектировочную задачу на оптимизацию образовательного процесса
Дано:
время
                                    обучения и возраст обучаемых (учебный план по классам и группам), определенный набор предметных знаний и педагогических технологий (рабочая программа по предмету).
Требуется:
получить на каждой ступени образования фиксированные предметные, метапредметные и личностные результаты образования у каждого ученика в вилке от необходимого минимума до возможного максимума. При этом образовательный минимум стандарт формулирует как «ученик научится», а максимум — как «ученик получит возможность научиться».
в рамках предмета учитель самостоятельно и свободно проектирует средства обучения, воспитания и развития, необходимые ученику для достижения всех трех групп результатов, определенных стандартом
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Свобода учителя в рамках стандарта
Учителю необходимо разложить финишные предметные, метапредметные
                                                            
                                    
и личностные результаты, указанные во ФГОС для каждого уровня образования,
                                    на результаты по годам, по разделам и темам и, наконец, по урокам;
 учителю необходимо найти все необходимые и достаточные (оптимальные) средства для достижения всех трех групп результатов совместно с каждым своим учеником на уроке вне урока, в итоге изучения темы, раздела, всего курса, в течение прожитого учеником того или иного этапа взросления;
учителю следует быть зорким аналитиком;
учителю вместе с коллегами, придется определять, какие из метапредметных и личностных результатов образования этого года будут впервые вводиться на уроках каких предметов, а также в каких предметах на уроках, вне уроков и в воспитательном пространстве школы метапредметные и личностные результаты будут закреплены и использованы уже как сформированные;
помощниками учителя в этой профессиональной свободе являются: ФГОС, основные образовательные программы школы по уровням образования, рабочая программа по его предмету, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 6ФГОС ОО и профстандарт «Педагог» — создают условия для преобразования
                                                            
                                    
учительства из так называемых «специалистов» в «профессионалов»
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7 Учителю, который хочет стать профессионалом и потому осваивать стандарт,
                                                            
                                    
важно понять сердцевину дидактики ФГОС. А она - в диалектике
                                    связи результатов:
1.	предметных, 
2.	метапредметных,
3.	личностных, 
которые являются сутью трех сторон:
•	единого педагогического результата, 
•	друг без друга не существуют, 
•	друг друга мотивируют и, как говорят, 
•	взаимно усиливают. 
Дидактика стандарта исходит из цельности образования личности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Достоинства ФГОС ОО
1.	Позволяют переходить от «школы знаний», потерявшей значение для
                                                            
                                    
основной массы населения, к востребованной в сегодняшней России «школе жизни»,
                                    «практической школе». Тем самым ФГОС возвращает школе статус социально-полезной организации и уважение — обыкновенному школьному учителю.
2.	 Поднимают на новый более высокий уровень и классические школы знаний — гимназии и лицеи. За счет опоры на универсальные учебные действия резко увеличивается производительность учебного труда в предметных областях, и заметно уменьшается острота проблемы этих школ — перегрузки учеников.
3.	 Позволяют педагогам искать и находить для себя личностный смысл в своих предметных областях, сделать обучение базой и средством воспитания, социализации и личностного развития школьника. ФГОС ОО придают инструментальный управляемый характер воспитывающему обучению.
4.	 Дают возможность организационно и содержательно преодолеть разрыв между первой (учебной) и второй (воспитательно-развивающей) половиной дня.
5.	 Наряду с законом «Об образовании в РФ» способствуют внедрению в школах так называемого эффективного (индивидуально-оптимального для ученика) учебного плана и разные организационные модели образовательного процесса, такие как поточно-стратовая (уровневая), модульно-блочная, предметно- групповая и др.
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 9Достоинства ФГОС ОО (продолжение)
Обеспечивают реальную индивидуализацию обучения путем составления и
                                                            
                                    
выполнения доверительного договора «школа-семья-ученик», в котором предусматривается оптимальное сочетание очной
                                    и дистантционной форм обучения, основного и дополнительного образования, бюджетных и платных образовательных услуг.
 Побуждают педагогические коллективы переходить к организации стабильных учительских команд, работающих с разными группами учащихся, возглавляемыми тьюторами, что также способствует индивидуализации обучения.
 Расширяют возможности вариативного образования (базовое, углубленное, профильное, инклюзивное, эксклюзивное и др.).
 Обогащают традиционный (знаниевый) подход к содержанию и организации образовательной деятельности новым — Компетентностным деятельностным подходом.
Расширяют источники получения качественного образования: учитель остается основным, но уже не является единственным источником образования (возможно самообразование, семейное, дистанционное и др.).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Проблемы (противоречия, трудности) заложенные в стандартах… (Поташник М.М., Левит М.В.
                                                            
                                    
Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. — М.:
                                    Педагогическое общество России, 2014. - 320 с.)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФГОС
Учитель сегодня должен четко видеть триединую
                                                            
                                    
цель (обучение, воспитание, развитие) и добиваться тройного результата, говоря языком
                                    ФГОС: предметного, метапредметного и личностного. 
Осознанная и целенаправленная работа учителя с метапредметными результатами (сравнением, обобщением, подведением под понятие, оценкой, анализом и т.п.) подталкивает его к работе с ученической рефлексией, заставляет учителя видеть в ученике не только и не столько объект обучения, а человека, личность, относиться к ученику как равноправному себе самому субъекту образования, а если попросту, то — как к коллеге по совместной работе. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12ВЫВОДЫ:
ФГОС побуждают школы к объединению урочной и внеурочной деятельности в
                                                            
