Слайд 1Российский опыт управления качеством
«Россия восстанет из распада и унижения и
начнет эпоху расцвета и нового величия. Но возродится она и
расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!»
И.П. Ильин
Слайд 2Российский опыт
управления качеством
Исследования и разработки в области качества велись
в нашей стране и в прошлые десятилетия, однако самые эффективные
системы управления качеством создавались и использовались преимущественно на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК).
Слайд 3Российский опыт
управления качеством
Стандартизация по определению ИСО/МЭК: «Стандартизация –
установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной
области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности».
Слайд 4Категории и виды стандартов в России
Слайд 5Управление качеством (по ГОСТ 15467-79)
Управление качеством продукции – установление, обеспечение
и поддержание необходимого уровня качества продукции при её разработке, производстве
и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
Слайд 6Последовательность развития управления качеством в нашей стране
Контроль качества продукции.
Оценка качества
продукции.
Управление качеством продукции (УКП).
Этапы системного подхода в УКП.
Взаимосвязь непосредственного УКП
с обеспечивающими его факторами (роль государства, ГСС, гармонизация с МС).
Слайд 7Классификация видов технического контроля
Слайд 9Факторы, влияющие на качество продукции
Слайд 10История развития некоторых систем управления качеством
1955 г., Саратов -
БИП(бездефектное изготовление продукции)
Основная суть системы: строгое выполнение технологических операций
Область применения – производство
Критерий управления – соответствие требованиям НТД, процент сдачи продукции с 1-го предъявления
Объект управления – качество труда отдельного исполнителя
Слайд 11История развития некоторых систем управления качеством
1958 г., Горький - КАНАРСПИ
(качество, надежность, ресурс с первых изделий)
Основная суть системы: высокий
уровень конструкций и технологической подготовки производства
Область применения - проектирование и технологическая подготовка производства
Критерий управления – соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям
Объект управления – качество изделия и качество труда коллектива
Слайд 12История развития некоторых систем управления качеством
1961 г., Львов -
СБТ (система бездефектного труда)
Основная суть системы: высокий уровень выполнения
операций всеми работниками
Область применения - любая стадия жизненного цикла продукции
Критерий управления – коэффициент качества труда
Объект управления – качество труда исполнителя, качество труда коллектива
Слайд 13История развития некоторых систем управления качеством
1964 г., Ярославль – НОРМ
(научная организация работ по повышению моторесурса двигателей)
Основная суть системы:
Повышение технического уровня и качества изделий
Область применения - весь жизненный цикл продукции
Критерий управления – соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению
Объект управления – качество изделия и качество труда коллектива
Слайд 14История развития некоторых систем управления качеством
1975 г., Львов - КСУКП(комплексная
система управления качеством продукции)
Основная суть системы: управление качеством на
базе стандартов
Область применения - весь жизненный цикл продукции
Критерий управления – соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники
Объект управления – качество изделия и качество труда коллектива
Слайд 15История развития некоторых систем управления качеством
1980 г., Днепропетровск, Краснодар -
КСУКП И ЭИР (комплексная система управления качеством продукции и эффективным
использованием ресурса) КСПЭП (комплексная система повышения эффективности производства)
Основная суть системы: Согласование качественных характеристик продукции с затратами ресурсов
Область применения – весь жизненный цикл продукции
Слайд 16Системы качества в соответствии с МС ИСО 9000
Слайд 17Жизненный цикл продукции («петля качества»)
Типовые этапы
жизненного цикла
продукции
Проектирование
и разработка продукции
Подготовка и разработка производственных процессов
Материально-техническое снабжение
Производство
Контроль, проведение
испытаний и обследование
Упаковка и хранение
Реализация и распределение
Монтаж и эксплуатация
Техническая помощь и обслуживание
Действия после продажи
Утилизация или
повторное использование
Маркетинг, поиски и изучение рынка
Слайд 18Российский опыт
управления качеством
С 1967 г. в СССР был утвержден
«Государственный знак качества»
Срок использования государственного знака качества на 2–3
года
Слайд 19Российский опыт
управления качеством
В 1970 г. вышло постановление Правительства «О
повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции» и Указ
«О преобразовании Комитета стандартов, мер и измерительных приборов» в Госстандарт СССР.
Слайд 20Российский опыт
управления качеством
По отдельным отраслям, не были стандартизированы номенклатуры
и методы оценки показателей ни по одной из этих групп.
Отсутствие единства методов оценки качества продукции затрудняло (или делало невозможным) проведение таких важнейших мероприятий по управлению качеством, как государственная аттестация продукции.
Слайд 21Российский опыт
управления качеством
Методические документы Госстандарта СССР предусматривали оценку качества
промышленной продукции на государственном уровне.
Слайд 22Пирамида технических норм и требований
Слайд 23Российский опыт
управления качеством
1985 г. - издан справочник «Управление качеством
продукции».
Создаются элементы эффективных системы управления качеством в архитектуре и
строительстве, в сфере производства товаров народного потребления.
1986 г. постановлением Правительства утверждено Положение о введении Госприемки народнохозяйственной (гражданской) продукции по аналогии с военной техникой.
Слайд 24Российский опыт
управления качеством
Госстандарт без поддержки других ведомств уже не
мог руководить упомянутыми системами в целом, а другие ведомства (Госплан,
ГКНТ, Госкомтруда и др.) не видели в этом необходимости.
Для освоения прогрессивного мирового опыта специалистами Госстандарта с участием ученых РАН была разработана концепция управления качеством.
Слайд 25Структура концепции управления качеством
Слайд 26Принципы системы менеджмента качества (по ИСО 9000-2000)
1. Ориентация на потребителя
2.
Лидерство руководителя
3. Вовлечение работников
4. Процессный подход
5. Системный подход к менеджменту
6.
Постоянное улучшение
7. Принятие решений, основанных на фактах
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Восемь
принципов
качества
КПР
Слайд 2714 постулатов Э.Деминга
Сделать постоянной целью улучшение качества продукции и услуг.
Принять
новую философию.
Прекратить зависимость от инспекции.
Прекратить практику заключения контрактов на
основе низких цен.
Постоянно улучшать систему.
Обучать на рабочем месте.
Учредить руководство.
Слайд 2814 постулатов Э.Деминга
Искоренить страх.
Устранить барьеры.
Избегать пустых лозунгов.
Исключить цифровые квоты для
управления работой.
Дать возможность гордиться принадлежностью к компании.
Поощрять образование и самосовершенствование.
Вовлечь каждого в работу по преобразованию компании.
Слайд 29Проблемы управления качеством в России
Международный опыт неадекватен российской действительности
Основная доля
проблем падает на исполнителей (репрессивный менеджмент)
Неадекватность культурных основ промышленности
Пропущенные этапы
развития системы менеджмента
Слайд 30Этапы решения проблем
Анализ предприятия, оценка стартовых условий
Анализ и классификация несоответствий
Введение
мотивации персонала
Согласование возможностей производства с требованиями технологической и конструкторской документации
Внедрение
централизованной программы снижения несоответствий на уровне предприятия
Построение производственных отношений
Создание системы работы с внешними поставщиками