Разделы презентаций


Русская народная праздничная одежда

Содержание

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, КАКОЙ КОСТЮМ МОГЛА НОСИТЬ ТВОЯ ПРАПРАБАБУШКА?В древности на Руси существовало два типа костюма: будничный и праздничный. Традиции пошива русского костюма складывались в течение многих веков. Образы, которые мы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русская народная
праздничная
одежда.

Русская народная праздничная одежда.

Слайд 2ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, КАКОЙ КОСТЮМ МОГЛА НОСИТЬ ТВОЯ ПРАПРАБАБУШКА?
В древности

на Руси существовало два типа костюма: будничный и праздничный. Традиции

пошива русского костюма складывались в течение многих веков. Образы, которые мы встречаем в украшении полотенца, можно увидеть и в вышивке народного костюма.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, КАКОЙ КОСТЮМ МОГЛА НОСИТЬ ТВОЯ ПРАПРАБАБУШКА?В древности на Руси существовало два типа костюма: будничный

Слайд 3Нет
живописней
русского
наряда…»

Нет живописней русского наряда…»

Слайд 4Русский народный костюм в произведениях художников
И. Билибин
Девушка в праздничном наряде
И.

Аргунов
Портрет крестьянки в русском костюме

Русский народный костюм в произведениях художниковИ. БилибинДевушка в праздничном нарядеИ. АргуновПортрет крестьянки в русском костюме

Слайд 5А.П. Рябушкин «Свадебный поезд»

А.П. Рябушкин «Свадебный поезд»

Слайд 7Женский портрет Суриков В.И.

Женский портрет  Суриков В.И.

Слайд 8 Три царевны подземного царства Васнецов В.

Три царевны подземного царства   Васнецов В.

Слайд 9У околицы. Маковский К.Е.

У околицы.  Маковский К.Е.

Слайд 10Спящая царевна Васнецов В.

Спящая царевна  Васнецов В.

Слайд 11Царевна – Лягушка Васнецов В.
«Нет живописней русского наряда…»

Царевна – Лягушка Васнецов В. «Нет живописней русского наряда…»

Слайд 12Иван
Билибин
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет «Реформа образования» -

www.edu-reforma.ru

Иван БилибинОбразовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru

Слайд 13Идеалы красоты русского человека
И.Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.
Неизв.

Художник.

Идеалы красоты русского человекаИ.Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.Неизв. Художник.

Слайд 14Северорусский и южнорусский комплексы

Северорусский  и  южнорусский  комплексы

Слайд 15Северорусский и южнорусский комплексы

Северорусский  и  южнорусский  комплексы

Слайд 16ОСНОВОЙ любого ЖЕНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА БЫЛА РУБАХА с вышивкой

ИЗ ДОМОТКАНОГО ЛЬНЯНОГО ИЛИ КОНОПЛЯНОГО

ПОЛОТНА. Нарядную рубаху женщина надевала только по праздникам. Вышивка на рубахе не только украшала , но и оберегала женщину от горестей и болезней.

РУБАХА

ОСНОВОЙ любого ЖЕНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА БЫЛА РУБАХА  с вышивкой  ИЗ ДОМОТКАНОГО  ЛЬНЯНОГО  ИЛИ

Слайд 17Рубаха – «сенокосица» украшалась особенно нарядно. Их носили без сарафана.

Богатство украшений сулило счастье её владелице. .

Рубаха – «сенокосица» украшалась особенно нарядно. Их носили без сарафана. Богатство украшений сулило счастье её владелице. .

Слайд 18 В каких местах украшалась рубаха. Почему?

В каких местах украшалась рубаха. Почему?

Слайд 19РУБАХА
Рубаху на Руси носили с древних времен, и считалось, что

её ни в коем случае нельзя продавать. Она была главной,

а порой и единственной одеждой на Руси.
РУБАХАРубаху на Руси носили с древних времен, и считалось, что её ни в коем случае нельзя продавать.

Слайд 20НА РУССКОМ СЕВЕРЕ ПРАЗДНИЧНОЙ И СВАДЕБНОЙ ОДЕЖДОЙ СЧИТАЛИСЬ

РУБАХИ - ДОЛГОРУКАВКИ
Праздничный вариант рубахи с длинными рукавами

назывался долгорукавкой (иногда длина рукава могла достигать 4 м). Эти рукава собирались в складки и закреплялись на кистях рук браслетами. Распускали рукава только по праздникам.
НА РУССКОМ СЕВЕРЕ ПРАЗДНИЧНОЙ И СВАДЕБНОЙ  ОДЕЖДОЙ  СЧИТАЛИСЬ  РУБАХИ - ДОЛГОРУКАВКИ Праздничный вариант рубахи

Слайд 21Северорусский
(сарафанный)
комплекс
Женский наряд русского севера зачастую называют сарафанным комплексом, ведь

его главными элементами были сарафан и рубаха.

