Разделы презентаций


РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА Дисциплина - Эко

Содержание

План занятияэкономический анализ и агрегированный баланс предприятия;анализ оборотных активов предприятия;основные показатели анализа хозяйственной деятельности предприятия: рентабельность капитала, производства услуг.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА» Дисциплина - «Экономика и управление

гостиничным предприятием»
С.С. Скобкин, д.э.н., профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма

и спорта

Тема 9: «Анализ хозяйственной деятельности предприятия индустрии гостеприимства»

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»  Дисциплина - «Экономика и управление гостиничным предприятием» С.С. Скобкин, д.э.н.,

Слайд 2План занятия
экономический анализ и агрегированный баланс предприятия;
анализ оборотных активов предприятия;
основные

показатели анализа хозяйственной деятельности предприятия: рентабельность капитала, производства услуг.

План занятияэкономический анализ и агрегированный баланс предприятия;анализ оборотных активов предприятия;основные показатели анализа хозяйственной деятельности предприятия: рентабельность капитала,

Слайд 3Экономический анализ и агрегированный баланс предприятия

Экономический анализ и агрегированный баланс предприятия

Слайд 4Понятие и принципы экономического анализа
Экономический анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия

— это комплексное изучение его работы с целью объективной оценки

достигнутых результатов, повышения эффективности хозяйствования, обеспечения конкурентоспособности, повышения качества обслуживания. Анализ деятельности туристского предприятия охватывает все его стороны и определяет влияние условий, в которых эта деятельность осуществляется.
Принципы анализа: государственный подход, научность, ком­плексность, системность, объективность, действенность, своевременность, достоверность, сопоставимость показателей, эффективность.
Понятие и принципы экономического анализаЭкономический анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия — это комплексное изучение его работы с

Слайд 5Виды экономического анализа
по признаку времени: предварительный, последующий, оперативный (ситуационный), итоговый;
по

периодичности проведения: периодичный, разовый;
по субъектам управления: технико-экономический, финансово-экономический, социально-экономический, экономико-статистический,

маркетинговый;
по методике изучения объектов: сравнительный, диагностический, факторный, маржинальный;
по субъектам: внутренний, внешний;
по охвату изучаемых объектов: сплошной, выборочный;
по содержанию программ: комплексный, тематический.
Виды экономического анализапо признаку времени: предварительный, последующий, оперативный (ситуационный), итоговый;по периодичности проведения: периодичный, разовый;по субъектам управления: технико-экономический,

Слайд 6Методика экономического анализа
Методика экономического анализа — совокупность специальных приемов, способов,

правил, применяемых для обработки экономической информации.
Методы экономического анализа включают: экспертную

оценку, сравнение, построение систем показателей и аналитических таблиц; цепных подстановок, балансовый, процентных чисел, простых и сложных процентов, дисконтирования; средних и относительных величин, группировок, графический, индексный; корреляционный и регрессионный анализ, факторный анализ; линейного программирования, сетевого планирования и управления и др.
Методика экономического анализаМетодика экономического анализа — совокупность специальных приемов, способов, правил, применяемых для обработки экономической информации.Методы экономического

Слайд 7Пользователи результатов анализа ФХД

Пользователи результатов анализа ФХД

Слайд 8Пользователи результатов анализа ФХД

Пользователи результатов анализа ФХД

Слайд 9Пользователи результатов анализа ФХД

Пользователи результатов анализа ФХД

Слайд 10Цели анализа ФХД для пользователей
Пользователи финансовой отчетности обычно преследуют две

основные цели: первая - получение представления об объемах, структуре и

составе имущества анализируемого предприятия, величине и состоянии его обязательств; вторая - выявление намечающихся тенденций изменения эффективности производства, платежеспособности, финансовой устойчивости и т. п.
Этими задачами определяются требования и к временному периоду анализа. Необходимость решения первой задачи обусловливает потребность иметь в своем распоряжении свежую, актуальную информацию, а второй - иметь возможность наблюдать динамику финансово-хозяйственной деятельности, по крайней мере, за последние 2-3 года.
Цели анализа ФХД для пользователейПользователи финансовой отчетности обычно преследуют две основные цели: первая - получение представления об

Слайд 11Требования к запрашиваемой информации
Стандартным требованием к пакету документов финансовой отчетности,

запрашиваемых внешними пользователями, является их наличие за 2-3 последних года

и за текущий квартал отчетного периода (в России финансовая отчетность представляется накопительным итогом ежеквартально).
Если информация запрашивается для того, чтобы решить главным образом первую задачу, то она может быть ограничена бухгалтерской отчетностью за последний год и на последнюю отчетную дату.
Когда речь идет о значительных инвестициях в действующие предприятия, то, как правило, сам инвестор организует аудиторскую проверку и подтверждение представляемой финансовой отчетности.
Требования к запрашиваемой информацииСтандартным требованием к пакету документов финансовой отчетности, запрашиваемых внешними пользователями, является их наличие за

Слайд 12Требования к запрашиваемой информации
Финансовая отчетность и результаты анализа финансово-хо­зяйственной деятельности

внутренним пользователям обычно предоставляются периодически в виде специально подготавливаемых соответствующими

функциональными службами отчетов.
Подготовка таких отчетов, их периодичность, структура, содержание и т. п. определяются действующей на предприятии системой управления производственно-финансовой деятельности.
Внеочередная подготовка финансовой отчетности и проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности может не совпадать с периодичностью предоставления финансовой отчетности в государственные органы. Она осуществляется по требованию собственников или высшего руководства предприятия в экстраординарных случаях.
Требования к запрашиваемой информацииФинансовая отчетность и результаты анализа финансово-хо­зяйственной деятельности внутренним пользователям обычно предоставляются периодически в виде

Слайд 13Источники информации для анализа ФХД
Основными источниками информации для анализа являются:


бухгалтерский баланс (форма № 1);
отчет о прибылях и убытках (форма

№ 2);
приложение к балансу (форма № 5);
пояснительная записка;
специальные отчеты в бюджетные и внебюджетные фонды;
данные оперативного учета и статистической отчетности;
аудиторское заключение.
Источники информации для анализа ФХДОсновными источниками информации для анализа являются: бухгалтерский баланс (форма № 1);отчет о прибылях

Слайд 14Схема агрегированного баланса предприятия

Схема агрегированного баланса предприятия

Слайд 15Активы
I. Внеоборотные активы
Нематериальные активы - это финансовые вложения, инвестиции организации

в доходные активы, т. е. вложения денежных средств в уставный

капитал других организаций, в ценные бумаги, а также предоставление займов другим организациям. По временному признаку финансовые вложения подразделяют на долгосрочные (сроком более года) и краткосрочные (менее года).
Основные фонды производственного и непроизводственного назначения – это принадлежащие предприятию земля, здание, сооружение, оборудование, используемые более года.
АктивыI. Внеоборотные активыНематериальные активы - это финансовые вложения, инвестиции организации в доходные активы, т. е. вложения денежных

Слайд 16Активы
II. Оборотные активы
Оборотные активы (складские запасы сырья, готовой продукции, денежные

средства) используются в текущей производственной деятельности организации в основном менее

года и практически полностью переносят свою стоимость на новый вид оборотных средств.
Дебиторская задолженность (нам должны) - это долги по расчетам других юридических и физических лиц данной организации. Например, это:
задолженность покупателей за приобретенную, но неоплаченную продукцию;
задолженность подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные средства;
задолженность по полученным векселям, по выданным авансам и т. д.
АктивыII. Оборотные активыОборотные активы (складские запасы сырья, готовой продукции, денежные средства) используются в текущей производственной деятельности организации

Слайд 17Пассивы
III. Капитал и резервы
Уставный капитал - совокупность в денежном

выражении вкладов учредителей (собственников) в имущество при создании организации для

обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.
Добавочный капитал образуется за счет переоценки основных средств по решению правительства в сторону увеличения их стоимости, а также за счет превышения продажной цены собственных акций над их номинальной стоимостью.
Резервный капитал создается за счет отчислений из прибыли предприятия и предназначен для покрытия непредвиденных потерь и убытков, а также для выплаты дивидендов по привилегированным акциям при недостаточности прибыли.
ПассивыIII. Капитал и резервы Уставный капитал - совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников) в имущество при

Слайд 18Пассивы
Прибыль - сумма превышения доходов над расходами организации, полученная от

всех видов деятельности за отчетный период.
Специальные фонды - совокупность накопленных

денежных средств. Формируются за счет отчислений из прибыли и используются на следующие цели:
расширение производства, т. е. на приобретение новых внеоборотных активов - фонд накопления;
потребление, т. е. на выплату дивидендов владельцам предприятия – фонд потребления;
расширение социальной сферы - фонд социальной сферы.

ПассивыПрибыль - сумма превышения доходов над расходами организации, полученная от всех видов деятельности за отчетный период.Специальные фонды

Слайд 19Пассивы
IV. Долгосрочные пассивы
Кредиты банков и прочие займы
Прочие долгосрочные пассивы
Займы -

это полученные от других организаций денежные средства под векселя и

другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций, облигаций организации.

ПассивыIV. Долгосрочные пассивыКредиты банков и прочие займыПрочие долгосрочные пассивыЗаймы - это полученные от других организаций денежные средства

Слайд 20Пассивы
V. Краткосрочные пассивы
Заёмные средства
Кредиторская задолженность
Прочие пассивы, включая обязательства перед бюджетом,

по расчетам с работниками и т. д.
Кредиторская задолженность (мы должны)

- это задолженность данного предприятия другим юридическим и физическим лицам.
Кредиторы — заимодатели. Кредиторов, задолженность перед которыми возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, - прочими кредиторами.

ПассивыV. Краткосрочные пассивыЗаёмные средстваКредиторская задолженностьПрочие пассивы, включая обязательства перед бюджетом, по расчетам с работниками и т. д.Кредиторская

Слайд 21Пассивы
V. Краткосрочные пассивы
Финансирование и поступления - средства, полученные безвозвратно от

других юридических лиц.
Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию отличаются

от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.

ПассивыV. Краткосрочные пассивыФинансирование и поступления - средства, полученные безвозвратно от других юридических лиц.Обязательства по распределению по своему

Слайд 22Экономический анализ
Экономический анализ предприятия может рассматриваться двояко: с позиции имущественного

положения предприятия и с позиции его финансового положения.
Эти два аспекта

взаимосвязаны и обусловлены: нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения, и наоборот.
На начальном этапе экономического анализа деятельности предприятия целесообразно осуществлять вертикальный и горизонтальный анализ агрегированного баланса.
Экономический анализЭкономический анализ предприятия может рассматриваться двояко: с позиции имущественного положения предприятия и с позиции его финансового

Слайд 23Вертикальный анализ агрегированного баланса
Вертикальный (структурный) анализ агрегированного баланса состоит в

определении удельного веса в долях и процентах каждой позиции и

оценке его колебаний по отчетным периодам.
Характеристиками изменения позиции за отчетный период является ее прирост (абсолютная величина) и темп прироста.
Вертикальный анализ позволяет проанализировать структуру, динамику изменения всех статей затрат и прибылей в общей выручке.
Ценность данного анализа заключается в возможности исследования во временном аспекте тенденций изменения результатов деятельности.
Вертикальный анализ агрегированного балансаВертикальный (структурный) анализ агрегированного баланса состоит в определении удельного веса в долях и процентах

Слайд 24Горизонтальный анализ агрегированного баланса
Горизонтальный анализ агрегированного баланса заключается в сравнении

каждой позиции агрегированного баланса с ее значением за прошедший отчетный

период (год, квартал), в прослеживании тенденций ее изменения за ряд прошедших отчетных периодов (трендовый анализ).
Горизонтальный анализ является дополнением вертикального анализа.
При его проведении необходимо учитывать влияние инфляции на результаты прошлой деятельности.
Горизонтальный анализ агрегированного балансаГоризонтальный анализ агрегированного баланса заключается в сравнении каждой позиции агрегированного баланса с ее значением

Слайд 25Горизонтальный анализ агрегированного баланса
Горизонтальный анализ можно проводить и в построе­нии

одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели заменяются

относительными показателя­ми темпов роста или снижения, выраженными в процентах или долях, что позволяет анализировать данные показатели в прошлом и прогнозировать их будущие значения.
Вертикальный и горизонтальный анализ дает общее представление о финансовой политике туристского предприятия за определенный период времени.
Горизонтальный анализ агрегированного балансаГоризонтальный анализ можно проводить и в построе­нии одной или нескольких аналитических таблиц, в которых

Слайд 26Признаками удовлетворительного финансового состояния предприятия
итог баланса в конце отчетного периода

увеличился по сравнению с началом, снижение итога баланса в отчетном

периоде свидетельствует о снижении хозяйственного оборота;
темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;
доля собственных оборотных средств - чистого оборотного капитала (Чистый оборотный капитал = Капитал и резервы – Внеоборотные активы) - в общем объеме оборотных средств в конце отчетного периода увеличилась по сравнению с началом;
удельный вес собственного капитала в валюте баланса и темпы его прироста за отчетный период больше удельного веса заемного капитала и темпов его прироста за тот же период;
темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковы.
Признаками удовлетворительного финансового состояния предприятияитог баланса в конце отчетного периода увеличился по сравнению с началом, снижение итога

Слайд 27Анализ оборотных активов предприятия

Анализ оборотных активов предприятия

Слайд 28Собственные оборотные средства (СОС)
Первоначальным источником финансирования оборотных активов выступает собственный

