Слайд 1Романтизм и реализм романа «Герой нашего времени».
Роман в оценке В.Г.Белинского
Слайд 2Романтизм - направление в искусстве и литературе, возникшее в конце
18 века в Германии и распространившееся по Европе и Америке.
Признаки
романтизма:
- Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека.
- Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром. Это человек не только свободен духом, но еще особенный и необычный. Чаще всего это одиночка, которого не понимает большинство других людей.
- Культ чувств, природы и естественного состояния человека.
- Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие. Это приводит художников-романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби».
- Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному.
- В литературе и живописи становятся популярны развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией.
Романтизм напрочь отказался от использования сюжетов об античности, популярных в эпоху классицизма. Он привел к возникновению и утверждению новых литературных жанров - песенной баллады, основанной на фольклоре, лирической песни, романсов, исторических романов.
Слайд 3
Признаки романтизма:
1. Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру
человека.
2. Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности,
непримиримой с миром. Чаще всего это одиночка, которого не понимает большинство других людей.
3. Культ чувств, природы и естественного состояния человека.
Слайд 4
Признаки романтизма:
4. Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира
действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие. Это приводит художников-романтиков в
настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби».
5. Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному.
6. В литературе и живописи становятся популярны развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией.
Слайд 5
Реализм
К первым реалистам в России относят А. С. Пушкина (его
иногда даже называют родоначальником данного течения) и Н. В. Гоголя.
Общие
черты реализма в литературе:
1. Изображение жизни в образах, соответствующих действительности, исторически конкретных событий, общества, эпохи;
2. Реальность – средство познания себя и мира вокруг;
3. Важность деталей интерьера, портрета, пейзажа;
4. Конкретика и типизация образов;
5. Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром.
6. Изображение событий и характеров в развитии
7. В центре внимания конфликт: герой – общество.
Слайд 6Черты реализма и романтизма в романе «Герой нашего времени»
Черты романтизма
1.
Сходство с романтической поэмой и с романтической повестью — главными
жанрами эпохи Лермонтова. Образ Печорина статичен, его характер не меняется. («Неужели я не тот же?» — говорит он Максиму Максимычу в сцене прощания.)
Черты реализма
1. Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Сильные и слабые стороны героя неотделимы друг от друга. Поэтому даже автор не знает, герой Печорин или злодей
Слайд 7Черты романтизма.
2. Отсутствие последовательного и связного повествования от начала до
конца и рассказа о происхождении и жизни героя от рождения
до старости. Показаны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов.
Черты реализма
2. Снятие напряжения с внешнего повествования. Внимание к внутренней жизни героя, размышлениям о нравственных и философских проблемах, анализу своих переживаний,
мотивам поведения, что характерно для психологического романа
Слайд 8Черты романтизма
3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой
замкнут в кругу, из которого невозможно вырваться, что подчеркивает полную
безысходность судьбы Печорина,
бесполезность его исканий
Черты реализма
3. Абсолютная объективность повествования достигается путем сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнения о нем других лиц
Слайд 9Черты романтизма
4. Печорин — личность исключительная, но он жертва века,
зараженная индивидуализмом, как герои романтических поэм Пушкина.
Черты реализма
4. В романе
есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется
Слайд 10Вывод
В современном лермонтоведении доказано, что роман «Герой нашего времени» сочетает
в себе черты и романтического, и реалистического произведения.
Слайд 11План критической статьи В.Г.Белинского:
- Исторический обзор русской литературы.
- Место романа
«Герой нашего времени» в история русской словесности.
- Глубина художественного обобщения
в образе Максима Максимыча.
- Мастерство Лермонтова в создании образов горцев, контрабандистов.
- Грушницкий – олицетворение пошлого довольства жизнью.
- «Субъективность» автора, «недосказанность» в обрисовке женских лиц.
- Анализ образа Печорина. «Эгоист», «безнравственный человек»?
- Состояние «рефлексии в русском обществе и в характере героя романа.
- Соотнесение характера Печорина с условиями и обстоятельствами самой жизни: это «герой нашего времени».
- Сопоставление образов Печорина и Онегина.
- «„Герой нашего времени” – это грустная дума о нашем времени…»
Слайд 12«Герой нашего времени» — это социальный, философский и психологический роман,
раскрывающий пороки потерянного поколения 30 х годов XIX века.
Роман
сходен с романтической поэмой и романтической повестью. Его главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических произведений (отсутствие сведений о прошлом, изображение в моменты наивысшего напряжения, статичность образа, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер сложился и не меняется, не развивается.
Главный принцип жизни героя — свобода, переходящая в индивидуализм.
Печорин анализирует события своей жизни и подвергает самоанализу мотивы поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя. Проблемы человеческой личности решает Лермонтов и в романе «Герой нашего времени».
Слайд 13Темы сочинений:
Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
"Пафос
поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и нравах
человеческой личности" (В. Г. Белинский).
"Герой нашего времени" — нравственно-психологический роман.
Особенности композиции романа "Герой нашего времени".
Личность и общество в романе "Герой нашего времени".
Жизнь и судьба Печорина.
Женские образы в романе "Герой нашего времени".