Слайд 1Россия в системе международного бизнеса
Архипов Алексей Юрьевич
д.э.н., профессор кафедры
мировой экономики и международных отношений экономического факультета
Южного федерального университета
Слайд 2Тема 4. Регулирование внешней торговли товарами и услугами в России.
4.1. Институты и основные составляющие государствен-ного регулирования внешней торговли товарами
и услугами в РФ.
4.2. Россия и ВТО: возможности и угрозы для внешней торговли страны.
4.3. Импортозамещение как государственная политика и направление развития современного российского бизнеса
Модуль 2. Внешняя торговля и международное производственное и научно-техническое сотрудничество России.
Слайд 34. 1. Институты и основные составляющие государственного регулирования внешней торговли
товарами и услугами в РФ
В последние годы в стране проделана
большая работа по формированию государственных институтов и нормативно-правовой и договорной базы торгово-экономических отношений Российской Федерации с зарубежными партнёрами.
Одним из важнейших направлений внешнеэкономической деятельности было обеспечение условий для осуществления равноправного торгово-экономического сотрудничества с экономически развитыми странами.
Слайд 4Институты и основные составляющие государственного регулирования внешней торговли товарами и
услугами в РФ
Государственное регулирование внешнеэкономичес-ких связей - это совокупность используемых государственными органами
и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства, осуществляется системой государственных общих и специальных органов и организаций.
Слайд 5Институты и основные составляющие государственного регулирования внешней торговли товарами и
услугами в РФ
Государственные институты регулирования внешней торговли товарами и
услугами
Президент
Правительство
Минэкономразвития РФ
ФТС
ФНС
Минфин
Центробанк
Слайд 6Институты и основные составляющие государственного регулирования внешней торговли товарами и
услугами в РФ
Механизм государственного регулирования внешней торговли товарами и
услугами
Таможенное регулирование
Валютное регулирование и контроль
Экспортный контроль
Слайд 7
Механизм государственного регулирования внешней торговли товарами и услугами
Таможенное регулирование
внешнеэкономичес-кой деятельности - функция уполномоченных органов государственной власти, заключающаяся в установлении и
реализации правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, обеспечении соблюдения этих правил и привлечении к ответственности правонарушителей. Субъекты таможенного регулирования - органы судебной, законодательной и исполнительной власти, но особая роль принадлежит таможенным органам.
Слайд 8
Механизм государственного регулирования внешней торговли товарами и услугами
Валютное регулирование
и контроль во внешнеэкономической деятельности - это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование
порядка совершения валютных, внешнеэкономических операций. Важнейшим направлением валютного регулирования является валютный контроль за экспортными и импортными операциями. Главная его цель противодействие утечки капитала из страны. Осуществляются в соответствии с ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
Слайд 9
Механизм государственного регулирования внешней торговли товарами и услугами
Валютный контроль
во внешнеэкономической деятельности -
Слайд 10
Механизм государственного регулирования внешней торговли товарами и услугами
Экспортный контроль
во внешнеэкономической деятельности - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством Российской Федерации порядка
осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, кᴏᴛᴏᴩые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники...
Слайд 11
ФЗ от 08.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой
деятельности в Российской Федерации»;
ФЗ от 27.11.2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании
в Российской Федерации»;
ФЗ от 08.12.2003 г. №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлинах»;
Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, принятому в Москве 11.04.2017). Вступил в силу после получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу - 1 января2018 г.
Специальное законодательство регулирования внешнеторговой деятельности в РФ
Слайд 12
Постановление Правительства РФ от 09.06.2005 № 364 «Об утверждении Положений
о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании
и ведении федерального банка выданных лицензий»
ФЗ от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»;
ФЗ от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании»;
ФЗ от 30.04.1999 № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания РФ»; ФЗ от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»; ФЗ от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс РФ»; ФЗ от 03.06.2006 №74-ФЗ «Водный кодекс РФ»;
ФЗ от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».
ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
Специальное законодательство регулирования внешнеторговой деятельности в РФ
Слайд 13Россия и Евразийский экономический союз
На постсоветском пространстве действовали и действуют
различные формы экономической интеграции: СНГ, Союзное государство России и Белоруссии,
Евразийское сообщество, Таможенный союз, Единое экономическое пространство с различными, постепенно расширяющимися функциями.
С 1 января 2015 года вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в настоящее время государствами-членами ЕАЭС являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Формируется единое законодательство в области внешней торговли. Вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС.
Слайд 14Россия и ВТО
Россия стала полноправным членом
Всемирной торговой организации
с
22 августа 2012 г. , когда вступил в силу Протокол
от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»
С 23 августа 2012 г. начали действовать новые редакции Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого Таможенного тарифа Таможенного союза (утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54). Новые редакции этих документов были разработаны с учетом обязательств России, принятых в связи с вступлением в ВТО.
