Слайд 1Самообразование учителей
как ресурс профессионального развития
Слайд 2Интеллектуальные риски
профессии учителя:
находятся в положении людей, задача которых сообщать
истину, которую они нередко интерпретируют в соответствии со своими взглядами,
сложившимися за десять и более лет до момента её сообщения;
имеют ограниченные по сравнению с учениками временные возможности для получения информации;
имеют сравнительно ограниченный круг общения со своими сверстниками и нередко ограниченное профессиональными интересами содержание общения.
Слайд 3«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько
созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в
течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А. Дистервег
Слайд 4Признаки самообразования
Если процесс образования
1. осуществляется добровольно;
2. осуществляется сознательно;
3. планируется, управляется
и контролируется самим человеком;
4. необходим для совершенствования каких-либо качеств или
навыков –
то речь идет о самообразовании.
Слайд 5Мотивация самообразования
Ежедневная работа с информацией
Желание творчества
Стремительный рост современной науки
Изменения,
происходящие в жизни общества
Конкуренция
Общественное мнение
Материальное стимулирование
Интерес
Слайд 7Результативность самообразования
В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию
и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Слайд 8Методические продукты:
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым
будет определяться эффективность и качество )
• разработанные или изданные методические
пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Слайд 9Анкета "Выявление способности учителя к саморазвитию"
5 – если данное утверждение
полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 –
и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует
Слайд 11Обработка результатов
Подсчитайте общую сумму баллов.
55 и более баллов – Вы
активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
36–54 балла – у Вас
нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
15–35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.