Со второй половины XX в. зарубежная компаративистика по вопросам
классификации основных правовых систем развивается в двух направлениях:
В 1950 г. Рене Давид в своей книге «Элементарный курс сравнительного гражданского права» выделил т.н. западные правовые системы –англосаксонскую и романо-германскую, в основе которых лежат принципы христианской морали, либеральной демократии и капиталистической экономики …
David R. Traite elementaire de droit civil compare. Paris, 1950
Первое направление представляет Р. Давид, выдвинувший «идею трихотомии». Основываясь на 2-х критериях – юридико-техническом и идеологическом, он выделил: семью континентального права, англо-саксонскую и социалистическую семьи права, а также «…весь остальной правовой мир, примыкающий к ним».
Представители второго направления Конрад Цвайгерт и Хайн Кётц в книге «Введение в правовое сравнение в частном праве», 1971 г. в основу классификации правовых систем положили критерий «правового стиля». Он складывается из 5 факторов: происхождение и эволюция правовой системы, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы.
Различаются следующие «правовые круги»: романский, германский, скандинавский, общего права, социалистический, право стран Дальнего Востока, право ислама, индусское право .
В.И. Лафитский дает классификацию «правовых сообществ», в основу которой кладет традиции и ценности права, сложившиеся в рамках определённого религиозного, или этико-правового, мировоззрения.
Так, он утверждает, что «законодательство государств Европы, Северной и Южной Америки развивалось в основном русле христианских ценностей свободы…»
В сообществе христианской традиции права выделяются семья романо-германского, или континентального, права; семья англо-саксонского, или общего, права; семья скандинавского права; семьи латиноамериканского права и славянского права.
Х. Бехруз предлагает выделить общецивилизационные и правовые критерии классификации правовых систем.
Право выступает доминирующей соционормативной системой только в так называемой западной культуре (цивилизации), которой в принципе свойственны рационализм и формализм.
Только для западной культуры (цивилизации) право является центральным принципом социальной организации.
Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс. М., 1996
«Линии разлома между цивилизациями» проходят по границе между западным (западно-христианским) и незападным (остальным) миром.
Для первого характерен либерально-индивидуалистический тип мировосприятия – правовой по своей сути,
а для второго – коллективистско-этатистский, по своей сути неправовой…
Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. № 3.
Сегодня активно развиваются процессы сближения национального права входящих в них стран, «по существу, и там, и здесь по ряду вопросов принимаются очень сходные решения, основанные на одной и той же идее справедливости… Это позволяет говорить о единой семье западного права»
Гай Папирий, древнеримский великий понтифик, стал автором одного из самых ранних сборников сакрального права в Риме – «Jus Civile Papirianum». Этот свод был составлен после изгнания царей из Рима (ок. 509 г. до н.э.). Помпоний, что этот понтифик не стремился дать анализ права lex lega, преследуя цель составить всеобщий свод законов царей.
В итоге он собрал воедино и записал религиозные и юридические нормы времён царя Нумы Помпилия, законы деревянных табличек царя Анка Марция. Отдельные положения «свода Папирия» касаются сакрального права (jus pontificium) и жреческого ритуала, но другие содержат нормы гражданского и уголовного права. Этот документ был по сути отражением устоявшихся правовых обычаев и практик архаического Рима (commentarii pontificum), и записей leges regiae («законов царей»).
https://vk.com/h_e_le_n_a?w=wall410003271_2
Юридический анализ, образующий главную сферу деятельности современных юристов и современного законодательства, базирующийся на дедукции понятий, в Риме имел второстепенное значение в технике юриспруденции. Основу же юриспруденции составлял детальный анализ казусов, т.е. конкретных спорных случаев, и разрешение их с объяснениями (мотивированным ответом) или без таковых.
Важным юридико-техническим средством в древнеримском нормотворчестве была аналогия. Действуя посредством толкования (interpretatio iuris), юрисконсульты могли создавать новые нормы права при помощи логического приема расширительного толкования или путем уподоблений.
1) Отсутствие четкого разделения на материальное и процессуальное право; т.н. исковый, судебный характер права;
2) Конкретность и практическая направленность (рационализм) права;
3) Сочетание начал консерватизма и высокой подвижности, мобильности;
4) Индивидуалистический характер;
5) Абстрактный, универсальный характер права;
6) Чёткая представленность этапов развития;
7) Дуализм римского права.
Жак Кюжа́ (лат. Jacobus Cujacius; 1522 г. Тулуза - 1590) французский правовед; виднейший представитель филологической, или элегантной школы римского права (школы гуманистов). Ввёл преподавание римского права как учебной дисциплины.
Во Франции национальное и римское право были объединены при создании
Кодекса Наполеона 1804 г., который, в свою очередь, стал образцом для подражания при модификации гражданского права в других государствах.
ВОСЕМЬ Источников фгк 1804 г.
Книга I «О лицах» состояла из 11 титулов (ст. 7 – 515) и регламентировала следующие вопросы: право- и дееспособность, местожительство, безвестное отсутствие, институт брака, основания развода, отцовство, усыновление и узаконение, опека и попечительство.
Книга II «Об имуществах и различных видоизменениях собственности» состояла из 4 титулов (ст. 516 – 710) и регламентировала следующие вопросы: классификация вещей, право собственности, узуфрукт, сервитут и иные вещные права.
Книга III «О различных способах, которыми приобретается собственность» состояла из 20 титулов (ст. 711 – 2281) и регламентировала следующие вопросы: наследование по закону и по завещанию, брачный контракт и имущественные отношения супругов, договорные обязательства, обязательства из деликтов, давность и владение.
Договор определялся в ФГК как соглашение, посредством которого одно из нескольких лиц обязывается «дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо».
С особенной силой желание кодификации права выражается в Пруссии, Баварии, Австрии и Саксонии, которые подготовили собственные гражданские кодексы местного (партикулярного) права, не дожидаясь общегерманской кодификации частного права.
ПАНДЕКТНОЕ ПРАВО носило субсидиарный характер по отношению к ЗЕМСКОМУ ПРАВУ (нем. Landrecht) и местным правовым обычаям. Оно восполняло пробелы по принципу: «городское право ограничивает земское, земское ограничивает общее пандектное».
Но эти общеимперские законы в самой малой степени касались гражданского права (например, постановления о ростовщичестве, опеке и нотариате, содержащиеся в полицейских уставах XVI в.).
Иоганн фон Кармер
Предваряет Книги ГГУ -- Вводный закон, в котором содержатся указания о соотношении Уложения с другими нормами права, о действии его во времени, а также некоторые нормы международного частного права и др.
Пандектная система: деление на Общую и Особенную часть
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть