Слайд 1РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
Слайд 2ПЛАН
Экономические системы
Рынок и его роль в экономической жизни
Рыночные структуры
Конкуренция и
монополия
Современный рынок
Становление рыночной экономики в России
Слайд 3
Экономические системы
— способ организации производства, распределения и
потребления, основанный на существующих отношениях собственности
Слайд 6Рыночная экономика
— экономическая система, в которой основная часть факторов производства
находится в частной собственности и произведенные товары и услуги распределяются
на основе соотношения спроса и предложения в условиях свободных цен
До террористических актов
11 сентября 2001 Центр мировой торговли в Нью-Йорке (США) был символом рыночной экономики.
Слайд 7Типы экономических систем
Традиционная
Рыночная
Централизованно-планируемая
Смешанная
Слайд 8Рынок и его роль в экономической жизни
Рынок – совокупность всех
отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с
другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Условия возникновения рынка
Общественное разделение труда
Экономическая обособленность производителей
Самостоятельность производителя
Слайд 9Признаки рынка
Нерегулируемое предложение
Нерегулируемый спрос
Нерегулируемая цена
Функции рынка
Посредническая
Ценообразования
Информационная
Регулирующая
Санирующая
Слайд 10Рыночная инфраструктура – система экономических и правовых учреждений и организаций,
которая обеспечивает свободное движение Т и услуг, денежных потоков на
рынке, их распределение для бесперебойного функционирования рыночного механизма.
Элементы рыночной инфраструктуры:
Кредитная система
Банки
Страховые компании
Фонды профсоюзов
Государственные финансы
Ярмарки
Аукционы
Биржи
Система законодательства, определяющая правила «рыночной игры»
Слайд 11Черты рынка
позитивные
Не гарантирует решение проблем
(безработица, инфляция, защита
природы, развитие науки…)
Поддерживает
социальное неравенство
Тенденция к монополизации
Не решает региональные проблемы из-за неравенства региональных ресурсов
Способствует циклическому развитию
негативные
Способствует эффективному распределению ресурсов (формирует структуру производства)
Стимулирует НТР
Удовлетворяет потребности человека
Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности
Обеспечивает наибольшую эффективность
Слайд 13Рынки по типу конкуренции
Рынок чистой конкуренции:
множество мелких фирм, предлагающих однородную
продукцию (нефть, газ, уголь)
свободная информация о состоянии рынка
вход и выход
из отрасли свободен
продавец не контролирует цену, конкурентная фирма не может установить рыночную цену
Близки к совершенной конкуренции рынки мировых валют и ценных бумаг
Обычно: национальные розничные рынки бензина, овощей, юридических, бытовых и др. услуг
Чистая монополия:
отрасль из одной фирмы
монополист диктует цену
Монополии могут быть установлены законом
Близка к монополии: система Windows фирмы Майкрософт, De Beers, «Российский алюминий», Газпром
Слайд 14Рынки по типу конкуренции
Монополистическая конкуренция:
множество мелких фирм с разнородной продукцией
ограниченный
контроль над ценами
вход и выход с рынка свободен
товары взаимозаменяемы (машины
различных фирм)
ценовая и неценовая конкуренция
Олигополия:
небольшое число крупных фирм (2-5), контролируют большую часть рынка
продукция разно- и однородная
вступление новых фирм в отрасль затруднено
фирмы устанавливают цену
Типичный пример: рынок нефти, мобильная связь
Слайд 15
Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка:
Спрос
Предложение
Цена
между которыми существует взаимосвязь
Слайд 16
Спрос - отражает готовность (желание и возможность) покупателя приобретать Т
и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах
за определенный промежуток времени.
Факторы влияющие на спрос:
Слайд 17изменения в денежных доходах населения (рост доходов увеличивает спрос на
разные виды товаров (высококачественные продукты питания, мебель, бытовую технику) при
всех возможных ценах на них;
изменения в структуре населения (старение населения, рост количества пенсионеров увеличивает спрос на диетическое питание, лекарства, медицинское обслуживание);
изменения цен на другие товары, особенно на товары-заменители (рост цен на сливочное масло вызовет повышение спроса на маргарин);
экономическая политика правительства (денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличат спрос на товары, потребляемые этой группой населения);
изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др. (увеличение спроса на спортивную обувь в 80-е гг. связано с тем, в среде молодежи она перешла в разряд повседневной).