Слайд 15Россия и
Европейский Союз
По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней
торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами
в российскую экономику
В 1994 году подписано действующее соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и Европейским Союзом, в котором удалось добиться полной отмены количественных ограничений на импорт российских товаров (кроме текстиля, стали и сельскохозяйственной продукции) при сохранении у России возможности ограниченно применять такие меры вплоть до вступления в ВТО.
В связи с событиями на Украине в 2014 году, ЕС ввел ряд санкций против РФ, в свою очередь Россия применила контрсанкции. Многие совместные проекты были заморожены на неопределенный срок. В то же время, появилась возможность развивать импортозамещение.
Слайд 16Россия и США
Соединённые Штаты, несмотря на
проблемы в политической сфере,
традиционно являются одним из ведущих торговых партнеров России.
С 1 июля
1998 года удалось добиться отмены Комиссией по международной торговле США антидемпингового указа в отношении российской титановой губки, действовавшего с 1968 года.
Снят также 50 %-ный порог для экспорта в США таких российских товаров, как некоторые виды рыбопродукции, фанера клееная, ферровольфрам и ферросиликовольфрам, запчасти для прокатных станов.
Слайд 17Россия и США
6 декабря 2012 г. Конгресс США отменил поправку
Джексона-Вэника, ограничивающую торговлю с Россией (СССР) с 70-х годов.
Поправка Джексона-Вэника
к американскому закону о торговле была принята в 1974 г. в ответ на действия Советского Союза, который препятствовал эмиграции своих граждан.
Потребность в отмене поправки обострилась для американского бизнеса в связи со вступлением России в ВТО: при действующей поправке производители из США не смогли бы воспользоваться выгодами участия РФ в ВТО. Однако практически одновременно принята дискриминационная поправка Магницкого.
В настоящее время сотрудничество двух стран затруднено из-за антироссийских санкций США и ответных санкций России, связанных с ситуацией на Украине.
Слайд 18Россия и США
2 августа 2017 г. Президент США Д.
Трамп подписал закон о санкциях в отношении России (а также
Ирана и Северной Кореи), сокращающий возможность Президенту США определять экономическую политику в отношении ряда государств. Опубликован в январе 2018 г. «Кремлевский список» для дальнейших возможных санкционных мер.
Слайд 19 4.2. Россия и ВТО: возможности и угрозы для внешней
торговли страны
Россия – 156 член ВТО, вступила в ВТО 22
августа 2012 г.;
переговоры о вступлении России в ГАТТ/ВТО велись 19 лет;
страны, входящие в ВТО, осуществляют 97% мировой торговли;
за пределами ВТО остаются: Белоруссия, Иран, Ирак, Северная Корея…
Слайд 20Вступление в ВТО
Основные изменения в Таможенном тарифе, связанные с вступлением
в ВТО, коснулись продовольственных товаров. Прежде всего мясную и молочную
группы, а также некоторые виды овощей и фруктов.
Снижение пошлин затрагивает большую часть текстильной продукции, включая одежду.
В части промышленных товаров изменения ставок пошлин пока минимальны.
Защита от жесткой конкуренция в финансовой сфере сохранена. Финансовые организации, банки регистрация и деятельность по российскому законодательству.
Членство в ВТО не помешало России ввести продовольственное эмбарго в отношении отдельных видов с/х продукции, страной происхождения которых являлись страны Евросоюза, США, Австралия, Канада, Норвегия.
Слайд 21Вступление России в ВТО: плюсы и минусы
Плюсы:
возможность участвовать в выработке
правил международной торговли;
возможность в правовом поле отстаивать интересы российских предприятий;
в
определенном выигрыше представители сырьевого сектора;
возможность удешевления части импортных товаров.
Слайд 22Минусы:
возможность банкротства предприятий, свертывания производства из-за неконкурентоспособности;
в особо сложном положении
могли оказаться сельское хозяйство, легкая, в т.ч. текстильная промышленность, машиностроение,
в т.ч. автомобилестроение, авиастроение и др.;
возможное сокращение рабочих мест, роста безработицы;
возможность увеличения оттока капитала и сокращения прямых инвестиций в Россию;
уменьшение доходной части бюджета вследствие снижения ставок таможенных пошлин.
Вступление России в ВТО: плюсы и минусы
Слайд 23Разнонаправленные прогнозы последствий вступления России в ВТО:
Всемирный банк: вступление в
ВТО за последующие 3 года будет приносить России по 3,3%
ВВП в год.