капитал предприятия (с. 490 ф1 — итог III раздела баланса

"Капитал и резервы"). При этом вели­чина собственных оборотных средств предприятия рассчитыва­ется по формуле
СОС = СК - ВА, т. е. с. 490 ф1 - с. 190 ф1,
где СК — собственный капитал предприятия (с. 490 ф1);
ВА — величина внеоборотных активов предприятия (с. 190 ф1).
Положительное значение величины собственных оборотных средств (СОС) свидетельствует о том, что у предприятия достаточно долгосрочных финансовых ресурсов для финансирования внеоборотных активов. Излишек этих ресурсов идет на покрытие потребностей предприятия в оборотном капитале.
Собственные оборотные средства (СОС)Первоначальным источником финансирования оборотных активов выступает собственный капитал предприятия (с. 490 ф1 — итог

Слайд 29Собственные оборотные средства (СОС)
В случае если СОС

капитала предприятия недостаточна для финансирования внеоборотных и оборотных активов. В

этой ситуации для финансирования ча­сти внеоборотных активов предприятие использует долгосрочные обязательства (с. 590 ф1), формирующиеся за счет долго­срочных банковских кредитов и прочих займов.
Тогда величина собственных оборотных средств предприятия составит:
СОС = (СК + ДП) - ВА, т. е. (с. 490 ф1 + с. 590 ф1) - с. 190 ф1,
где ДП — долгосрочные обязательства предприятия (с. 590 ф1).

Собственные оборотные средства (СОС)В случае если СОС

Слайд 30Собственные оборотные средства (СОС)
Если после привлечения в качестве источников финансирования

долгосрочных обязательств величина собственных оборотных средств остается отрицательной, то для

финансирования оборотных активов предприятие использует кредиторскую задолженность, структура которой приведена в с. 620 бухгалтерского баланса.
Для целей финансирования оборотных активов из состава кредиторской задолженности используются в первую очередь устойчивые пассивы, а затем и другие элементы.
Недостаток собственных оборотных средств, необходимых для финансирования оборотного капитала, предприятие покрывает за счет привлечения краткосрочных банковских кредитов.

Собственные оборотные средства (СОС)Если после привлечения в качестве источников финансирования долгосрочных обязательств величина собственных оборотных средств остается

Слайд 31Расчёт текущих финансовых потребностей
Для определения величины оборотных активов и выбора

источников их финансирования рассчитываются текущие финансовые потребности предприятия (ТФП).
Расчет производится

по формулам:
ТФП = (ТА - ДС - К.ФВ) - КЗ, т. е. (с. 290 ф1 - с. 220 ф1 -- с. 230 ф1 - с. 260 ф! - с. 250 ф!) - с. 620 ф1,
где ТА — текущие активы;
ДС — денежные средства (с. 260 ф1);
КФВ — краткосрочные финансовые вложения (с. 250 ф1);
КЗ — кредиторская задолженность (с. 620 ф1).
ТФП = (ТМЗ + ДЗк + А„) - КЗ, т. е. (с. 210 ф1 + с. 240 ф1 + + с. 270 ф1)-с. 620 ф1,
где ТМЗ — товарно-материальные запасы (с. 210 ф1);
ДЗ — краткосрочная дебиторская задолженность (с. 240 ф1);
А — прочие оборотные активы.
Расчёт текущих финансовых потребностейДля определения величины оборотных активов и выбора источников их финансирования рассчитываются текущие финансовые потребности

Слайд 32Расчёт текущих финансовых потребностей
В процессе управления оборотными активами предприятия необходимо

обеспечить минимальное значение ТФП.
Текущие финансовые потребности представляют собой часть чистых

мобильных средств (чистого оборотного капитала) предприятия, которая не покрыта ни одним из следующих источ­ников финансирования:
собственный капитал предприятия (с. 490 ф1);
долгосрочные обязательства (с. 590 ф1);
кредиторская задолженность (с. 620 ф1).
Таким образом, показатель ТФП характеризирует недостаток у предприятия собственных оборотных средств. Этот недостаток при существующих источниках финансирования может быть покрыт за счет привлечения краткосрочных кредитов. Следовательно, положительное значение ТФП отражает потребность предприятия в краткосрочном кредите.
Расчёт текущих финансовых потребностейВ процессе управления оборотными активами предприятия необходимо обеспечить минимальное значение ТФП.Текущие финансовые потребности представляют

Слайд 33Потребность предприятия в денежных средствах (ДСп)
Перспективная потребность предприятия в денежных

средствах (ДСп) может быть определена следующим образом:
ДСп = СОС -

ТФП.
Если ДС < 0, то у предприятия существует дефицит де­нежных средств. Если наоборот, ДСп > 0, то у предприятия существует избыток денежных средств.
В этом случае предприятие может расширить объем своей деятельности путем увеличения количества выпускаемой продукции либо диверсификации производственной деятельности.
Поскольку текущие финансовые потребности являются частью чистого оборотного капитала предприятия, то возникает задача управления величиной оборотного капитала.
Потребность предприятия в денежных средствах (ДСп)Перспективная потребность предприятия в денежных средствах (ДСп) может быть определена следующим образом:ДСп

