Слайд 1Роль учителя в реализации ФГОС
Слайд 21. Отрицательное отношение к ФГОС из-за присущей многим людям боязни
нового.
2. Усталость от бесконечных псевдоинноваций в предыдущие годы.
3.
Острейший дефицит времени у всех учителей. Нехватка времени для нормальной работы, для жизни стала катастрофической.
4. Нехватка новых учебников, соответствующих требованиям ФГОС.
5. Отсутствие в стандартах точного и четкого механизма оценивания метапредметных и личностных результатов образования.
6. Отсутствие условий (нехватка, а то и полное отсутствие помещений, отсутствие единого государственного финансирования и др.) для организации внеурочной образовательной деятельности, требуемой ФГОС.
Какие затруднения Вы испытываете при освоении ФГОС?
Слайд 3Слово «стандарт» (с английского «standard» - модель) трактуется как конвенция
(от лат. convention - конвенция - договор, соглашение) - определяемая
договором норма, фиксирующая степень достижения экспертно оцениваемых результатов образования.
Впервые в отечественной практике управления школой вводится не строго точный (измеряемый), а рамочный принцип регулирования деятельности и отношений учителей и учеников.
Рамочный принцип означает:
• примерный, ориентировочный, предполагающий вариации в зависимости от возможностей конкретного ребенка, чего прежнее толкование слова «стандарт» не допускало
Слайд 4
Рассмотрим рамочное и конвенциональное
регулирование образовательной деятельности
стандарт ставит перед каждым педагогом
и коллективом школы классическую проектировочную задачу на оптимизацию образовательного процесса
Дано:
время
обучения и возраст обучаемых (учебный план по классам и группам), определенный набор предметных знаний и педагогических технологий (рабочая программа по предмету).
Требуется:
получить на каждой ступени образования фиксированные предметные, метапредметные и личностные результаты образования у каждого ученика в вилке от необходимого минимума до возможного максимума. При этом образовательный минимум стандарт формулирует как «ученик научится», а максимум — как «ученик получит возможность научиться».
в рамках предмета учитель самостоятельно и свободно проектирует средства обучения, воспитания и развития, необходимые ученику для достижения всех трех групп результатов, определенных стандартом
Слайд 5Свобода учителя в рамках стандарта
Учителю необходимо разложить финишные предметные, метапредметные
и личностные результаты, указанные во ФГОС для каждого уровня образования,
на результаты по годам, по разделам и темам и, наконец, по урокам;
учителю необходимо найти все необходимые и достаточные (оптимальные) средства для достижения всех трех групп результатов совместно с каждым своим учеником на уроке вне урока, в итоге изучения темы, раздела, всего курса, в течение прожитого учеником того или иного этапа взросления;
учителю следует быть зорким аналитиком;
учителю вместе с коллегами, придется определять, какие из метапредметных и личностных результатов образования этого года будут впервые вводиться на уроках каких предметов, а также в каких предметах на уроках, вне уроков и в воспитательном пространстве школы метапредметные и личностные результаты будут закреплены и использованы уже как сформированные;
помощниками учителя в этой профессиональной свободе являются: ФГОС, основные образовательные программы школы по уровням образования, рабочая программа по его предмету, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Слайд 6ФГОС ОО и профстандарт «Педагог» — создают условия для преобразования
учительства из так называемых «специалистов» в «профессионалов»
Слайд 7 Учителю, который хочет стать профессионалом и потому осваивать стандарт,
важно понять сердцевину дидактики ФГОС. А она - в диалектике
связи результатов:
1. предметных,
2. метапредметных,
3. личностных,
которые являются сутью трех сторон:
• единого педагогического результата,
• друг без друга не существуют,
• друг друга мотивируют и, как говорят,
• взаимно усиливают.
Дидактика стандарта исходит из цельности образования личности.
Слайд 8Достоинства ФГОС ОО
1. Позволяют переходить от «школы знаний», потерявшей значение для
основной массы населения, к востребованной в сегодняшней России «школе жизни»,
«практической школе». Тем самым ФГОС возвращает школе статус социально-полезной организации и уважение — обыкновенному школьному учителю.