Правительство РФ: потери только от снижения импортных пошлин после присоединения России к ВТО составят в 2013 г. - 188 млрд. руб., в 2014 г. – 257 млрд. руб., к 2017 г. – 800 млрд
Слайд 24Угрозы для сельского хозяйства ЮФО при членстве РФ в ВТО
Слайд 25Угрозы для машиностроения
(сельхозмашиностроения и автопроизводителей)
ЮФО при членстве РФ
в ВТО
Слайд 26Угрозы для металлургической промышленности ЮФО при членстве РФ в ВТО
Слайд 27Пути минимизации негативных последствий вступления России в ВТО для бизнеса
Ростовской области:
проведение комплексного, детального анализа влияния членства России в ВТО
на функционирование экономики Ростовской области;
разработка и реализация целевых программ поддержки экспорта в новых условиях;
создание благоприятных условий для развития отечественного бизнеса в области, его поддержки в условиях усиливающейся конкуренции;
содействие диверсификации экономики, созданию «горизонтальных» связей предпринимателей в целях кооперации производства и экспорта конкурентоспособной продукции;
продолжение формирования благоприятного инвестиционного климата;
Слайд 28контроль качества импортных поставок;
развитие транспортной инфраструктуры в условиях роста внешнеторгового
оборота;
активное развитие приграничного сотрудничества, в т.ч. в рамках еврорегиона «Донбасс»;
информирование
руководителей предприятий, прежде всего средних и малых об особенностях работы в условиях вступления в ВТО (консалтинг-семинары);
организация информационно-консультационного сопровождения.
Пути минимизации негативных последствий вступления России в ВТО для бизнеса Ростовской области:
Слайд 294.3. Импортозамещение как государственная политика и направление развития современного российского
бизнеса
Возможность нарастить производство, занять рынки временно освобождающиеся в результате санкций
и контрсанкций.
Возможность привлечь российских ученых, научные организации к обеспечению импортозамещения новыми технологиями.
Система мер государственной поддержки на федеральном, региональном уровнях.
Слайд 30Поддержка наиболее востребованных импортозамещающих групп товаров;
Анализ имеющихся (в том числе
незадействованных) производственных мощностей и ресурсов для импортозамещения;
Включение в федеральные и
региональные программы импортозамещения;
Меры по развитию импортозамещения:
Слайд 31Система мер по стимулированию импортозамещения: предоставление субсидий на возмещение части
расходов по уплате процентов по кредитам (займам), привлеченным на реализацию
инвестиционных проектов.
Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части лизинговых платежей, в том числе первоначального взноса;
Субсидии организациям-экспортерам готовой продукции в целях возмещения части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских банках.
Меры по развитию импортозамещения:
Слайд 32Промышленное производство:
Оборонная промышленность
Станкостроение
Авиапромышленность
Сельхозмашиностроение
Импортозамещение:
Слайд 33Московский Хладокомбинат: http/moshol14.ru
Динамика производства и импорта мяса в РФ, тысяч
тонн
Слайд 34Динамика производства скота и птицы в Ростовской области 1971-2014 гг.,
в убойном весе, тысяч тонн
Федеральная служба государственной статистики gks.ru
Слайд 35Крупнейшие инвестиционные проекты ЮФО
в сфере АПК
Создание промышленного комплекса по
выращиванию индейки мощностью 60 тысяч тонн мяса в живом весе
в год (ООО «Евродон», Ростовская область). Инвестиции 17905,00 млн. руб. Срок реализации 2011–2014 гг.
Модернизация производственных мощностей агропромышленного холдинга «Разгуляй» путём внедрения инновационных технологий (ОАО «Группа “Разгуляй”», Краснодарский край). Инвестиции 1 072,63 млн. долл. Срок реализации 2009–2013 гг.
Строительство в Южной промышленной зоне г. Батайска производственного комплекса, включающего распределительный логистический центр, мясоперерабатывающее предприятие, сопутствующий тепличный комплекс с применением ресурсосберегающих технологий (ООО «Группа Агроком», Ростовская область). Инвестиции 440,61 млн. долл. Срок реализации 2013–2016 гг.
Строительство в Динском районе первой очереди тепличного комплекса с использованием энергосберегающих технологий для круглогодичного выращивания огурцов, томатов (37 тысяч тонн томатов и 30 тысяч тонн огурцов в год) (ЗАО «Тандер», Краснодарский край). Инвестиции 377,67 млн. долл. Срок реализации 2010–2013 гг.
Эксперт www.expert.ru
Слайд 36Туризм:
Импорт туристических услуг из Турции в год - 10 млрд.
руб.
Перевод на другие направления, но в первую очередь Черноморское побережье
Краснодарского края и Крыма, другие курорты России. Развивать инфраструктуру.
Импортозамещение:
Слайд 37Благодарю за внимание !
Архипов Алексей Юрьевич
д.э.н., профессор кафедры мировой экономики
и международных отношений экономического факультета
тел. (863) 218-40-00, доб. 1-31-07
e-mail:
arkhipov@sfedu.ru