Слайд 1Российский Государственный Университет нефти и газа
имени И.М. Губкина
Кафедра стратегического управления
ТЭК
Концепции маркетингового управления
К.э.н., доцент
Масленникова Л.В.
Слайд 2Производство
Исследования
и разработки
Финансы
Маркетинг
Персонал
Производство
Финансы
Персонал
Маркетинг
Исследования
и разработки
Рис. 14.1. Роль маркетинга в организации
А)
Б)
Слайд 3Производство товара
Сбыт товара
Разработка товара
Закупки ресурсов
Производство
Цена
Сбыт
Реклама / продвижение
Распределение
Обслуживание
А) Традиционная ориентация на
производство
Б) маркетинг и создание ценности
Слайд 4Место маркетинга в стратегическом управлении фирмой
Слайд 5Основные концепции маркетинга
(эволюция философии бизнеса)
КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ
КОММЕРЧЕСКИХ УСИЛИЙ
КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОВАРА
КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА
Слайд 6Основные понятия маркетинга:
НУЖДА – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо
ПОТРЕБНОСТЬ – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным
уровнем и личностью индивида
ЗАПРОС – потребность, подкрепленная покупательной способностью
ТОВАР – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и/или потребления
ОБМЕН – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Основное понятие маркетинга
- СДЕЛКА – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами, пришедшими к соглашению. Единица измерения маркетинга
Слайд 7«Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворении нужд и
потребностей посредством обмена»
Ф. Котлер
«Маркетинг – процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций»
Американская ассоциация маркетинга (1985)
Определения маркетинга
«Бизнес – это война… Самое бесполезное дело, которым можно заняться в современном маркетинге, - это попытаться изменить человеческое сознание… В маркетинговой войне нельзя победить лишь за счет того, что ты прав… Компании должны учиться бороться со своими конкурентами – учиться избегать их сильных сторон и пользоваться их слабостями… Маркетинговую историю пишут победители… Чтобы добиться успеха нужно ориентироваться на конкурентов»
Джек Траут (2007)
Слайд 8Процесс управления маркетингом
ВЫБОР (ПОСТАНОВКА) МАРКЕТИНГОВОЙ ЦЕЛИ
АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
(исследование, информация, среда, детерминация рынка)
ОТБОР ЦЕЛЕВЫХ РЫНКОВ (емкость, сегментирование,
отбор, позиционирование)
РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА - «маркетинг – микса» (модель 4Р)
ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ
Слайд 9Комплекс маркетинга
Четыре Ps
Product - продукт
Price - цена
Place - распределение
Promotion -
продвижение
Слайд 10Маркетинг-микс услуг (7Ps-модель М.Bitner, 1992)
1. Product - продукт
2. Price -
цена
3. Place - место
4. Promotion - продвижение
5. Process - процесс
6.
Physical evidence - физическое наличие
7. Participants - участники
Слайд 11Cемь Ps и семь Cs
1. Product - продукт
2. Price -
цена
3. Place - место
4. Promotion - продвижение
5. Process - процесс
6.
Physical evidence - физическое наличие
7. Participants - участники
1. Customer value - ценность для клиента
2. Cost - затраты
3. Convenience - удобство
4. Communication - коммуникация
5. Concern and coordination - согласование и координация
6. Confirmation - подтверждение
7. Consideration - мнения
Слайд 12micro-m
Product
Pricing
Placing
Promoting
macro-m
Political-Law Section
Socio-cultural Section
Economical Section
meso-m
рис. Маркетинг-mix
Слайд 13О стратегии
«Пока бизнес не имеет уникального преимущества над конкурентами, у
него нет причин существовать»
Брюс Хендерсон (основатель БКГ)
Слайд 14О стратегии
Если вы имеете ту же стратегию, что и ваши
конкуренты, вы не имеете стратегии.
Если стратегия отличается, но легко копируется,
это слабая стратегия.
Если стратегия уникально отличается и трудно копируется, у вас сильная и устойчивая стратегия
Ф. Котлер
Слайд 15Что такое уникальная стратегия?
Компании имеют уникальную стратегию, когда:
1) они отчётливо
определяют свой целевой рынок и его потребности,
2) разрабатывают отличительные и
привлекательные положения для этого рынка,
3) размещают отличительную сеть поставщиков для поставки этих предложений на целевой рынок.