Слайд 34Оборотный капитал
Оборотный капитал – это капитал, участвующий и полностью расходуемый

в течение одного производственного цикла. К оборотному капиталу относятся:
материальные оборотные

средства;
денежные средства;
краткосрочные финансовые вложения;
средства в текущих расчетах.
Недостаток оборотного капитала является непосредствен­ной причиной неплатежеспособности, а в дальнейшем и банкротства предприятия. Отсутствие на предприятии устойчивой системы пополнения оборотного капитала приводит, во-первых, к дополнительным расходам, которые увеличивают текущие издержки предприятия, а во-вторых, к. снижению показателей эффективности деятельности предприятия.
Оборотный капиталОборотный капитал – это капитал, участвующий и полностью расходуемый в течение одного производственного цикла. К оборотному

Слайд 35Оборотный капитал
Дополнительные расходы могут быть обусловлены задерж­ками в формировании производственных

запасов предприятия, что, в свою очередь, увеличивает продолжительность технологического и

производственного циклов.
Избыток оборотного капитала (особенно менее ликвидных его составляющих) означает "омертвление" финансовых ресурсов предприятия и приводит к снижению показателей оборачиваемости капитала и рентабельности его использования. Однако с формальной точки зрения избыток оборотного капитала повышает показатели текущей платежеспособности предприятия.
Оборотный капиталДополнительные расходы могут быть обусловлены задерж­ками в формировании производственных запасов предприятия, что, в свою очередь, увеличивает

Слайд 36Избыточный уровень оборотного капитала
Избыточный уровень оборотного капитала приводит также к

дополнительным расходам и финансовым рискам предприятия, что обусловлено действием следующих

факторов:
производственные запасы имеют, как правило, предельные сроки хранения, поэтому сверхнормативные запасы могут физически или морально устареть. Избыток производственных запасов приводит к увеличению затрат (текущих и единовременных), связанных с хранением сверх­ нормативных запасов. Кроме того, необоснованное увеличение величины товарно-материальных запасов (включая запасы сырья и материалов, а также готовой продукции) приводит к увеличению налога на имущество предприятия;

Избыточный уровень оборотного капиталаИзбыточный уровень оборотного капитала приводит также к дополнительным расходам и финансовым рискам предприятия, что

Слайд 37Избыточный уровень оборотного капитала
инфляционные процессы приводят к обесценению дебиторской задолженности

и денежных средств предприятия.
Кроме того, риск неплатежей может привести

к тому, что дебиторская задолженность из разряда нормального (стандартного) долга перейдет в разряд просроченного, а в дальнейшем и безнадежного долга.
Существует и риск неплатежеспособности, а возможно, и банкротства банков, в которых предприятия имеют свои расчетные счета.

Избыточный уровень оборотного капиталаинфляционные процессы приводят к обесценению дебиторской задолженности и денежных средств предприятия. Кроме того, риск

Слайд 38Управление оборотным капиталом
Решение задачи управления оборотным капиталом предполагает, во-первых, расчет

оптимального уровня и структуры оборотного капитала, во-вторых, установление оптималь­ного соотношения

между источниками финансирования оборотного капитала.
В качестве целевой функции эффективности при решении поставленных задач целесообразно принять функцию, максимизирующую прибыль предприятия.
В качестве ограничений на данную целевую функцию будут выступать требуемый уровень ликвидности оборотного капитала и величина коммерческого риска предприятия, возникающего при финансировании оборотного капитала из тех или иных источников.
Управление оборотным капиталомРешение задачи управления оборотным капиталом предполагает, во-первых, расчет оптимального уровня и структуры оборотного капитала, во-вторых,

Слайд 39Алгоритм расчета потребности в оборотном капитале
На основе результатов маркетинговых исследований

и анализа производственных возможностей вы­полняется оценка потенциального объема продаж услуг

предприятия заданному ассортименту и требуемым показателей качества.
Для прогнозируемого объема продажи услуг разрабатывается производственный план, включающий про­ектирование организационно-производственных структур, разработку процессов подготовки производства и предоставления услуг, выбор системы и технологии управления производством.
Оценивается уровень и перспективная потребность в производственных запасах предприятия, необходимых для выпуска прогнозируемых объемов услуг требуемого ассортимента и показателей качества.
Алгоритм расчета потребности в оборотном капиталеНа основе результатов маркетинговых исследований и анализа производственных возможностей вы­полняется оценка потенциального

Слайд 40Алгоритм расчета потребности в оборотном капитале
Исходя из анализа спроектированных организационно-производственных

