Слайд 1Русская литература. Литературный процесс.
Литературный
процесс – историческое развитие национальной литературы в её взаимодействиях и
связях : этапы изменения художественных идей и форм, закономерная смена литературных направлений, стилей и методов.
Автор презентации: Поломошнова
Татьяна Алексеевна, «СОШ №11»
г. Кемерово.
Слайд 2Литературные направления
Литературное направление – художественный метод изображения действительности,
совокупность особенностей творчества писателей или поэтов
на каком-либо периоде исторического
развития литературы, общие принципы и способы создания художественных миров и образов.
Слайд 3Классицизм 17 – 18 век
1.Теория рационализма, культ разума.
2.Стремление писателя к
гармонии содержания и формы.
3.Цель литературного произведения – нравственное воздействие на
читателя, воспитание благородных качеств.
4.В драматургии – правило 3 единств: места, времени, действия, положительные и отрицательные герои.
5.Строгое деление жанров на «высокие» (поэма, трагедия, ода), «средние» (сатиры, любовные стихотворения), «низкие» (басня, комедия, фарс).
Слайд 4Сентиментализм 18-начало 19 века
1.Изображение природы как фона переживаний человека, внимание
к внутреннему миру, к чувствам.
2. Ведущая мотив – кратковременность земной
жизни (тема смерти).
3. «Чувствительный» сентиментализм – любовные переживания, «жестокий» сентиментализм – сочувствие и жалость к угнетенным.
4. Основные жанры: элегия, психологическая драма, любовный роман, дневники, путешествие, повесть.
Слайд 5Романтизм конец 18 – первая половина 19 века
1.Сомнение в целесообразности
современной цивилизации, скепсис и пессимизм.
2. Обращение к вечным идеалам: любовь,
красота, честь, отвага.
3. Двоемирие. Стремление в романтический, идеальный мир.
4. Глубокий конфликт между
мечтой и реальностью.
5. Изображение необычного, исключительного героя в особых исключительных обстоятельчтвах.
Слайд 6Реализм (критический реализм)
19 – 20 век
1.Принцип историзма в основе
произведения, верность приметам времени.
2.Изображение типичного героя в типичных обстоятельствах: герои
и порождение времени, и среды, и притом общечеловеческие типы.
3.Характеры героев даны в развитии, они сложны и многоплановы.
4.Включение живого разговорного языка в литературную речь.
5.Поиски некой истины, смысла бытия, общей идеи.
Слайд 7Натурализм. Последняя треть 19 века
1.Стремление к внешне точному изображению действительности.
2.Объективное
и бесстрастное изображение человеческих характеров.
3.Предмет интереса – быт, судьба, воля,
психика человека.
4.Бессюжетность некоторых произведений, как очерк жизни и нравов.
Слайд 8Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм),
конец 19- начало 20 века
СИМВОЛИЗМ.
БРЮСОВ, БЛОК, БАЛЬМОНТ, ГИППИУС и др.
*Символ – главное средство передачи
тайных смыслов текста.
*Философичность, мистицизм, ассоциации.
*Обращение к мифам и античности.
*Внимание к ритмике, музыкальности стиха.
*Предпочтение лирических стихотворных жанров.
*Идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
Слайд 92) АКМЕИЗМ. ГУМИЛЕВ, АХМАТОВА, МАНДЕЛЬШТАМ, ГОРОДЕЦКИЙ и др.
*Самоценность каждого жизненного
явления
*Предназначение искусства – облагораживание природы человека.
*Стремление к преобразованию мира, к
красоте.
*Ясность и точность
поэтического слова.
*Камерность лирики,
эстетизм.
Слайд 103) ФУТУРИЗМ. МАЯКОВСКИЙ, СЕВЕРЯНИН, БУРЛЮК, ХЛЕБНИКОВ и др.
*Утопическая мечта о
сверхискусстве, преображающем мир.
*Прославление научных и технических достижений.
*Эпатаж, литературный «скандал» (нигилизм).
*Обновление
формы стихов и обновление поэтического словаря.
*Поиск новых ритмов и рифм.
*Установка на декламацию текста, театрализация.
Слайд 114) ИМАЖИНИЗМ. ШЕРШЕНЕВИЧ, ЕСЕНИН, МАРИЕНГОФ, КЛЮЕВ и др.
*Самоценность образа, поглощение
образом смысла.
*Специфичность образной системы.
*Естественность тона, открытость, исповедальность, «богемные» настроения.
*Песенно-фольклорное начало.
*Особое
значение цветовой и световой палитры.
* Выступали против политизации искусства.
Слайд 12СОЦРЕАЛИЗМ (социалистический реализм) 30-е – 80-е годы 20 века
1.Народность и
идейность литературы.
2.Конкретизация образов. Главный герой – пример для подражания.
3.Материалистическое понимание
исторического процесса.
4. Пропагандистский и воспитательный пафос литературного произведения.
5.Цель – воспитание социалистического взгляда на мир.
6. Партийность искусства слова.
Слайд 13Постреализм (постмодернизм). Вторая половина 20 – начало 21 века.
1.Особые правила
организации текста
2. Попытка передать состояние изменяемости и абсурдности мира.
3. Скептицизм,
тяготение к пародии, шаржу.
4. Самоценность текста как авторского создания.
5.Метафоричность, интертекстуальность, использование аллюзий.
6. Антиутопический пафос произведений.
7. Стирание границ между жанрами и создание римейка.