Слайд 1
Роль железнодорожного транспорта
в Великой отечественной войне
1941-1945 гг.
Лектор: Мицук Игорь Владимирович, к.э.н.
руководитель Сибирского территориального управления Федерального
агентства железнодорожного транспорта.
Слайд 3Воинский график
Первоочередное продвижение воинских эшелонов и грузов,
связанных со стратегическим развертыванием Советских Вооруженных Сил;
Сдваивание составов;
Принудительная выгрузка несрочных
грузов;
Обеспечение бесперебойной обработки поездов на сортировочных и участковых станциях;
Перевод на военный лад всей деятельности наркомата и служб дорог для четкой организации подвоза к фронту воинских соединений, вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов, продовольствия.
Слайд 4Паровозные колонны особого резерва
Это
специальные формирования Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), созданные для эксплуатации
паровозов в период Великой Отечественной войны, главным образом на фронтовых и прифронтовых железнодорожных линиях.
Всего сформировано 106 колонн из 2280 паровозов.
В составе колонны из 30 паровозов находилось 36 3-х, либо 4-хосных вагонов, из них 30 (по одному на паровоз) турных, 1 для оперативной группы, 1 для обслуживающего персонала, а остальные служили для размещения хозяйственной части (кухня, столовая, красный уголок, склад запчастей и инструментов). Также иногда дополнительно в состав входили вагоны-бани и вагоны-мастерские. Штат 427 человек.
Колонна из 15 паровозов имела в своём составе 19 вагонов, из них 15 турных и 4 для размещения штаба и хозяйства. Штат 217 человек.
Слайд 5Требовалось обеспечить два встречных мощных потока: стратегических перевозок на запад
и эвакоперевозок на восток. Первый поток требовал 1 280 тыс.
вагонов, второй — 1 500 тыс. вагонов.
Эвакуационные перевозки
Слайд 6Эвакуационные перевозки
Население;
Промышленное оборудование предприятий, заводов, шахт и металлургических комбинатов Донбасса;
Сырье;
Топливо;
Ресурсы
сельского хозяйства;
Транспортное оборудование железных дорог;
Учебные и научные учреждения, больницы;
Другие материальные
и культурные ценности.
Слайд 7Укрепление кадров железнодорожного транспорта
1942 г. прекращен призыв железнодорожников в армию,
возвращение с фронта на транспорт наиболее квалифицированных специалистов;
1943 г. возвращение
всех работников железных дорог на прежние места работы;
1943 г. железные дороги были объявлены на военном положении. Одновременно СНК СССР утвердил Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта.
Слайд 8
Формы и методы работы железнодорожников:
Движение двухсотников, трехсотников (выполнение нормы на
200 и 300 %);
«Работать не только за себя, но
и за товарища, ушедшего на фронт»
Овладение новыми специальностями;
Совмещение профессий;
Субботники и воскресники безвозмездного труда
Слайд 9Формы и методы работы железнодорожников:
Движение лунинцев (в декабре 1941 г.
на дорогах насчитывалось 47 тыс. лунинцев)
Текущий ремонт паровозов силами самой
локомотивной бригады
Увеличение пробега локомотивов между деповскими ремонтами
Слайд 10Доля железнодорожного транспорта в грузообороте в военные годы
Слайд 11Цифры и факты военного времени
Перевезено 20 млн. вагонов с
солдатами, снарядами, боевой техникой, продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по
цепочке, то ими можно всю Землю 4 раза обернуть по экватору.
2,5 тыс. заводов и фабрик были вывезены за Урал. Это позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал.
В эвакуацию были вывезены 18 млн. человек. Для этого потребовалось более 1,5 млн. вагонов.
Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 метров.
Слайд 12Цифры и факты военного времени
В годы войны доля молодежи (до
25 лет) на железнодорожном транспорте составляла 32% (в том числе,
в паровозной службе - 34,3%, в вагонной - 39,3%).
Удельный вес женщин достигал на многих магистралях 35—45%.
С целью снижения потребления топлива железнодорожники использовали смесь угля и топливных отходов, что позволяло сократить использование топлива на 50% на поездку. На один паровоз уходило около 20-ти тонн в месяц.
Увеличены нормы погрузки, выгрузки и загрузки вагонов. Необходимо было загружать поезда до полной подъемной силы, или вместимости. Норма загрузки выросла от 4,5 тонн на ось до 5,5 тонн
Слайд 13
Организация заграждения и технического прикрытия на транспорте. Строительство и усиление
железных дорог
При отходе наших войск
железнодорожные пути, станции и другие устройства приводились в негодность;
заграждение, как правило, осуществлялось железнодорожными войсками, а также спецформированиями НКПС и сами железнодорожники.
Заградительные работы производились в основном двумя способами: механическим и взрывным.
Заграждение на транспортных магистралях затрудняли продвижение вражеских войск. Это особенно проявилось на подступах к Москве, где за время обороны было разрушено 1249 км, эвакуировано 1085 км, разобрано и закопано 566 км верхнего строения пути, уничтожено 3743 стрелочных перевода.
Слайд 14Организация заграждения и технического прикрытия на транспорте. Строительство и усиление
железных дорог
Слайд 15Организация заграждения и технического прикрытия на транспорте. Строительство и усиление
железных дорог
В годы Великой Отечественной войны железнодорожные войска совместно со
спецформированиями Наркомата путей сообщения восстановили 117 тыс. км главных станционных и подъездных путей, 15 тыс. сооружений, в том числе 2734 больших и средних моста, свыше 719 тыс. км линий связи, тысячи пунктов водоснабжения, вокзалов, сотни паровозных депо, построили около 9 тыс. км новых железнодорожных линий широкой и узкой колеи.
Слайд 16Организация заграждения и технического прикрытия на транспорте. Строительство и усиление
железных дорог
В неимоверно трудных условиях транспортники продолжали
достраивать уже начатые коммуникации и возводить новые.
Осуществлялись также реконструктивные мероприятия по усилению пропускной способности Ашхабадской железной' дороги, Транссиба и ряда транспортных узлов.
Реконструкция Транссиба позволила пропустить в 1941–1943 гг. из портов Дальнего Востока в центральные и прифронтовые районы 4 млн. 159 тыс. т груза по ленд-лизу. Это составило около половины всех поставок техники и продовольствия, поступающих от союзников. Через Мурманск и Архангельск проходило 23% и через порты Каспия – 24% общего объема поставок.