Слайд 16Что такое плохая стратегия?
Стратегия вчерашнего дня (Чарльз Кеттеринг: «Вы не
можете иметь лучшее завтра, если всё время думаете о вчерашнем
дне»; Ди Хок (Visa) «Проблема всегда не в том, чтобы в голову пришли новые творческие идеи, а в том, как вытеснить оттуда старые»)
Маркетинговые войны (Ценовые войны и взаимное разрушение указывают скорее на отсутствие стратегии, чем её разрушение)
Слайд 17Что такое плохая стратегия?
Сверхфокусирование на проблемах, а не возможностях;
Отсутствие ясных
целей («Если вы не знаете куда идти, любая дорога приведёт
вас не туда»);
Стратегия на половину пути («главное ввязаться в бой»);
Вера в то, что если не сломано, то и не надо ремонтировать (Вайн Кэлловей (PepsiCo): «В экономике завтрашнего дня, если это не сломано, вы можете поломать это сами, потому что всё равно это вскоре произойдёт»).
Слайд 18«Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворении нужд и
потребностей посредством обмена»
Ф. Котлер
«Маркетинг – процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций»
Американская ассоциация маркетинга (1985)
Определения маркетинга
«Бизнес – это война… Самое бесполезное дело, которым можно заняться в современном маркетинге, - это попытаться изменить человеческое сознание… В маркетинговой войне нельзя победить лишь за счет того, что ты прав… Компании должны учиться бороться со своими конкурентами – учиться избегать их сильных сторон и пользоваться их слабостями… Маркетинговую историю пишут победители… Чтобы добиться успеха нужно ориентироваться на конкурентов»
Джек Траут (2007)
Слайд 19Конкурентные стратегии или 4 типа маркетинговой войны (стратегический квадрат)
Оборонительная
война Наступательная война
Фланговая
война Партизанская война
Слайд 20Пять сил конкурентной борьбы
(по М.Портеру)
Существующие конкуренты
поставщики
потенциальные конкуренты
покупатели
Товары субституты
Слайд 218 факторов, усиливающих прямую конкуренцию
1. Число конкурентов растёт
2. Конкуренты становятся
более близкими по размеру или мощности
3. Слабый рост или спад
спроса на продукцию отрасли
4. Условия отрасли заставляют конкурентов снижать цены или использовать другие средства для роста объёма продажи
5. Один или более конкурентов недовольны своим положением на рынке и начинают борьбу за улучшение своей позиции за счёт конкурентов
6. Дороже стоит выйти из дела, чем оставаться и конкурировать
7. Конкуренты более разнообразны с точки зрения их стратегий, личности, корпоративных приоритетов, ресурсов и национальной принадлежности
8. Сильные компании, не принадлежащие отрасли, приобретают слабые фирмы отрасли и начинают агрессивные, хорошо финансируемые меры преобразования приобретённого предприятия в ведущее на новом рынке
Слайд 22Конкуренция со стороны потенциальных конкурентов
Основана на оценке барьеров для входа.
Необходимо учитывать:
значения экономии масштаба производства
неделимости инвестиций и требований капитала
присутствия результатов
опытной кривой и обучения
сильных марок и лояльности потребителей
склонности существующих фирм атаковать нового конкурента
доступа к снабжению и каналам распределения
правового регулирования
Низкие-высокие барьеры вхождения зачастую
являются недооцениваемым элементом стратегической ситуации
Слайд 23Конкуренция со стороны покупателей. Показатели
1. Концентрация покупателей (большие размеры предприятий-клиентов);
2.
Доля отдельных покупателей в общем объёме продаж среднего типичного предприятия
нашей отрасли;
3. Доля закупок отраслевой продукции в затратах покупателей;
4. Степень стандартизированности товара;
5. Лёгкость смены покупателем поставщика;
6. Степень заинтересованности покупателя в торговле;
7. Вероятность угрозы интеграции потребителей с нашими конкурентами;
8. Степень незначительности продукции отрасли для качества продукции потребителя;
9. Открытость нашего бизнеса для потребителя;
10. Опыт потребителя в приобретении отраслевой продукции.
Слайд 24Пять сил на оптовом рынке бытовой химии в Варшаве
(по К.Облою)
Слайд 25Отличительные признаки родственных стратегий конкуренции
Слайд 27Ценовой лидер (лидерство в затратах)
Стратегия лидерства затрат требует:
организационной культуры,
исключающей затраты (спартанские офисы, ограниченные надбавки и выплаты, чувство необходимости
экономии и т.д.);
нетерпимости к любым затратам;
непрерывного контроля за затратами;
современной технологии;
жёстко соблюдаемых критериев размещения ресурсов;
контроль за затратообразующими факторами (экономия масштаба, использование мощностей, ассортимент, функционирование цепочки стоимости и т.д.)
Слайд 28Когда имеет смысл лидерство в затратах
Когда цена - доминирующий критерий
при закупке
Когда продукты стандартны (мука, сахар, бензин, картофель, аудит)
Когда возможности
дифференциации очень ограниченны
Когда потребители используют продукты одинаковым способом и у них сходные ожидания
Когда у потребителей сильная позиция по отношению к поставщикам
Слайд 30Для описания набора моделей, подходящих для анализа и формирования конкурентных
преимуществ, «цепочка формирования стоимости» Портера была трансформировано в «теорию создания
структуры стоимости» ТССС («value configuration theory»).
Слайд 31Реконфигурация цепочки стоимости (по М. Портеру)
Реконфигурация цепочки стоимости включает:
упрощение конструкции
отказ
от излишества и предложение только основных простых товаров и услуг
пересмотр
основных процессов производства, чтобы исключить ненужные шаги и операции с низкой добавленной стоимостью
поиск путей отказа от использования дорогих материалов или запчастей
перемещение заводов ближе к поставщикам, потребителям или обоим, чтобы сократить стоимость входящей и выходящей тыловой поддержки
сосредоточиться на ограниченном круге товаров/услуг, отвечающем особым, но важным нуждам целевой группы потребителей
Слайд 32Стратегия дифференциации
Основана на:
техническом превосходстве
качестве продукции
комплексном обслуживании клиентов
создании знаков ценности, впечатления,
что ценность изделия выше, чем аналогичной продукции конкурентов.
Слайд 33Стратегия дифференцирования - когда она имеет максимальный смысл
Стратегия дифференцирования имеет
смысл, если:
существует множество способов создания отличий, основанных на технических параметрах,
экономике, качественных параметрах, послепродажном сервисе
если различны запросы потребителей и способ использования оферты
если конкуренты выберут свой собственный путь, а затраты повторения их пути очень высоки
все стандартные способы массовой конкуренции испробованы, но не дали результата из-за различия запросов потребителей
Слайд 34Стратегия концентрации на нише
Основана на одном из факторов:
1. Более низкие
затраты, чем у конкурентов, при обслуживании ниши или
2. Способность предложить
в данном целевом секторе нечто отличное от других
Слайд 35Ментальные тормоза дифференциации
1. Главное - хороший товар
2. Кому нужно -
о нас знает
3. Лучше - не светиться
4. Пустая трата денег
Слайд 36Джек Траут (2000г.)
1. «Качество и ориентация на покупателя - не
самые удачные идеи дифференцирования»
2. «Креативность не должна рассматриваться как идея
дифференцирования»
3. «Цена - не самая удачная идея дифференцирования»
4. Широта ассортимента не самый лёгкий способ дифференцирования
Слайд 38Новый подход к дифференциации
Владение атрибутом
Лидерство
Отличительная идея наследия
Дифференцирующая идея специализации
Предпочтение как
хорошая специализирующая идея
Товар как дифференцирующая идея
Новейшая разработка как специализирующая идея
«Горячий
товар» как хорошая дифференцирующая идея
Стремление к росту способно погубить дифференцирующую идею
Слайд 39Трудности дифференцирования и позиционирования в маркетинге услуг
Нераздельность деятельности компании и
маркетинга
Отсутствие патентов
Проблема контроля над взаимодействием работника и клиента
Проблема с ростом
компании
Проблема производительности труда
Проблема инноваций
Ограничительные нормы
Слайд 40Инструменты планирования. SWOT-анализ
(S)
Strengths -
сильные стороны
(W)
Weaknesses -
слабые стороны
(O)
Opportunities -
благоприятные
внешние возможности
(T)
Threats -
внешние угрозы
Слайд 41Правило П.Друккера
«Результатов можно достичь путём использования возможностей, а не путём
решения проблем»
Всё, на что может надеяться человек, взявшийся за решение
проблем, это - восстановление нормы. В лучшем случае, можно надеяться лишь на снятие ограничений, мешающих бизнесу достичь результатов. Сами же результаты должны происходить из использования возможностей.