Слайд 18Величина спроса
(объём покупок)
отражает то количество товара, которое было
бы куплено по данной цене за определенный период времени при
данном характере спроса, т.е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Величина спроса зависит от цены товара.
Цена спроса – максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товаров.
Слайд 19
Q - величина спроса, D – спрос, P – цена
товара
P
цена
Q
кол-во
A
B
D
C
Изменение величины спроса
Слайд 20Закон спроса
Величина спроса находится в обратной зависимости от цены:
выше цена
ниже спрос
ниже цена выше спрос
Слайд 21Изменение функции спроса
P
Q
D1
D
Рост спроса
Q
величина
спроса
D
спрос
P
цена
товара
(объём покупок)
цена
товара
Слайд 22Закон спроса не действует:
при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен
для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и
др.), являющихся средством тезаврации денег
при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него)
Слайд 23Предложение
Величина предложения – отражает то количество товара, которое может быть
продано по некоторой цене за определенный период времени при данном
характере предложения (в данном месте, в данное время), т.е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.
Q – величина предложения
Р – цена товара
S – предложение
отражает готовность продавца продавать Т или услуги
по тем или иным ценам в определенных количествах
за определенный промежуток времени
Слайд 24Предложение: изменение цены
P
Цена товара
Q
Объём товаров
A
C
S
Q – величина предложения Р
– цена товара S – предложение
Слайд 25Закон предложения
— величина предложения находится в прямой зависимости
от цены:
выше
цена — выше предложение
ниже цена — ниже предложение
Слайд 26Соотношение м/у понятиями
«величина предложения»
Владелец магазина: «сколько товаров изготовители будут готовы
мне предложить на продажу за месяц при цене, равной 100
руб.?»
Ответ – информация о величине предложения
«предложение»
Владелец магазина: «сколько товаров изготовители будут готовы мне предложить за месяц при различных уровнях цен на данный товар?»
Ответ – характеристика предложения на данном рынке
Слайд 27Изменение функции предложения
P
Цена товара
Q
Объём товара
A
S
D
S1
Рост предложения
Слайд 28Предложение
Неценовые факторы предложения:
Рост объемов производства
Улучшение условий производства (технологии, налоги)
Цены
на другие товары
Предпочтения
Ожидания (ожидается холодная зима)
Взаимосвязь между изменением предложения и
величины предложения проявляется в следующем: когда предложение увеличивается, повышаются объемы предложения при всех ценах, и наоборот.
Слайд 29Рыночное равновесие
Рыночное равновесие –
равенство спроса и предложения на рынке
определенного товара
Рыночное равновесие характеризуют два показателя:
Равновесное количество – равенство величины
спроса величине предложения (5 ед.)
Равновесная цена – цена, при которой величина спроса равна величине предложения (2 тыс.р.)
Слайд 30Рыночное равновесие
«крест маршала»
P
A
C
S
D
B
F
Q
S
D
Рыночное равновесие
Излишек
Дефицит
Слайд 31Рыночный механизм
Рыночный механизм
– автоматическое достижение баланса спроса и предложения,
равновесных цены и количества товара.
Эластичность предложения по цене – масштаб
изменения величины предложения (в %) при изменении цены на 1%.
Эластичность спроса по цене – масштаб изменения величины спроса (в %) при изменении цены на 1%.
Слайд 32Цена
Цена – пропорция обмена товара на деньги, если цена выражена
в деньгах, или альтернативная стоимость, если цена выражена в другом
товаре.
Функции цены в условиях рыночной экономики:
Информационная – показывает наиболее выгодные области деятельности
Распределяющая – если доходы неизменны, то цены определяют, сколько каждого товара потребитель может позволить себе приобрести
Стимулирующая – изменение цен побуждает совершенствовать производство и наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы
Рыночный механизм, автоматически обеспечивающий баланс спроса и предложения, показывает производителю ответы на основные вопросы экономики:
что?
как?
для кого?
сколько?
когда?
производить
Слайд 33Инфраструктура рынка
Биржи – регулярно функционирующий оптовый рынок, где заключаются сделки
купли-продажи крупных партий товара (товарно-сырьевая, фондовая, труда, валютная и др.)