структур, способов движения предметов труда в производстве, его технологических особенностей

и ряда других факторов определяется длительность технологического и производственного циклов производства и предоставления услуг.
На основе анализа механизма взаимоотношений с потребителями услуг, принятой на предприятии системы договоров оценивается величина краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности, а также рассчитываются коэффициенты инкассации денежных средств.
Оценивается потребность предприятия в высоколиквид­ных активах, включая потребность в денежных средствах и вложениях в краткосрочные ценные бумаги.
Алгоритм расчета потребности в оборотном капиталеИсходя из анализа спроектированных организационно-производственных структур, способов движения предметов труда в производстве,

Слайд 41Основные показатели анализа хозяйственной деятельности предприятия: рентабельность капитала и производства

услуг

Основные показатели анализа хозяйственной деятельности предприятия: рентабельность капитала и производства услуг

Слайд 42Понятие рентабельности
Рентабельность (от немецкого rentabel - доходный, выгодный, прибыльный) –

это показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат

и степень использования средств.
Рентабельность комплексно отражает степень использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств.
Различают три вида рентабельности:
инвестиций (капитала);
производства;
продукции.
Понятие рентабельностиРентабельность (от немецкого rentabel - доходный, выгодный, прибыльный) – это показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень

Слайд 43Виды рентабельности
Рентабельность инвестиций (капитала) – это показатель эффективности инвестиций, затраченного

капитала: чистая прибыль, деленная на объем инвестиций, затраченного капитала, включая

и долгосрочные займы.
Рентабельность производства - экономический показатель эффективности производства, измеряемый отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Рентабельность производства характеризует эффективность использования предприятием собственных и привлеченных производственных ресурсов.
Рентабельность продукции/услуг - отношение прибыли от реализации продукции к затратам, понесенным на ее производство и распределение.
Виды рентабельностиРентабельность инвестиций (капитала) – это показатель эффективности инвестиций, затраченного капитала: чистая прибыль, деленная на объем инвестиций,

Слайд 44Коэффициенты рентабельности и рентабельность
В основе определения рентабельности лежат коэффициенты рентабельности,

т.е. отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают

чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к активам предприятия, или к выручке от реализации.
Для определения рентабельности как таковой коэффициенты рентабельности умножают на 100%.
Показатели рентабельности можно подразделить на следующие основные группы:

Коэффициенты рентабельности и рентабельностьВ основе определения рентабельности лежат коэффициенты рентабельности, т.е. отношение прибыли (чаще всего в расчет

Слайд 451. Коэффициенты рентабельности инвестиций (капитала)
1.1. Коэффициент отдачи на общие активы

(ROA от англ. Return on Total Assets), который рассчитывается по

формуле:
ROA = (ЧП + ПР) / ОА,
где ЧП—чистая прибыль,
ПР—расходы по выплате процентов по займам,
ОА - общие активы по балансу.
1. Коэффициенты рентабельности инвестиций (капитала)1.1. Коэффициент отдачи на общие активы (ROA от англ. Return on Total Assets),

Слайд 461. Коэффициенты рентабельности инвестиций (капитала)
Суммирование в числителе чистой

прибыли с процентными выплатами отражает тот факт, что эффективность использования

ресурсов не должна зависеть от метода финансирования приобретения активов.
Другими словами процентные выплаты рассматриваются как возврат заимодателям прибыли на предоставленную ими часть активов.
Чем выше значение показателя, тем лучше финансовое положение фирмы.
Для РФ значение данного показателя должно быть не менее 25 — 30%.


1. Коэффициенты рентабельности инвестиций (капитала)Суммирование  в  числителе чистой прибыли с процентными выплатами отражает тот факт,

Слайд 471. Коэффициенты рентабельности инвестиций (капитала)
1.2. Коэффициент рентабельность на вложенный капитал

активы (ROI от англ. Return on Investments),
РВК=(ВК * УДВК)/(СЕД *

ОРНАТ),
где РВК — рентабельность на вложенный капитал;
ВК — вложенный в данное производство капитал;
УДВК— уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом;
СЕД - себестоимость единицы продукции;
ОРНАТ - объем реализации в натуральном выражении.


1. Коэффициенты рентабельности инвестиций (капитала)1.2. Коэффициент рентабельность на вложенный капитал активы (ROI от англ. Return on Investments),РВК=(ВК

Слайд 48Пример
Для производства продукции необходимо в соответствии с инвестиционным проектом вложить

800 тыс. руб. с уровнем доходности этих вложений 30%. Ожидаемая

себестоимость единицы выпускаемой продукции — 100 руб., объем реализации — 6000 штук.
Следовательно, рентабельность на вложенный капитал составит:
Р = (800 тыс. руб. * 0,3) / (0,1 тыс. руб. * 6000 шт.) * 100 = 40%;
прибыль на единицу продукции: 100 руб. * 0,4 = 40 руб.;
минимальная цена: 100 руб. + 40 руб. = 140 руб.
В этих условиях выручка от реализации всего объема будет равна 840 тыс. руб. (140 руб. * 6000 шт.), себестоимость — 600 тыс. руб. (100 руб. * 6000), прибыль от реализации — 240 тыс. руб. (840 тыс. руб. — 600 тыс. руб.), уровень доходности на вложенный капитал — 30% (240 тыс. руб. / 800 тыс. руб. * 100%), что и предусмотрено проектом.

ПримерДля производства продукции необходимо в соответствии с инвестиционным проектом вложить 800 тыс. руб. с уровнем доходности этих

Слайд 491. Коэффициенты рентабельности инвестиций (капитала)
1.3. Коэффициент отдачи на акционерный капитал.


Коэффициент ROA не измеряет отдачу на активы, внесенные в компанию

в качестве уставного (акционерного) капитала. Коэффициент отдачи на акционерный капитал (ROE от англ. Return on Equity) может быть и выше и ниже, чем ROA.
Получение банковского кредита имеет смысл только в том случае, если доходы от них (ROE) будут выше выплачиваемых по долгам процентов.
Если компания способна заработать доход от взятых в долг средств больший, чем процент, выплачиваемый заимодателям и держателям привилегированных акций, то коэффициент ROE будет выше, чем ROA. В противном случае, если ROE < ROA, это свидетельствует о серьезных проблемах с управлением фирмы.
1. Коэффициенты рентабельности инвестиций (капитала)1.3. Коэффициент отдачи на акционерный капитал. Коэффициент ROA не измеряет отдачу на активы,

Слайд 501.3. Коэффициент отдачи на акционерный капитал
ROE может быть вычислен по

формуле:
ROE = (ЧП — ПД) / АК,
где ЧП—чистая

прибыль,
ПД— дивиденды,, выплачиваемые по привилегированным акциям,
АК — величина уставного (акционерного) капитала по балансу.
Если ROE снижается с ростом размеров акционерного капитала, это указывает на то, что дальнейший выпуск акций нецелесообразен.


1.3. Коэффициент отдачи на акционерный капиталROE может быть вычислен по формуле:ROE = (ЧП — ПД) / АК,где

Слайд 511. Коэффициенты рентабельности инвестиций (капитала)
1.4. Коэффициент дохода на обыкновенную акцию

(EPS от англ. earning per share) является одним из наиболее

часто используемых и рассчитывается на базе данных отчета о финансовых результатах и баланса по формуле:
EPS = (ЧП — ПД) / ЧА,
где ЧП - чистая прибыль,
ПД - дивиденды, выплачиваемые по привилегированным акциям,
ЧА - число акций, находящихся в обращении за балансовый период.

1. Коэффициенты рентабельности инвестиций (капитала)1.4. Коэффициент дохода на обыкновенную акцию (EPS от англ. earning per share) является

Слайд 521. Коэффициенты рентабельности инвестиций (капитала)
1.5. Коэффициент цены акции к доходам

(ЦД) вычисляется по формуле:
ЦД = РЦ / EPS,
где РЦ -

рыночная цена акции.
Он показывает, сколько должен заплатить инвестор должен заплатить за каждый доллар полученной прибыли.
Это позволяет сравнить рыночную стоимость акций и получаемых от них доходов с такими же показателями других компаний, чтобы принять решение, куда вкладывать средства.
1. Коэффициенты рентабельности инвестиций (капитала)1.5. Коэффициент цены акции к доходам (ЦД) вычисляется по формуле:ЦД = РЦ /

Слайд 531. Коэффициенты рентабельности инвестиций (капитала)
Коэффициент ЦД значительно отличается в различных

отраслях, так как представляет собой ожидания инвесторов, связанные с данной

компанией.
Высокие ЦД обычно имеют быстро растущие компании, более низкие значения - стабильные зрелые фирмы.
Финансово устойчивые компании, имеющие потенциал для сохранения высоких доходов и в будущем, как правило, имеют более высокие значения ЦД, чем их конкуренты и среднее ЦД по отрасли.