Северорусский(сарафанный) комплексЖенский наряд русского севера зачастую называют сарафанным комплексом, ведь его главными элементами были сарафан и рубаха.

Слайд 22Сарафанный комплекс.

Сарафанный комплекс.

Слайд 23ПОВЕРХ РУБАХИ ДЕВУШКИ И ЖЕНЩИНЫ НОСИЛИ САРАФАНЫ.
САРАФАН

ПОВЕРХ РУБАХИ ДЕВУШКИ И ЖЕНЩИНЫ НОСИЛИ  САРАФАНЫ.  САРАФАН

Слайд 24Северорусский женский костюм
Сарафан - женская крестьянская одежда, род платья без

рукавов, надеваемая поверх рубашки с длинными рукавами
В центральных и северных

районах России женщины на праздники одевали праздничный сарафан.
Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полоской.
Северорусский женский 	костюмСарафан - женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемая поверх рубашки с длинными рукавамиВ

Слайд 25Епанечка (епаничка)- короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника, державшаяся

на бретелях
ЕПАНЕЧКА
НА САРАФАН ОДЕВАЛИ КОРОТКУЮ ЕПАНЕЧКУ

Епанечка (епаничка)- короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника, державшаяся на бретелях ЕПАНЕЧКАНА САРАФАН ОДЕВАЛИ КОРОТКУЮ ЕПАНЕЧКУ

Слайд 26Рубаха
Епанечка (душегрея)
сарафан
Северорусский женский костюм

РубахаЕпанечка (душегрея)сарафанСеверорусский женский костюм

Слайд 27Южнорусский
(понёвный)
комплекс

Южнорусский(понёвный) комплекс

Слайд 28Южнорусский женский костюм
Понёва - домотканая шерстяная юбка (прабабушка современной юбки),

старая национальная одежда южнорусских и белорусских крестьянок. Понева длиной чуть

ниже колена и состоит из трех частично сшитых, кусков ткани. Поневы были клетчатыми, в основном темно-синие или черные.

А в южных районах России модницы одевали понёвный комплекс. Понева – домотканая клетчатая юбка из шерсти. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник. Передник щедро украшался вышивкой

Передник - («запон», «занавеска», «нагрудник».)- одежда защищающая перёд платья от загрязнения

ПОНЁВА

Южнорусский женский костюмПонёва - домотканая шерстяная юбка (прабабушка современной юбки), старая национальная одежда южнорусских и белорусских крестьянок.

Слайд 29навершник
рубаха
понева(юбка)
передник
Южнорусский женский костюм

навершникрубахапонева(юбка)передникЮжнорусский женский костюм

Слайд 30Южнорусский костюм

Южнорусский костюм

Слайд 31Разновидности понёв Алексеевского района
Понёвный комплекс

Разновидности понёв Алексеевского районаПонёвный комплекс

Слайд 32Передник состоял из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных

на шнурок, их повязывали выше груди или на талии.
ПЕРЕДНИК

Передник состоял из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или

Слайд 33А в холодную погоду женщины носили душегреи. Душегрея представляла собой

короткую распашную кофту с рукавами и отложным воротником. Праздничную душегрею

шили из шелка или бархата, вышивали золотыми нитями, бисером и украшали бахромой.
Душегрея- короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки.

ДУШЕГРЕЯ

А в холодную погоду женщины носили душегреи. Душегрея представляла собой короткую распашную кофту с рукавами и отложным

Слайд 34 Костюм замужней женщины
Навершник - верхняя наплечная одежда, как правило

из домотканой шерстяной ткани, сшитой по типу укороченной рубахи
НАВЕРШНИК

Костюм замужней женщиныНавершник - верхняя наплечная одежда, как правило из домотканой шерстяной ткани, сшитой по типу

Слайд 35 Традиционная зимняя одежда
Полушубок –короткая, до колен овчинная шуба
Тулуп –

долгополая меховая шуба, полы которой заходят одна за другую, подвязывался

ярким поясом

ПОЛУШУБОК
ТУЛУП

Традиционная зимняя 	одеждаПолушубок –короткая, до колен овчинная шубаТулуп – долгополая меховая шуба, полы которой заходят одна

Слайд 36СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ- САМЫЙ НАРЯДНЫЙ И ТОРЖЕСТВЕННЫЙ
Свадебный костюм был самым нарядным,

торжественым и богато украшенным. Древние крестьяне верили: как пройдет свадьба,

такова будет и жизнь молодых..
СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ- САМЫЙ НАРЯДНЫЙ И ТОРЖЕСТВЕННЫЙСвадебный костюм был самым нарядным, торжественым и богато украшенным. Древние крестьяне верили:

Слайд 37СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ- САМЫЙ НАРЯДНЫЙ И ТОРЖЕСТВЕННЫЙ
Свадебный костюм обычно дополняли различными

бусами и ожерельями. А его самой дорогой частью был головной

убор. По нему определяли возраст женщины. Свадебный костюм шили задолго до торжества, так как он требовал больших усилий и огромных затрат времени.
СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ- САМЫЙ НАРЯДНЫЙ И ТОРЖЕСТВЕННЫЙСвадебный костюм обычно дополняли различными бусами и ожерельями. А его самой дорогой

Слайд 38Форма и декор женских головных уборов
В русском народном костюме женскому

головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать

не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.
Форма и декор женских головных уборовВ русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему

Слайд 39Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали

волосы в косу. Русские замужние крестьянки плели две косы

и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек. Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча (Венок) или перевязки.