Институты,
связывающие рынки в единое целое (транспортная сеть, коммуникации, информационные сети, страховые компании)
Слайд 35«+» рынка
Способствует эффективному распределению ресурсов
Стимулирует НТП
Гибкость и адаптивность производства к
изменяющимся условиям
Свобода выбора потребителей и производителей
Повышение качества товаров и услуг
Бездефицитность,
удовлетворение разнообразных потребностей
«-» рынка
Значительная дифференциация доходов
Монополизация экономики
Не вкладываются средства в фундаментальные научные исследования
Не стимулирует заботу об экологии, осуществляет нерациональное использование природных ресурсов
Не способствует развитию образования, культуры
Способствует циклическому развитию экономики
Слайд 36
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия
производства и купли-продажи товара.
Позитивные (+)
Ограничивает возможность возникновения монополий
Создает возможность выбора
для потребителя
Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки
Способствует внедрению новшеств, улучшению качества
Негативные (-)
Разорение ряда товаропроизводителей
Траты на рекламу
Нечестные методы борьбы:
Подкуп
Шантаж
Шпионаж
Слайд 37Конкуренция
Формы конкуренции:
внутриотраслевая
межотраслевая
Существует два вида (типа) конкуренции:
Совершенная конкуренция
(свободная, чистая)
цена – результат уравновешивания кривых спроса и предложения
Несовершенная
конкуренция (монополистическая)
Большое число продавцов предлагают схожую, но не идентичные товары
монополистическая конкуренция;
олигополия;
чистая монополия.
Слайд 38Монополия
Формы монополии:
естественные – право на владение целыми отраслями инфраструктуры (ж/д),
либо на невоспроизводимые элементы производства (редкие полезные ископаемые)
искусственные – объединение
нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли
картель
синдикат
трест
концерн
консорциум
конгломерат
Монополия - исключительное право на производство и сбыт
Виды монополий:
чистая монополия
абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства
монопсония (абсолютная или чистая) – на рынке существует только один покупатель ресурсов или Т, вынуждая производителя снижать цены, уменьшая объем закупок
Слайд 39Фондовый рынок (рынок капитала)
— рынок, на котором осуществляется купля
и продажа ценных бумаг и других финансовых инструментов.
Глава 3.
Экономика фирмы
20. Рынок капитала
Слайд 40Фондовый рынок
Задача фондового рынка – превращение свободных сбережений в инвестиции
путем продажи ценных бумаг.
Ценная бумага - документ, который закрепляет имущественные
и неимущественные права владельца.
Цена ценной бумаги называется курсом.
Слайд 41Товарная биржа
Валютная биржа
Биржа труда
Слайд 42Виды ценных бумаг
Акция— удостоверение собственности
обыкновенные, которые дают владельцу право голоса
на собрании акционеров и право на получение дивидендов в зависимости
от прибыли общества
привилегированные, которые не дают права голоса на собрании акционеров, но гарантируют владельцу приоритет в получении дивидендов — части прибыли
Облигация— удостоверение долга
Опцион— удостоверение права владельца ценной бумаги на покупку или продажу другой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок по зафиксированной цене
Чек — указание чекодателя банку выплатить чекодержателю указанную в чеке сумму
Вексель — долговое обязательство
Слайд 43На рисунке отражена ситуация на рынке зерна: линия предложения S
переместилась в новое положение S1 (P – цена
товара, Q – количество товара)
P
S1 S
Q
Это перемещение может быть связано в первую очередь с:
1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот
2) снижением цен на топливо и удобрения
3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий
4) ожиданиями низкого урожая зерна
Слайд 44На рисунке отражена ситуация на рынке мобильных телефонов – линия
спроса D переместилась в новое положение D1 (Р - цена
товара, Q - объем спроса товара).
D D1
Это перемещение может быть связано в первую очередь с
1) уменьшением количества салонов продажи мобильных телефонов
2) закрытием ряда заводов-производителей средств связи
3) увеличением налогов на продавцов мобильных телефонов
4) увеличением доходов потребителей
Слайд 45На рисунке отражена ситуация на рынке производителей автомобилей - линия
предложения SS переместилась в новое положение (Р - цена товара,
Q - объем предложения товара)
P
S S1
Q
1) увеличением доходов потребителей
2) сокращением количества потребителей
3) снижением цен на комплектующие детали автомобилей
4) закрытием ряда автомобильных заводов