Для получения результатов ресурсы следует выделять на использование возможностей, а не на решение проблем. Конечно, нельзя отмахиваться от проблем, но их количество может и должно быть доведено до минимума
Слайд 42TOWS
Агрессивная стратегия
Консервативная стратегия
Конкурентная стратегия
Оборонительная стратегия
Опасности (T)
Возможности (O)
Сила (S)
Слабости (W)
Слайд 44Характеристика традиционной модели
преимущественно натуральный характер производства, ведущая отрасль –
сельское хозяйство
государство (община) играет значительную роль в процессе перераспределения
благ
жесткая система ценностей, высшими из них являются стабильность, порядок и передача моральных ценностей из поколения в поколение
философская система на ранней стадии – магия, на поздней - религия
примеры: Древняя Греция, Римская империя, Средневековые Франция и Англия, Киевская Русь, ряд современных африканских стран (феодализм как частный случай традиционной модели)
Слайд 45Характеристика командно-административной модели (азиатской или системы «власть-собственность»
производственная система стремится
к автаркии (к закрытости)
ведущие отрасли – оборонный комплекс (полный
контроль процессов производства, распределения, обмена и потребления за государством)
неизбежен террор правящих кругов по отношению к широким слоям населения
система ценностей – элитарная. Высшая цель – захват территорий, удержание позиций господства
спекулятивная философия (платонизм, конфуцианство, марксизм)
темпы экономического роста на краткосрочных отрезках могут превышать 20% и сменяться застоем или кризисом
примеры: Древний Египет, Византия, Персия, Инки, маоистский Китай, СССР, Северная Корея
Слайд 46Характеристика рыночной модели
демократия как способ правления, философская система за
социологией и маркетингом
товарное производство и открытость внешнему миру
ведущие
отрасли производят потребительские товары и новые технологии (НТП и ТНП)
перераспределительные функции выполняются рынком при ограниченном вмешательстве государства
система ценностей плюралистическая на базе фундаментальных общечеловеческих ценностей – свобода, равенство, неприкосновенность частной собственности и автономность личности
экономический рост традиционно устойчивый и положительный от 2 до 4 % в год с краткосрочными периодами спада (до –15 %) и бума (до +12 %).
высшими целями являются экономический рост, достоинство граждан, всестороннее развитие личности
примеры: США, Западная Европа – после наполеоновских войн, Латинская Америка – после получения независимости, Япония – после Второй Мировой Войны
Слайд 47Фундаментальное культурное противоречие в обществе потребления
Между:
■ принципами протестантской
трудовой этики со стороны предложения (трудолюбие, скромность, аскетизм, аккуратность и
т.п.) и
■ принципами, культивируемыми массовым потреблением (экстравагантность, фривольность, чувственность, ценность свободного времени и меньших трудовых усилий, недолговечность товаров и торопливость жизни, помпезность и яркость).
Вывод
Избежать вышеперечисленные опасности можно с помощью образования, которое способствует формированию достаточно высокого уровня культуры, которая не позволит одним действовать недостойно, а другим подвергаться оболваниванию и отвлекаться от социально-значимых целей.
Слайд 48ЛИТЕРАТУРА
1. Ф.Котлер Основы маркетинга
2. Ж.-Ж. Ламбен Менеджмент, ориентированный на рынок.
СПб. ПИТЕР, 2008.720 с.
3. М.Портер Конкурентное преимущество М., АЛЬПИНА БИЗНЕС
БУКС,2005,715 с.
4. И.Березин Маркетинговый анализ. М.: ВЕРШИНА,2008
5. Э.Райс, Дж.Траут Маркетинговые войны. СПб., ПИТЕР, 2007.
6. Траут о стратегии. Дж. Траут, - СПб., ПИТЕР, 2007.
7. Джон Загула, Ричард Тонг Ход зеброй. М.: ЭКСМО, 2007
8. Н.Скуднова Управление конкурентами. Шах и мат на бизнес-поле.
СПб.: ПИТЕР, 2008