                                    
единый образовательный процесс. 
Исходя из единства урочной и внеурочной деятельности
                                    школы, ФГОС устанавливает требования к результатам образования - личностным, метапредметным и предметным. 
ФГОС имеет свое продолжение в профессиональном стандарте «Педагог (учитель, воспитатель)». Он прямо ориентирует педагогического работника на освоение профессиональных компетенций, делающих его успешным, как в урочной, так во внеурочной деятельности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13КАК В ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ОЦЕНИТЬ ТО, ЧТО
                                                            
                                    
НЕВОЗМОЖНО ИЗМЕРИТЬ
цифра «5» - не является количественной оценкой: 
•	(нет ни
                                    точки отсчета, ни единицы измерения), 
это символ, означающий качественную оценку, 
•	соответствующую критерию (показателю, характеристике, уровню) - отличные знания, умения, навыки
То же самое мы говорим о «4» - хорошие; «3» - удовлетворительные и т.д. знания, умения, компетенции. Использование цифр тут не более, чем использование символов и количеству чего-то соответствует весьма приблизительно, а субъективность оценки тут велика.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Использование уровневого подхода:
 Умение выделять существенное в изучаемом материале (для
                                                            
                                    
учащихся 5 класса):
Высокий уровень — ученик легко и быстро выделяет
                                    существенные особенности изучаемого материала, дает названия прочитанным отрывкам текста, составляет простой и сложный план его изложения, коротко излагает главное содержание текста, делает вывод из развернутого изложения проблемы, может завершить рассуждение;
Средний уровень — ученик в основном справляется с выделением главного, существенного в изучаемом материале, упоминая при этом отдельные второстепенные детали, легко составляет простой план, но испытывает трудности при составлении сложного. Однако эти недоработки не сказываются отрицательно на дальнейшем усвоении главного содержания материала;
Низкий уровень — ученик может выделить главное, существенное в изучаемом материале лишь по образцу, действуя по памяти (повторить слова учителя, запомнить напечатанное жирным шрифтом), самостоятельно не справляется с выделением существенных особенностей изучаемого материала, для него нет разницы между второстепенным деталями и главным, существенным в изучаемом материале. При достаточном усердии старается «выучить» материал от начала до конца, при задании кратко пересказать материал пытается передать его целиком наизусть.
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 15Умение мыслить самостоятельно (для учащихся подростковых классов):
Высокий уровень — ученик
                                                            
                                    
владеет универсальным умением «переноса», может использовать знания в нестандартной, новой
                                    ситуации, умеет сам сформулировать задачу и способы ее решения, активно рассуждает, высказывает предположения, стремится дополнить ответы товарищей, вносит самостоятельные элементы в содержание сочинений, в решение задач, проявляет оригинальность, элементы рационализации и изобретательности при выполнении заданий и упражнений и т.д.;
Средний уровень — ученик может использовать знания в адаптированной учителем частично новой ситуации, стремится самостоятельно выполнять учебные задачи, выдвигаемые учителем, решает задачи, несмотря на встречающиеся трудности, не обращается сразу к ответам, составляет задачи по аналогии и т.п.;
Низкий уровень — ученик остается в рамках репродуктивного способа мышления, действует только по образцу, стремится заимствовать готовые решения, при первых же затруднениях обращается за помощью, нуждается в постоянной опеке, самостоятельно не может составлять задачи даже по аналогии и т.д.
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 16Умение рационально организовать учебную работу в школе и дома (для
                                                            
                                    
учащихся всех возрастов, начиная с 3 класса):
Высокий уровень — рационально
                                    распределяет время для выполнения заданий, начинает работу с интересных и наиболее трудных заданий, с изучения теории, а затем выполняет упражнения, всегда имеет при себе необходимые принадлежности, рационально располагает их, быстро готовит их к работе, оперативно включается в выполнение заданий;
Средний уровень — в основном выполняет перечисленные выше требования, но допускает такие отклонения, которые существенно не сказываются на результатах работы;
Низкий уровень — не обладает большинством перечисленных признаков организованной учебной работы, вынужден тратить на нее значительно большее время, чем большинство сверстников, из-за чего не успевает выполнить задания полностью.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Уровни сформированности мыслительных операций (УУД)
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Алгоритм действий учителя 
•	 Определить то, что будет оцениваться: должно
                                                            
                                    
быть не репродуктивное воспроизведение знаний и умений по образцу, а
                                    использование знаний, умений в новой, незнакомой ситуации;
•	 Определить для себя способ оценивания результатов образования по ФГОС: уровневая или балльная шкалы, иное;
•	 Определить для себя качественные характеристики каждого уровня (или балла), с помощью которых и будет производиться оценка;
•	 Провести начальную диагностику уровня развитости каждого результата (метапредметных умений), чтобы было с чем сравнивать;
•	 Спроектировать (прогнозировать) минимальный и оптимальный результаты, которых может достичь ребенок по каждому из формируемых умений или компетенций и обязательно в зоне ближайшего развития каждого ученика;
•	 Осуществить текущую (или промежуточную, конечную или итоговую) оценку овладения предметными, метапредметными или личностными результатами образования по ФГОС;
•	 Определить (по анализу расхождений прогноза и реально достигнутого) причины неуспеваемости или недостижения прогнозированных выбранных метапредметных или личностных результатов;
•	 Определить направление и перечень мероприятий (это должна быть взаимосвязанная система мер) по ликвидации дефектов обучения, воспитания и развития конкретного ребенка.