Слайд 1Русская литература 20-х годов
двадцатого века
Хотел бы я, чтобы они
решили раз и навсегда, какая из банд хулиганов будет править
в этой стране.
Б. Пастернак «Доктор Живаго»
Слайд 2Гражданская война – организованная вооруженная борьба внутри одного государства больших,
относящихся к различным социальным группам масс людей, за государственную власть
и собственность
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас – тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме.
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М. Волошин «Гражданская война»
Д.Фурманов
«Чапаев»
Слайд 3Обратимся к историческим документам…
«Террор, как демонстрация силы и воли
рабочего класса, получит свое историческое оправдание именно том факте, что
пролетариату удалось сломить политическую волю интеллигенции».
Л.Троцкий «Известия» 1919 год.
«Красная конница»
Слайд 4
В этой братоубийственной войне не было ни победителей, ни побежденных…
«Ясно, что так дальше идти не может и стране
грозят неслыханные бедствия. Первой жертвой их явится интеллигенция. Потом городские рабочие. Дольше всех будут держаться хорошо устроившиеся коммунисты и Красная Армия…»
В.Г.Короленко
Письма к Луначарскому
1920 год
«В сентябре был день красной расправы, в Холмогорах расстреляно более 2000 человек. Все больше из крестьян и казаков с юга. Интеллигентов уже не расстреливают, их мало»
Газета «Революционная Россия»
1921 год
Слайд 5
В результате красного и белого террора, в боях, от голода
и болезней погибло 8000000 россиян.
Все рядком лежат
Не развесть межой.
Поглядеть:
солдат.
Где свой, где чужой?
Белый – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила
М. Цветаева
Казаки атамана Дутова позируют
после расстрела членов сельсовета
М. Цветаева в эти «глухие годы» с невыразимой болью писала:
Слайд 6
Формирование идеологии:
1.
2.
3.
Слайд 7
Детская литература
Аркадий Гайдар «Школа»
Павел Бляхин «Красные дьяволята»
«Неуловимые мстители»
Слайд 8
Кинематограф
(романтизация и поэтизация героев Гражданской войны)
«Чапаев» (1934)
Слайд 10Пролетарская поэзия
Мы, несметные. грозные Легионы
Труда
Мы победили пространства морей,
океанов и суши,
Светом
искусственных солнц мы
зажгли города,
Пожаром восстаний горят наши
гордые души.
Мы во власти
мятежного, страстного
хмеля,
Пусть кричат нам: «Вы палачи
красоты..»
Во имя нашего Завтра – сожжем
Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства
цветы.
В.Кириллов «Мы».
Слайд 11Революционные песни
М.Светлов
«Гренада»
«Юный барабанщик»
Я.Шведов
«Орленок»
Слайд 12«Защищал Петроград от Юденича. Сто часов дежурил без смены, на
сто четвертом свалился… сидел в Чека и с комиссарами разными
ругался и буду ругаться. Но знаю одно: та Россия, единственная, которая есть, - она здесь».
Тихонову принесли известность стихи. Составившие две его первые книги – «Орда»(1921) и «Брага» (1922).
Жизнь учила веслом и винтовкой,
Крепким ветром. По плечам моим
Узловатой хлестала веревкой,
Чтобы стал я спокойным и ловким.
Как железные гвозди, простым.
Слайд 13Николай Тихонов
«Баллада о гвоздях»
Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно
улыбку стер с лица.
"Команда, во фронт! Офицеры, вперед!" Сухими
шагами командир идет.
И слова равняются в полный рост:
"С якоря в восемь. Курс - ост.
У кого жена, брат –
Пишите, мы не придем назад.
Зато будет знатный кегельбан".
И старший в ответ: "Есть, капитан!"
А самый дерзкий и молодой
Смотрел на солнце над водой.
"Не все ли равно,- сказал он,- где?
Еще спокойней лежать в воде".
Адмиральским ушам простукал рассвет: "Приказ исполнен. Спасенных нет".
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.
Между 1919 и 1922
Слайд 14Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На
кронштадтский лед.
Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.
Возникай содружество
Ворона с бойцом, —
Укрепляйся мужество
Сталью и свинцом.
Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.
Эдуард Багрицкий
Кронштадтское восстание 1921 г.
Слайд 15? Каков образ идеального революционера / красноармейца?