2. Поднимают на новый более высокий уровень и классические школы знаний — гимназии и лицеи. За счет опоры на универсальные учебные действия резко увеличивается производительность учебного труда в предметных областях, и заметно уменьшается острота проблемы этих школ — перегрузки учеников.
3. Позволяют педагогам искать и находить для себя личностный смысл в своих предметных областях, сделать обучение базой и средством воспитания, социализации и личностного развития школьника. ФГОС ОО придают инструментальный управляемый характер воспитывающему обучению.
4. Дают возможность организационно и содержательно преодолеть разрыв между первой (учебной) и второй (воспитательно-развивающей) половиной дня.
5. Наряду с законом «Об образовании в РФ» способствуют внедрению в школах так называемого эффективного (индивидуально-оптимального для ученика) учебного плана и разные организационные модели образовательного процесса, такие как поточно-стратовая (уровневая), модульно-блочная, предметно- групповая и др.
Слайд 9Достоинства ФГОС ОО (продолжение)
Обеспечивают реальную индивидуализацию обучения путем составления и
выполнения доверительного договора «школа-семья-ученик», в котором предусматривается оптимальное сочетание очной
и дистантционной форм обучения, основного и дополнительного образования, бюджетных и платных образовательных услуг.
Побуждают педагогические коллективы переходить к организации стабильных учительских команд, работающих с разными группами учащихся, возглавляемыми тьюторами, что также способствует индивидуализации обучения.
Расширяют возможности вариативного образования (базовое, углубленное, профильное, инклюзивное, эксклюзивное и др.).
Обогащают традиционный (знаниевый) подход к содержанию и организации образовательной деятельности новым — Компетентностным деятельностным подходом.
Расширяют источники получения качественного образования: учитель остается основным, но уже не является единственным источником образования (возможно самообразование, семейное, дистанционное и др.).
Слайд 10Проблемы (противоречия, трудности) заложенные в стандартах… (Поташник М.М., Левит М.В.
Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. — М.:
Педагогическое общество России, 2014. - 320 с.)
Слайд 11ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФГОС
Учитель сегодня должен четко видеть триединую
цель (обучение, воспитание, развитие) и добиваться тройного результата, говоря языком
ФГОС: предметного, метапредметного и личностного.
Осознанная и целенаправленная работа учителя с метапредметными результатами (сравнением, обобщением, подведением под понятие, оценкой, анализом и т.п.) подталкивает его к работе с ученической рефлексией, заставляет учителя видеть в ученике не только и не столько объект обучения, а человека, личность, относиться к ученику как равноправному себе самому субъекту образования, а если попросту, то — как к коллеге по совместной работе.
Слайд 12ВЫВОДЫ:
ФГОС побуждают школы к объединению урочной и внеурочной деятельности в
единый образовательный процесс.
Исходя из единства урочной и внеурочной деятельности
школы, ФГОС устанавливает требования к результатам образования - личностным, метапредметным и предметным.
ФГОС имеет свое продолжение в профессиональном стандарте «Педагог (учитель, воспитатель)». Он прямо ориентирует педагогического работника на освоение профессиональных компетенций, делающих его успешным, как в урочной, так во внеурочной деятельности.
Слайд 13КАК В ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ОЦЕНИТЬ ТО, ЧТО
НЕВОЗМОЖНО ИЗМЕРИТЬ
цифра «5» - не является количественной оценкой:
• (нет ни
точки отсчета, ни единицы измерения),
это символ, означающий качественную оценку,
• соответствующую критерию (показателю, характеристике, уровню) - отличные знания, умения, навыки
То же самое мы говорим о «4» - хорошие; «3» - удовлетворительные и т.д. знания, умения, компетенции. Использование цифр тут не более, чем использование символов и количеству чего-то соответствует весьма приблизительно, а субъективность оценки тут велика.