Форма головного убора всегда сочеталась с прической.  Девушки заплетали волосы в косу.  Русские замужние крестьянки

Слайд 40повязка
кокошники
сборник
Сорока с рогатой кичкой
Сорока с мохрами
ГОЛОВНОЙ УБОР ИГРАЛ ОГРОМНУЮ РОЛЬ

В ЖЕНСКОМ КОСТЮМЕ

повязкакокошникисборникСорока с рогатой кичкойСорока с мохрамиГОЛОВНОЙ УБОР ИГРАЛ ОГРОМНУЮ РОЛЬ В  ЖЕНСКОМ  КОСТЮМЕ

Слайд 41Рубаха – основа мужского костюма. Она доходила до колен. У

ворота имела разрез посредине или сбоку(косоворотка). Носили рубахи навыпуск и

подпоясывали. Шили из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой знаками-символами

А теперь посмотрим как одевались мужчины на Руси

Мужской
костюм

Рубаха – основа мужского костюма. Она доходила до колен. У ворота имела разрез посредине или сбоку(косоворотка). Носили

Слайд 42Мужской костюм
По вороту, рукавам низу шла вышивка, её вышивали красными

и чёрными нитками. Выходная рубаха отличалась богатой вышивкой, украшалась кружевом,

к праздничной рубахе молодые парни носили пояса из переборного тканья или из шерсти. Вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от «дурного глаза».

Мужской костюмПо вороту, рукавам низу шла вышивка, её вышивали красными и чёрными нитками. Выходная рубаха отличалась богатой

Слайд 43Среди особо почитаемых на Руси предметов одежды – пояс. Иногда

(на Белгородчине) его называют «подпояска». Круг – оберег, считалось, что

пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей

Мужской костюм

Среди особо почитаемых на Руси предметов одежды – пояс.  Иногда (на Белгородчине) его называют «подпояска». Круг

Слайд 44Мужской костюм


Частью костюма были штаны
(порты).
Штаны – порты, завязывались

на поясе. Их заправляли в сапоги, или обертывали онучами (узкие

длинные куски ткани) и поверх надевали лапти.

Мужской костюмЧастью костюма были штаны (порты). Штаны – порты, завязывались на поясе. Их заправляли в сапоги, или

Слайд 45Поверх рубахи надевали зипун – верхняя одежда.
На голову надевали шапку

из сукна или войлока
Мужской костюм

Поверх рубахи надевали зипун – верхняя одежда.На голову надевали шапку из сукна или войлокаМужской костюм

Слайд 46Шапка (из сукна или войлока)
рубаха
пояс
Порты (штаны)
онучи
лапти
А теперь вспомните

названия мужской одежды

Шапка (из сукна или войлока)рубахапоясПорты (штаны)онучилапти А теперь вспомните  названия мужской одежды

Слайд 47Символика украшений
?
Защитно-охранительное значение оформления одежды (символика)

Символика украшений?Защитно-охранительное значение оформления одежды (символика)

Слайд 48Места украшения рубах у женщин и мужчин
ворот, оплечья, грудь, подол

Места украшения рубах у женщин и мужчинворот, оплечья, грудь, подол

Слайд 50Эпоха Средневековья
Древняя Русь
Связь образа костюма
с архитектурой

Эпоха СредневековьяДревняя РусьСвязь образа костюма с архитектурой

Слайд 51Общее в форме фронтона избы и верхней части женского костюма
Связь

образа костюма с архитектурой
Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного

и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Общее в форме фронтона избы и верхней части женского костюмаСвязь образа костюма с архитектуройВыражение идеи целостности мира,

Слайд 52Вопросы:
1. Чем отличается народный праздничный костюм от современного?
2. Какую роль

играли узоры в убранстве крестьянского костюма?
3. Какие места

одежды покрывали узоры?

Вопросы:1. Чем отличается народный праздничный костюм от современного?2. Какую роль играли узоры в убранстве крестьянского костюма?

Слайд 53Загадка 1
Кто изображен на картине: девушка или замужняя женщина?

Загадка 1Кто изображен на картине: девушка или замужняя женщина?

Слайд 54Загадка 2
Какой это костюм: южный или северорусский? Почему?

Загадка 2Какой это костюм: южный или северорусский? Почему?

Слайд 55Загадка 3
Какой это костюм: южный или северорусский? Почему?

Загадка 3Какой это костюм: южный или северорусский? Почему?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика