Слайд 2ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО В 2013 ГОДУ...
1. Задания С2.2 НЕ
БУДЕТ, останется только задание, связанное с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую
тему (С2);
2. В задании С2 в каждом варианте будут РАЗНЫЕ высказывания о языке;
3. Перечня экзаменационных цитат о языке НЕТ и НЕ БУДЕТ.
Слайд 3Из ответов И.П. Цыбулько
Теперь в ГИА будем жить без шаблонов.
А слабый ученик способен получить «3» и без части С.
Задание С2 ориентировано на отбор учащихся в профильные классы
Задание С2 высокого уровня сложности, ориентировано на очень сильных учеников.
Слайд 4О ЦИТАТЕ:
В каждом варианте будет дана отдельная цитата, соответствующая определенным
требованиям и специфике конкретного текста.
ТРЕБОВАНИЯ К ЦИТАТЕ:
Не вообще цитата о
русском языке, а цитата, позволяющая выказаться на лингвистическую тему и привести конкретные примеры по данному тексту.
Слайд 5ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет
ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя
было бы передать русским словом».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 6характеризовать лексический и грамматический уровни языка как чрезвычайно важные для
его носителя;
находить (в тексте, в практике собственной познавательной деятельности)
аргументы, подтверждающие сформулированное суждение о роли языкового явления в жизни носителя языка;
Сочинение С2 развивает умения:
Слайд 7правильно вводить примеры-аргументы в собственный текст высказывания: сохранять смысловую цельность,
речевую связность и последовательностью изложения при цитировании;
создавать самостоятельное речевое
высказывание по законам текста заданного стиля (публицистического, научно-популярного) и типа речи.
Слайд 8Итак, определим ЗАДАЧУ, которая стоит перед нами:
прокомментировать слова лингвиста, расшифровать смысл высказывания, поделиться своими
мыслями и подтвердить свой ответ двумя примерами из прочитанного текста.
Слайд 9Как должно быть построено сочинение?
Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение,
то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.
Напомню, что
рассуждение состоит из следующих частей:
1. Вступление - тезис
2. Основная часть – аргументы + примеры
3. Заключение - вывод
Слайд 10Как начинать сочинение?
Начинается сочинение со вступления-тезиса.
Тезис – это мысль, которую нужно
доказать.
В задании рекомендуется начать сочинение со слов автора высказывания.
Но это
не принципиально.
Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части).
Слайд 11Шаг 1
Сформулируй тезис на основе высказывания Г. Степанова
Тезис – главная
мысль сочинения – рассуждения, которое надо доказать. Рассуждение строится на
анализе лексических и грамматических явлений.
Алгоритм работы над тезисом
1.Внимательно прочитай высказывание и выдели ключевые понятия.
2. Выпиши ключевые понятия, объясни их при помощи синонимов, однокоренных слов, описательных конструкций.
3. Соедини смысловыми союзами (если, чтобы и др.) выделенные ключевые понятия и сформулируй тезис целиком.
Слайд 12Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише:
лингвист
учёный
языковед
автор высказывания
филолог
ФИО автора
утверждал
считал
писал
рассуждал
высказывание
афоризм
мысль
утверждение
суждение
мнение
слова
изречение
Слайд 13Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише:
справедливо
верно
неоспоримо
бесспорно
понятно
Я (полностью) согласен
с …
Не могу не согласиться с …
Я вынужден согласиться с
…
Я разделяю точку зрения …
Я поддерживаю мнение …
Автор убеждён, что... , и подобная уверенность небезосновательна.
Бесспорно мнение автора о том, что...
докажем
покажем
продемонстрируем
подтвердим
проиллюстрируем
разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма
Я думаю, …
Я считаю, …
По моему мнению, …
На мой взгляд, …
Мне кажется, …
Безусловно, …
Разумеется, …
Конечно, …
Слайд 14Как писать основную часть?
Основная часть вашего сочинения должна быть по
объёму больше, чем вступление и заключение.
В основной части вы должны:
объяснить, как вы
понимаете слова лингвиста,
привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.
Слайд 15ВИДЫ РАССУЖДЕНИЯ
При написании основной части надо помнить, что вы пишите
сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.
РАССУЖДЕНИЕ-ДОКАЗАТЕЛЬСТВО имеет целью доказать
истинность или ложность главного утверждения тезиса.
Слайд 16Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
Вводные слова: во-первых, во-вторых, например,
итак, таким образом, следовательно;
Союзы: так что, поскольку, так как, если;
Речевые
обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.
Слайд 17Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса.
В нём нет
необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что
главное утверждение истинно.
Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать:
Слова-организаторы логических связей: потому что,, поэтому, вот почему;
Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;
Вводные слова: например, таким образом.
Слайд 18РАССУЖДЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ
включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести
примеры, указать причинно-следственные отношения.
Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной
форме.
В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.
Слайд 19Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:
Вводные слова: по-моему,
на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
Речевые обороты:
я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.
Слайд 20СХЕМА основной части
Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.
Что такое
грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.
Взаимосвязь лексики и грамматики.
Слайд 21Шаг 2
Найди пример-аргумент из текста, иллюстрирующий одно лексическое явление,
укажи его роль.
Однозначные, многозначные слова, прямое и переносное значение
слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Слайд 22О ЧЕМ ДУМАЮТ ЛЮДИ?
1. Находим ключевые слова. Определяем их
роль в раскрытии идеи текста. Кому они принадлежат (чью речь
характеризуют - автора или кого-то из героев повествования)? Как характеризуют (о чем думает автор (герой повествования), произнося эти слова?
2. Находим в тексте (если есть) слова в переносном значении. Кому они принадлежат (чью речь характеризуют - автора или кого-то из героев повествования)? С какой целью человек, употребляющий их, придает им переносный смысл? О чем думает он? Что нового, необычного вносит в его мысли переносный смысл этих слов?
3. Находим в тексте (если есть) синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, устаревшие слова, диалектизмы, профессионализмы и др. . Кому они принадлежат (чью речь характеризуют - автора или кого-то из героев повествования)? Какую функцию выполняют слова данной лексической группы?
Анализ текста на лексическом уровне
Слайд 23Анализируем грамматику
КАК ДУМАЮТ ЛЮДИ?
Какую роль в данном тексте играет
диалог?
Охарактеризуйте предложения-реплики с точки зрения структуры Каким образом это
«рассказывает» о том, «как думают люди»?
О чем «рассказывают» знаки препинания (восклицательные и вопросительные знаки, двоеточие)?
Найдите в тексте предложение с обращением? Кому принадлежит данная реплика? Как характеризует обращение того, к кому обращаются, и того, кто обращается?
Найдите в тексте предложения с вводными словами. Какую роль играют вводные слова? Каким образом они свидетельствуют о том, «как думают» произносящие их люди?
Найдите предложения с однородными членами. Какова их роль?
Найдите предложения с обособленными членами. Определите их функцию.
Слайд 24 СОВЕТ: Чтобы твои примеры были убедительными, работай с
текстом внимательно.
Перечитай его, анализируя ЛЕКСИКУ.
Постарайся «увидеть»
наиболее характерные приёмы автора помогающие ему создать определённые образы, настроение (это могут быть синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении, устаревшие или новые слова, разговорная лексика и прочие явления лексики).
Слайд 25
Гроза
(1)Я подъезжал уже к Переброду, когда внезапный
вихрь закрутил и погнал по дороге столбы пыли. (2) Упали
первые редкие и тяжелые капли дождя. (3)Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий, нестерпимо душный день, разразилась с необыкновенной силой над Перебродом. (4)Молния блистала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стёкла в окнах моей комнаты. (5)Часов около восьми вечера гроза утихла на несколько минут, но только для того, чтобы потом начаться с новым ожесточением. (6)Вдруг что-то с оглушительным треском посыпалось на крышу и на стены старого дома. (7)Огромный град, с грецкий орех величиной, стремительно падал на землю. (8)Я взглянул на тутовое дерево, росшее около самого дома, - оно стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града.