Слайд 16«Как закалялась сталь»
(1932 г.)- автобиографический роман
Николая Островского, ставший
впоследствии культовым
Слайд 17Сложные общественные условия
Октябрьская революция.
Гражданская война.
Первая мировая война
НЭП.
Политика военного коммунизма.
Слайд 18О первой мировой войне
ВОЙНА МНЕ ВСЮ ДУШУ ИЗЪЕЛА.
ЗА ЧЕЙ-ТО ЧУЖОЙ
ИНТЕРЕС
СТРЕЛЯЛ Я В МНЕ БЛИЗКОЕ ТЕЛО…
РЕШИЛ ЛИШЬ В СТИХАХ ВОЕВАТЬ.
Я
БРОСИЛ МОЮ ВИНТОВКУ…
ДРУГУЮ ЯВИЛ Я ОТВАГУ-
БЫЛ ПЕРВЫЙ В СТРАНЕ ДЕЗЕРТИР.
С.А. ЕСЕНИН
«АННА СНЕГИНА».
Слайд 19Эмигрантская литература
В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских
людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре.
И. Бунин, А. Куприн,
В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева.
Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, русского рассеяния.
Слайд 20Особенности литературы 20-х гг
В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией
и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года
литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.
Слайд 22Литературные группировки
РАПП
ЛЕФ
Имажинисты
«Перевал»
ОБЕРИУ
Конструктивисты
«Серапионовы братья»
ОПОЯЗ
Слайд 23РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей
1925-1932 гг.
Печатный орган
– журнал «На посту», «На литературном посту».
Представители –
Дм. Фурманов, Ал. Фадеев.
Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, учиться у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе, Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин – «классовые враги», Маяковский, Пришвин, К. Федин – «попутчики», теория «живого человека».
Слайд 25ЛЕФ - левый фронт искусств
1922-1929 гг.
Печатный орган –
журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».
Представители – Маяковский В., Б. Пастернак,
О. Брик.
Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.
литературное течение
Слайд 26Имажинизм
литературное течение
1919-1927 гг.
Печатный орган – «Советская страна».
Представители –
С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич.
Идеи: «поедание образом смысла», которое
выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл
С. Есенин, Н. Клюев
Слайд 27«Перевал»
литературное объединение
Кон.1923-нач. 1924 – 1932 гг.
Печатный орган – журнал
«Красная новь».
Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М.
Светлов.
Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма.
Слайд 28ОБЕРИУ – объединение реального искусства
литературно – театральная группа.
1927-1928
гг.
Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский.
Идеи: в основе
творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.
Слайд 29Конструктивизм
литературное течение
1923-1930 гг.
Представители – И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской.
Идеи:
целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом –
многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма.
Слайд 30«Серапионовы братья»
литературная группа.
1921 г.
представители – К. Федин, В. Каверин,
М. Слонимский.
Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски
новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства
Слайд 31ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка
русская литературоведческая школа.
1914-1925 гг.
Представители
– Ю. Тынянов, В. Шкловский.
Слайд 32Расцвет русской драматургии
М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»;
Н. Эрдман
— «Мандат», «Самоубийца»;
Е. Замятин — «Блоха»;
В. Маяковский —
«Клоп».
Слайд 33Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру:
М. Зощенко
Рассказы
А. Платонов «Город Градов»
М. Булгаков «Собачье сердце»
Е. Замятин «Мы»
И.
Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»
Слайд 341929 год
Все изменилось.
Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова,
А. Платонова, Б. Пильняка.
С этого года было резко нарушено
относительное равновесие сил.
В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы.
Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях.
Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.
Слайд 35Литературные направления
Реализм.
Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия,
к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм.
Социалистический реализм, новая эстетика,
в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.
Слайд 36Советская литература
Создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к
читателю.
Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное
давление политического пресса.
Слайд 37Время поиска и эксперимента в литературе
Главной темой в литературе было
изображение революции и гражданской войны:
М. Булгаков «Белая гвардия»
Фурманов «Чапаев»
Б. Пильняк
«Голый год»
А. Серафимович «Железный поток»
М. Шолохов «Донские рассказы»
А. Малышкин «Падение Дайра»
И. Бабель«Конармия»
А. Веселый «Россия, кровью умытая».