Слайд 1Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Кафедра культурологического образования
Вещь на уроке изобразительного
искусства
Слайд 2Вещь реальная и ее изображение
на уроке ИЗО
Программа Неменского –
целостная система введения в художественную культуру. Изучение триады художественной деятельности:
изобразительной;
декоративной;
конструктивной.
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Что исследуем:
1 класс – узоры, украшения…
3 класс – искусство в доме (игрушки, посуда, мамин платок, обои и шторы, книжки, поздравительная открытка)
Картина-натюрморт. Предметный мир в изобразительном искусстве.
5 класс. ДПИ
6 класс. Мир наших вещей. Натюрморт
8 класс. Вещь: красота и целесообразность. Дизайн. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени…
Слайд 3Не только натюрморт…
Реальная вещь: исследование и поиск смыслов
Утилитарное – символическое
- декоративное - художественное
Вещь в пространстве картины: как «работает»,
что приобретает, что теряет…
Натюрморт как жанр
Натюрморт и инсталляция: создание художественного образа
Слайд 4Реальная вещь: исследование и поиск смыслов
Что такое вещь?
Как ее разговорить?
О чем она может рассказать?
Слайд 5Реальная вещь. Алгоритм исследования
Выберите одну из предложенных вещей и
внимательно рассмотрите ее. Что это?
Опишите свое первое впечатление об этой
вещи: «какая» она? Попытайтесь передать ее образ.
Исследуйте вещь. Обратите внимание на ее размер, форму, цвет, материал, декор, надписи или цифры, состояние сохранности.
Предположите, кем, когда и для чего она использовалась. Приведите аргументы в подтверждение своей версии.
Попытайтесь определить символическое значение выбранного предмета – о чем он может свидетельствовать, каким знаком в культуре является.
Выскажите свое мнение о художественном (декоративном) значении этой вещи.
Попробуйте представить себе «родную среду» этой вещи – место, где она бы «чувствовала себя как дома» и предметы, которые могли бы ее окружать.
Слайд 7Вещь в пространстве картины
что теряет
что приобретает,
как «работает» у разных
художников, в картинах разных жанров…
Слайд 11Практикум «Часы в картине»
1. Чем отличается предложенное Вам изображение вещи
от всех подобных ей вещей – что в ней «особенного»
(размер, цвет, форма, декор, материал и т.д.)
2. Что особенного в ее изображении (условность или конкретность изображения, четкость прорисовки…)
3. Местоположение этой вещи на картине и ее взаимодействие с другими «героями» картины. Как она работает на них, на общее пространство картины, композицию?
4. Есть ли у этой вещи владелец, что она может о нем рассказать? (соотносится ли эта вещь с конкретным персонажем картины или с человеком, отсутствующим на ней… )
5. Что может рассказать эта вещь о том, когда происходило изображенное на этой картине (исторический контекст) или о времени ее создания?
Слайд 17
Какие возможности предоставляет нам:
Слайд 18Какие возможности предоставляет нам:
Слайд 19«Тихая жизнь» или Натюрморт как жанр изобразительного искусства
Что изображаем?
Как изображаем?
Зачем
изображаем?
Слайд 20Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая
природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально -
тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) - один из основных компонентов образной системы жанра натюрморт.
Слайд 21"Вещи. Когда я произношу это слово (слышите?) воцаряется тишина, окружающая
вещи. Всяческое движение улеглось, превратилось в контур, прошлое сомкнулось с
будущим и возникла длительность: пространство, великое успокоение вещей, которым некуда спешить"
Рильке
Слайд 22 Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет
любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься.
Паскаль