(А. Куприн)
В тексте А. И. Куприна для создания образа грозы используются различные слова. Глаголы «закрутил», «погнал», «упали», «разразилась», «блистала», употреблённые в переносном значении и существительные «вихрь», «гроза», «молния», «град», употребленные в прямом значении, показывают движение, нарастание грозы как природного явления.
Для эмоционального воздействия на читателя автор использует эпитеты («редкие и тяжёлые капли» в пр. № 2, «страшными ударами» в пр. № 9, «нестерпимо душный день» в пр. № 3), олицетворение («вихрь закрутил и погнал» в пр. № 1).
Слайд 26Шаг 3
Найди пример-аргумент из текста, иллюстрирующий одно грамматическое явление, укажи
его роль.
Однородные члены предложения, обращения, обособленные члены предложения,
вводные конструкции, сложные предложения, прямая речь, диалог, вопросительные и восклицательные предложения и т.д.
Слайд 27
Примеры
Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости
жизни и счастья!
Грамматически правильно построенное предложение
(восклицательное) позволяет автору передать душевное состояние героя.
Слайд 28Север дышит ветром ночи и полынь колышет.
Однородные сказуемые
в данном предложении показывают одновременность действий.
Слайд 29Аргументы
«Словарь языка» - это
лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью
человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.
(26 слов)
Слайд 30Доказательная часть №1
Слово
лексическое
значение
грамматическое
значение
формы слова
(род, число, падеж, разряд, время, лицо,
вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость)
названия людей,
предметов, явлений
природы, действий,
признаков и др.
Слайд 31Контекст №1
– (34)Трус несчастный, –
вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только
пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
В качестве примера возьмём слово «пикни»
(предложение 35). Используя его в переносном значении, большая девочка требует от мальчика не возражать, не возмущаться. То есть значение слова передаёт её мысли, желания. Побуждение (требование) выражается через форму повелительного наклонения глагола «пикнуть».
(38 слов)
Слайд 33Задание
для самостоятельной работы
Напишите доказательную часть
сочинения-рассуждения, используя следующий пример:
слово «наплачешься» (предложение 38);
Слайд 34Контекст №2
– (1)Бабуля,
это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в
сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
(43)Делегация молча удалилась.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
Слайд 35Пример №2
Возьмём, например,
синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому
значению. В данном тексте «двух девочек и одного серьёзного мальчика» автор называет «ребятишки», «дети» и даже «делегация» (предложения 2, 12, 43). Эти слова помогают понять, как менялось отношение автора и героини к пришедшим ребятам. Сино-нимы «Анна Федотовна» и «она» связывают предложения 39 и 40 и тоже позволяют избежать неоправданных повторов одного и того же слова.
Слайд 36Контекст №3
(29)Они молча отдали ей письма и
похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные,
аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место.
В качестве примера возьмём предложение 30.
Глаголы «ощупала», «удостоверилась», «сложила» и «сказала» обозначают в нём последовательные действия героини. Они относятся к одному слову (Анна Федотовна), отвечают на один вопрос (что сделала?), занимают позицию одного члена предложения (сказуемого), то есть являются однородными членами. Предложения с однородными членами характеризуются большей выразительностью, так как содержат больше информации о действительности.
Слайд 38Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления
примеров должно быть не
менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны иллюстрировать два
разных явления языка: лексическое и
грамматическое;
• каждый пример должен соответствовать указанному явлению;
Слайд 39Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно
использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Проиллюстрировать названное лексическое
(грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.
• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... .
• В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
• Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
Слайд 40О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не
должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Заключение должно представлять собой вывод из
всего сказанного выше.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Слайд 41В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:
Итак, ...
Следовательно, ...
Значит, ...
Таким
образом, ...
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что ...
и т.д.
Помните, что они выделяются запятой!
Слайд 42Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это
одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.
Помните:
сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3):
1 абзац - тезис,
• 2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления,
• 3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления,
• 4 абзац - вывод.
Слайд 43Каким должен быть объём сочинения?
Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения
был не менее 70 слов.
При подсчёте слов не забывайте о том,
что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
Слайд 44"СЛОВО - ДАР ГОВОРИТЬ"
(написание сочинения на лингвистическую тему в рамках
ГИА по русскому языку)
Слайд 45ЦЕЛЬ:
Написать сочинение на лингвистическую тему
Слайд 46Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь
языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика –
как они думают».
НАПОМНИМ ЗАДАНИЕ:
Слайд 47ПРОАНАЛИЗИРУЕМ ВЫСКАЗЫВАНИЕ:
Любая наша мысль об окружающем мире воплощается в слове
Слайд 48Слово закрепляет в нашем мозгу определенное понятие
Слайд 49Познание мира, человеческая деятельность, общение – все происходит с помощью
слов
Слайд 50«Слово - исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства,
дар говорить…»
Владимир
Иванович
Даль
Слайд 53Слово - серебро, молчание - золото
Слайд 54На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся
Слайд 55Яркое слово- пища душе; дурное слово-кол голове
Слайд 56Удерживай слово, когда оно навредить может
Слайд 57Георгий Владимирович Степанов
(1919- 1986) - российский филолог, профессор, академик
АН СССР, член ряда иностранных академий. Известен трудами по испанскому
языку, переводами с испанского.
Слайд 58«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика –
как они думают».
Слайд 59
в сочинении необходимо проанализировать ЛЕКСИЧЕСКИЙ и ГРАММАТИЧЕСКИЙ состав текста, предложенного
на экзамене
Слайд 60ЛЕКСИКА - это словарный состав языка.
Лексика русского языка очень
богата и многообразна:
РАЗБЕРЕМСЯ В ТЕРМИНАХ:
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
ЛЕКСИКА
АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО ЗАПАСА
Слайд 61ГРАММАТИКА изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков
на этом языке.
Грамматика охватывает собой:
законы и правила образования изменения слов;
законы
и правила соединения слов, образования словосочетаний;
законы и правила построения предложений;
законы и правила сочетания предложений в более сложные конструкции
Слайд 62СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ должно быть написано в НАУЧНОМ СТИЛЕ.
Вспомним,
что характерно для научного стиля?
Слайд 631. Точность (недопустимость искажения фактов).
2. Логичность изложения (выводы вытекают из
содержания, они непротиворечивы).
Слайд 64МОДЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
ТЕЗИС
(ВВЕДЕНИЕ)
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
ВЫВОД
Слайд 65Возможные средства связи в рассуждении:
1. Последовательность развития мыслей (во-первых, во-вторых,
значит)
2. Причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря)
3. Итоги, выводы
(итак, таким
образом, значит, в самом деле, следовательно)
Слайд 66Людмила Евгеньевна Улицкая –
русская писательница, произведения который переведены на
33 языка.
Слайд 67ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ:
Испокон веков слово являлось "лакмусовой бумагой" человека, говорившей
о его характере, воспитании, уровне образованности. Не случайно русский лингвист
Г. Степанов сказал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают».
Слайд 68Лингвист Г.Степанов прав, утверждая, что «словарь языка свидетельствует, о чем
думают люди, а грамматика – как они думают».
Безусловно, в лексике
отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, событиями в нем передает грамматика.
Слайд 69ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (АРГУМЕНТЫ)
Необходимо привести из текста два аргумента: один , иллюстрирующий
лексическую особенность, второй – грамматическую.
Слайд 70ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ:
Таким образом, словарь действительно является яркой иллюстрацией
личностных качеств каждого человека. Вот почему великий Сократ когда-то давно
воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!»
Слайд 71Таким образом, лексика и грамматика в тесном взаимодействии помогают понять
смысл написанного.
В самом деле, только неразрывная связь лексики и грамматики
помогает рассказчику (герою) осмысленно передать свои мысли (размышления).
Слайд 72«ВРЕМЯ УХОДИТ, НО СКАЗАННОЕ СЛОВО ОСТАЕТСЯ»
Слайд 73Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания
непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок
Леонардо да Винчи