Слайд 14Использование уровневого подхода:
Умение выделять существенное в изучаемом материале (для
учащихся 5 класса):
Высокий уровень — ученик легко и быстро выделяет
существенные особенности изучаемого материала, дает названия прочитанным отрывкам текста, составляет простой и сложный план его изложения, коротко излагает главное содержание текста, делает вывод из развернутого изложения проблемы, может завершить рассуждение;
Средний уровень — ученик в основном справляется с выделением главного, существенного в изучаемом материале, упоминая при этом отдельные второстепенные детали, легко составляет простой план, но испытывает трудности при составлении сложного. Однако эти недоработки не сказываются отрицательно на дальнейшем усвоении главного содержания материала;
Низкий уровень — ученик может выделить главное, существенное в изучаемом материале лишь по образцу, действуя по памяти (повторить слова учителя, запомнить напечатанное жирным шрифтом), самостоятельно не справляется с выделением существенных особенностей изучаемого материала, для него нет разницы между второстепенным деталями и главным, существенным в изучаемом материале. При достаточном усердии старается «выучить» материал от начала до конца, при задании кратко пересказать материал пытается передать его целиком наизусть.
Слайд 15Умение мыслить самостоятельно (для учащихся подростковых классов):
Высокий уровень — ученик
владеет универсальным умением «переноса», может использовать знания в нестандартной, новой
ситуации, умеет сам сформулировать задачу и способы ее решения, активно рассуждает, высказывает предположения, стремится дополнить ответы товарищей, вносит самостоятельные элементы в содержание сочинений, в решение задач, проявляет оригинальность, элементы рационализации и изобретательности при выполнении заданий и упражнений и т.д.;
Средний уровень — ученик может использовать знания в адаптированной учителем частично новой ситуации, стремится самостоятельно выполнять учебные задачи, выдвигаемые учителем, решает задачи, несмотря на встречающиеся трудности, не обращается сразу к ответам, составляет задачи по аналогии и т.п.;
Низкий уровень — ученик остается в рамках репродуктивного способа мышления, действует только по образцу, стремится заимствовать готовые решения, при первых же затруднениях обращается за помощью, нуждается в постоянной опеке, самостоятельно не может составлять задачи даже по аналогии и т.д.
Слайд 16Умение рационально организовать учебную работу в школе и дома (для
учащихся всех возрастов, начиная с 3 класса):
Высокий уровень — рационально
распределяет время для выполнения заданий, начинает работу с интересных и наиболее трудных заданий, с изучения теории, а затем выполняет упражнения, всегда имеет при себе необходимые принадлежности, рационально располагает их, быстро готовит их к работе, оперативно включается в выполнение заданий;
Средний уровень — в основном выполняет перечисленные выше требования, но допускает такие отклонения, которые существенно не сказываются на результатах работы;
Низкий уровень — не обладает большинством перечисленных признаков организованной учебной работы, вынужден тратить на нее значительно большее время, чем большинство сверстников, из-за чего не успевает выполнить задания полностью.
Слайд 17Уровни сформированности мыслительных операций (УУД)
Слайд 18Алгоритм действий учителя
• Определить то, что будет оцениваться: должно
быть не репродуктивное воспроизведение знаний и умений по образцу, а
использование знаний, умений в новой, незнакомой ситуации;
• Определить для себя способ оценивания результатов образования по ФГОС: уровневая или балльная шкалы, иное;
• Определить для себя качественные характеристики каждого уровня (или балла), с помощью которых и будет производиться оценка;
• Провести начальную диагностику уровня развитости каждого результата (метапредметных умений), чтобы было с чем сравнивать;
• Спроектировать (прогнозировать) минимальный и оптимальный результаты, которых может достичь ребенок по каждому из формируемых умений или компетенций и обязательно в зоне ближайшего развития каждого ученика;
• Осуществить текущую (или промежуточную, конечную или итоговую) оценку овладения предметными, метапредметными или личностными результатами образования по ФГОС;
• Определить (по анализу расхождений прогноза и реально достигнутого) причины неуспеваемости или недостижения прогнозированных выбранных метапредметных или личностных результатов;
• Определить направление и перечень мероприятий (это должна быть взаимосвязанная система мер) по ликвидации дефектов обучения, воспитания и развития конкретного ребенка.