1. Коэффициенты рентабельности инвестиций (капитала)Коэффициент ЦД значительно отличается в различных отраслях, так как представляет собой ожидания инвесторов,

Слайд 542. Коэффициенты рентабельности производства
2.1. Коэффициент оборота общих активов (ООА) показывает

число оборотов общих активов для достижения

величины объема продаж:
ООА = ВР / ОА,
где ВР — выручка от реализации,
ОА — общие активы по балансу.
В условиях Российской Федерации значение этого показателя должно быть не ниже 3. Его снижение с течением времени означает увеличение вероятности (только вероятности) банкротства бизнеса.
2. Коэффициенты рентабельности производства2.1. Коэффициент оборота общих активов (ООА) показывает  число оборотов  общих  активов

Слайд 552. Коэффициенты рентабельности производства
2.2. Коэффициент кредиторской задолженности к общим активам

(ЗОА). Он рассчитывается по формуле:
ЗОА = ОЗ / ОА,
где ОЗ

— общая кредиторская задолженность по пассивам;
ОА — общие активы.
Кредиторская задолженность отражает стоимостную оценку финансовых обязательств предприятия перед различными субъектами экономических отношений.
Текущее благополучие предприятия в значительной мере зависит от того, насколько своевременно оно отвечает по своим финансовым обязательствам.
2. Коэффициенты рентабельности производства2.2. Коэффициент кредиторской задолженности к общим активам (ЗОА). Он рассчитывается по формуле:ЗОА = ОЗ

Слайд 562. Коэффициенты рентабельности производства
Кредиторская задолженность, как правило, составляет заметную долю

текущих активов, и сокращение сроков оборачиваемости кредиторской задолженности положительно отражается

на динамике показателей платежеспособности и ликвидности предприятия.
Так как этот коэффициент отражает степень защищенности кредиторов корпорации в случае ее ликвидации, то чем ниже ЗОА, тем выше безопасность кредиторов.

2. Коэффициенты рентабельности производстваКредиторская задолженность, как правило, составляет заметную долю текущих активов, и сокращение сроков оборачиваемости кредиторской

Слайд 572. Коэффициенты рентабельности производства
2.3. Коэффициент процентных выплат по займам (ПВ).

Текущие выплаты процентов по займам обычно производятся из фондов,

образованных текущими операциями. Коэффициент ПВ отражает связь между доходами и процентными выплатами и рассчитывается по формуле:
ПВ = (ЧП + ПР + НР) / ПР,
где ЧП—чистая прибыль,
ПР— расходы по выплате процентов за кредит,
HP— расходы по уплате налогов.

2. Коэффициенты рентабельности производства2.3. Коэффициент процентных выплат по займам (ПВ). Текущие выплаты процентов по займам обычно производятся

Слайд 582. Коэффициенты рентабельности производства
Коэффициент ПВ отражает способность предприятия производить выплаты

процентов из текущих доходов. Нормальным значением для ПВ считается величина

от 3 до 4.
Результаты анализа показателей рентабельности и использования оборотных средств в сочетании с анализом других вышеперечисленных факторов позволят выявить резервы и пути укрепления финансовой состояния предприятия ИГиТ.

2. Коэффициенты рентабельности производстваКоэффициент ПВ отражает способность предприятия производить выплаты процентов из текущих доходов. Нормальным значением для

Слайд 593. Коэффициенты рентабельности продукции/услуг
3.1. Коэффициент рентабельности продаж (ROS) -

Return on Sales, который также называется маржей прибыли, вычисляется в

процессе анализа отчета о финансовых результатах.
ROS = ЧП / ВР,
где ЧП - чистая прибыль,
ВР – выручка от реализации.
Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижение затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции.
3. Коэффициенты рентабельности продукции/услуг 3.1. Коэффициент рентабельности продаж (ROS) - Return on Sales, который также называется маржей

Слайд 603. Коэффициенты рентабельности продукции/услуг
Именно с помощью этого показателя предприятие

может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: или

снижать себестоимость, или увеличивать объем производства.
Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.
Он показывает долю чистой прибыли в выручке от реализации. Чем выше этот коэффициент, тем лучше финансовое положение компании.
Обычно отслеживается динамика данного показателя и его сравнение со среднеотраслевым уровнем.

3. Коэффициенты рентабельности продукции/услуг Именно с помощью этого показателя предприятие может принять решение по поводу выбора пути

Слайд 613. Коэффициенты рентабельности продукции/услуг
3.2. Коэффициент рентабельности отдельных видов продукции/услуг

(РОП) вычисляется по следующей формуле:
PОП = ЧП / СП,
где

ЧП - чистая прибыль,
СП – себестоимость единицы продукции/услуг.
Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции.
Так, если прибыль — 20 руб., а себестоимость — 100 руб., то рентабельность составит 20%. Это означает, что цена на эту продукцию при данных условиях не должна быть меньше 120 руб. (20 + 100).
3. Коэффициенты рентабельности продукции/услуг 3.2. Коэффициент рентабельности отдельных видов продукции/услуг (РОП) вычисляется по следующей формуле:PОП = ЧП

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика