Слайд 1РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Дисциплина
«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА и МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»
Тема
2.2.
Международный рынок услуг в современных условиях
МОДУЛЬ 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ
ДВИЖЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И МИРОВЫЕ РЫНКИ
Преподаватель:
Макеева Людмила Ивановна, старший преподаватель кафедры МЭО. e-mail: makeeva1212@yandex.ru
Слайд 2Учебные вопросы:
Понятие услуги, поставки услуги и классификация услуги
Регулирование
торговли услугами
Международный рынок коммерческих услуг
Слайд 61. Понятие услуги, поставки услуги и классификация услуги
Услуга – это
результат деятельности институциональной единицы, ведущий к изменению другой институциональной единицы
посредством их взаимного соглашения
Услуга – некое полезное для потребителя действие, которое может:
иметь материальный результат;
не иметь материального результата.
Ст. 1 ГАТС термин «услуги» включает любой вид услуг в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функций государственной власти, под которыми понимается «любая услуга, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг»
Слайд 7Поставка услуги включает производство, ее дальнейшее распределение, маркетинг, непосредственно продажу
и доставку услуги.
Слайд 17Классификации услуг у международных экономических организаций
ООН
ВТО (ГАТС)
Всемирный Банк
МВФ
ЮНКТАД
ОЭСР
Слайд 20«КОММЕРЧЕСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ» – это любая форма делового или профессионального учреждения,
включая: посредством
1) учреждения, приобретения, или
2) сохранения юридического лица,
или создания или использования филиала или представительства на территории члена с целью поставки услуги
Слайд 21Категории лиц, подпадающих под поставу услуги 4 способом:
непосредственно поставщик коммерческой
услуги или его наемные работники (например, архитектор, консультант по компьютерному
программному обеспечению.
сотрудники иностранных (международных) компаний, командированные в филиалы этих компаний в других странах, или иностранные работники, нанятые местными компаниями напрямую (например, иностранные работники, нанятые через агентства по трудоустройству или напрямую, на время уборки урожая и т. д.).
представители поставщика услуги, приехавшие в принимающую страну с целью проведения переговоров и (или) заключения контракта на поставку услуги.
Слайд 22КЛАССИФИКАЦИИ УСЛУГ
По способу доставки услуги можно разделить на три вида:
Услуги
в области осуществления инвестиций.
Услуги, связанные с торговлей товарами.
Услуги, поставляемые одновременно
с торговлей товарами и осуществлением инвестиций.
ЮНКТАД классифицирует услуги по следующем видам: финансовые услуги, услуги связи, транспортные услуги, туризм, строительство, страхование, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, прочие деловые услуги, личные, культурные и рекреационные услуги, государственные услуги.
Слайд 24Классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности (КУВЭД), утвержденный Приказом Росстата от
2 июля 2012 г. № 373
Слайд 252. Регулирование торговли услугами
Инструменты регулирования международных операций с услугами включают:
Меры,
влияющие на доступ зарубежного рынка;
Меры, влияющие на национальный режим:
Меры, при
которых издержки иностранных поставщиков превышают издержки национальных предпринимателей (дифференцированные тарифы, налоги, тарифы на транспорт и т. д.);
Меры содействия национальным производителям услуг, способствующие снижению их издержек (отечественные банки могут иметь меньший объем резервного капитала, чем иностранные).
Слайд 26Возможные ограничения на поставку услуг
Слайд 27Пример специфических обязательств по услугам, принятых РФ
[1] Способы поставки: (3)
коммерческое присутствие,
Слайд 28Пример специфических обязательств по услугам, принятых РФ
Способы поставки: (1) трансграничная
поставка, (2) потребление за рубежом, (3) коммерческое присутствие,
(4) присутствие
физических лиц.
Слайд 30Обязательства РФ принятые в рамках ВТО
В рамках ГАТС Российская Федерация
взяла на себя обязательства более чем по 116 секторам услуг
с отдельными ограничениями.
В России с некоторыми изъятиями открыты для иностранного капитала и инвестора:
1. Деловые услуги:
услуги врачей, ветеринаров, адвокатов, налоговых консультантов, архитекторов, инженеров, юристов;
компьютерные услуги, базы данных,
услуги в области проведения исследований и разработок;
услуги в области недвижимости, ремонт и уборка помещений, лизинг транспорта, судов, производственного оборудования;
реклама, ремонт, типографии, экономические консультации и др.;
Слайд 31В России с некоторыми изъятиями открыты для иностранного капитала и
инвестора:
Услуги в области связи: почтовые, курьерские услуги, телефония, услуги электронной
почты, производство и распространение кинофильмов или видеофильмов, музыки и др.;
Строительные и связанные с ними инженерные услуги;
Дистрибьюторские услуги ;
Образование ;
Услуги в области охраны окружающей среды;
Финансовые услуги ;
Услуги в области здравоохранения и социальной области ;
Услуги, связанные с туризмом и путешествиями ;
Услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий;
Транспортные услуги .
Слайд 32РАЗЛИЧИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ МЕЖДУ СТРАНАМИ ЧЛЕНАМИ ВТО НА ПРИМЕРЕ РФ
И РА
Слайд 33Международный рынок коммерческих услуг
3 вопрос
Слайд 35Мировая торговля коммерческими услугами по категориям, 2008-2018
Слайд 3653%
На 10 стран, торгующих коммерческими услугами, приходилось более половины мирового
объема в 2018 году
34%
Доля развивающихся стран в мировой торговле коммерческими
услугами в 2018 году составила 34%.
5,68 трлн. долл. США.
Экспорт коммерческих услуг стран-членов ВТО в 2018 году составил 5,68 трлн. долл. США.
Слайд 38Международный рынок транспортных услуг
Услуги логистики являются специфическим товаром, продаются и
покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от
видов транспорта, географических районов перевозки и видов перевозимых грузов.
В общемировом экспорте и импорте всех видов услуг доля транспортных услуг составляет примерно 20% (5,5 трлн. долл. США).
Слайд 41Мировой экспорт транспортных услуг 2018
(US$ billion and annual percentage change)
Слайд 42Структура международных транспортных перевозок
Более половины мирового экспорта транспортных услуг связаны
с грузоперевозками.
Морские грузовые перевозки - 30 %.
Международные перевозки грузов
ж/д
и автотранспортом -15%.
Вспомогательные транспортные услуги - 25%.
Пассажирские перевозки воздушным транспортом - 21 %
Слайд 43Страны-экспортеры транспортных услуг
Самым крупным поставщиком логистических услуг являются США. Экспорт
составляет порядка 80-90 млрд. долл. США.
К крупнейшим экспортерам данных услуг
в мире относятся Германия (25 – 26 млрд. долл. США), Япония (40 – 45 млрд. долл. США), а также Великобритания, Нидерланды, Гонконг (22 – 28 млрд. долларов США), Корея и др.
Слайд 44Страны-импортеры транспортных услуг
США импортируют транспортно-экспедиционные услуги в год на сумму
в 90 –100 млрд. долл. США
Германия – 52 млрд. долл.
США (7,56% рынка);
Япония – 42,3 млрд. долл. США (6,24% рынка);
Великобритания – 35,8 млрд. долл. США (5,21% рынка);
Франция – 29,5 млрд. долл. США (5,01% рынка);
Дания – 23,9 млрд. долл. США (3,48% рынка);
Индия – 31,1 млрд. долл. США (3,47% рынка);
Республика Корея – 29,9 млрд. долл. США (3,41% рынка);
Италия – 22,6 млрд. долл. США (3,3% рынка);
Нидерланды – 16,6 млрд. долл. США (2,41% рынка)
Слайд 45Услуги в области логистики
- Прямая транспортировка
- Управление складированием
- Консолидация
отправок
- Экспедирование
- Оформление платежей за перевозки
- Сопровождение грузов
- Услуги таможенного
брокера
- Проектирование информационных систем
- Выбор информационного обеспечения
- Поддержка информационных систем
- Выбор перевозчиков
Управление выполнением заказов
- Консолидация отправок
- Управление запасами
- Управление процедурами заказов
- Обеспечение запчастями
- Консультационные услуги
- Снабжение материалами
Переговоры о тарифах
- Возврат товара
- Управление автотранспортом
- Переупаковка, маркировка
- Контрактное производство