Слайд 1Семёнова Елена Александровна
ведущий аналитик
Учебно-методического управления,
доцент кафедры
психологии
и педагогики,
кандидат психологических наук
SemenovaSelena@yandex.ru
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Слайд 3Характер
Характер (греч. character – черта, признак, примета, особенность) —
достаточно устойчивая система поведения человека в типичных условиях.
Слайд 4Характер
Характер – это неповторимое, индивидуальное сочетание устойчивых психологических черт личности, показывающих отношение
человека к окружающему миру, к деятельности, к другим людям, выражающееся
в его поведении и поступках.
Слайд 5Характер
Характер имеет огромное значение не только для самой личности, но
и для общества: жизнь и работа коллектива и особенно настроение
людей во многом зависят от их характера.
Люди со здоровым нравственным стержнем, положительными чертами характера доброжелательно относятся к окружающим, готовы к сотрудничеству, устанавливают товарищеские отношения в коллективе. И наоборот, человек с «тяжелым» характером – угрюмый, озлобленный, склочный – мешает жить всему коллективу, создает атмосферу напряженности, нервозности, раздражительности.
Слайд 6Характер
Характер мало варьирует в зависимости от осуществляемой деятельности (труд, учение
и т.д.). В формировании характера человека ведущую роль играют формы
социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.
Слайд 7Характер
Характер тесно связан с другими сторонами личности, в частности с
темпераментом.
Но если в темпераменте личность раскрывается со стороны ее
динамических проявлений, то в характере – со стороны содержания.
Темперамент сам по себе не может быть «плохим» или «хорошим», а в отношении характера мы постоянно пользуемся такими определениями.
Слайд 8Характер
Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных
черт характера. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику,
а доброту и отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в спокойной деловитости; холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша. Меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику, а холерику сложнее выработать у себя сдержанность, чем флегматику, и т. д. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом.
Слайд 9Характер
Характер, являясь следствием отражения всей сложности жизненных влияний, формируется в
процессе активного взаимодействия личности и среды. В отличие от темперамента
характер изменяется в течение жизни.
На период детства приходится основной этап в формировании характера. Он начинает складываться с первых дней жизни под прямым влиянием людей, воспитывающих ребенка, и зависит от их отношения к ребенку и способов обращения с ним, от его деятельности. Роль активной деятельности в формировании характера заключается в том, что в ней происходят становление, закрепление и превращение определенных способов поведения в устойчивые и постоянные, упражнение в этих способах поведения рождает привычку.
Слайд 10Характер
Народная мудрость гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь
характер,
пожнешь судьбу».
Нет такого характера, который нельзя было бы изменить в
лучшую сторону.
Формирование характера невозможно без самовоспитания, потому что стремление к самосовершенствованию обретает сознательную направленность.
Слайд 11Структура характера
Характер – это целостное образование, система свойств личности, находящихся
в определенных отношениях друг к другу. Но изучить и понять
его нельзя, не выделив в нем черт характера – отдельных сторон, типичных проявлений.
Черты характера – не случайные проявления личности, а устойчивые особенности в поведении человека, которые стали свойствами самой личности.
Слайд 12Структура характера
Черт характера очень много – в Толковом словаре русского
языка С.И. Ожегова дано свыше 1,5 тыс. слов для их обозначения.
Отдельные черты характера зависят друг от друга, связаны друг с другом, отражают отношения человека к различным сторонам действительности и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.
Слайд 13Структура характера
Черт характера очень много – в Толковом словаре русского
языка С.И. Ожегова дано свыше 1,5 тыс. слов для их обозначения.
Отдельные черты характера зависят друг от друга, связаны друг с другом, отражают отношения человека к различным сторонам действительности и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.
Слайд 14Структура характера
Приведем традиционно выделяемые черты характера.
I. Волевые:
целеустремленность; решительность; постоянство; самообладание (выдержка);
сила воли; настойчивость; смелость и мужество; самостоятельность; критичность; внушаемость; ответственность;
организованность; дисциплинированность.
Слайд 15Структура характера
II. Моральные:
1) выражающие отношение к обществу, коллективу, другим людям (коллективизм
– индивидуализм; альтруизм – эгоизм, эгоцентризм; доброта – жестокость, равнодушие,
пренебрежение; чуткость – безразличие, мягкотелость, черствость; вежливость – грубость, бесцеремонность; правдивость – лживость, лицемерие, хитрость; общительность – замкнутость; открытость – скрытность);
Слайд 16Структура характера
II. Моральные:
2) выражающие отношение к труду (трудолюбие – лень; добросовестность
– нерадивость, безразличие; аккуратность – неряшливость, небрежность; бережливость – скупость,
жадность, скаредность; инициативность – пассивность, косность, консерватизм; усидчивость – нетерпеливость);
Слайд 17Структура характера
II. Моральные:
3) выражающие отношение к себе (самооценка – адекватная и
неадекватная (завышенная или заниженная; уровень притязаний – уровень сложности тех
задач, на решение которых претендует личность; скромность; чувство собственного достоинства; гордость за достижения; самоуважение; зазнайство; заносчивость; высокомерие; надменность; требовательность и т. д.).
Слайд 18Типология характеров
Многочисленные попытки классифицировать типы характеров в целом (а не
отдельных черт характера) до сих пор не увенчались успехом. Помимо
разнообразия и многогранности характерологических качеств, многообразие предложенных классификаций объясняется и различием признаков, которые могут быть положены в их основу.
Слайд 19Типология характеров
Аристотель полагал, что характер человека можно определить, отождествляя его
с животным. Например, если у человека короткая и толстая шея,
как у буйвола, то у него буйный, безудержный нрав; если шея тонкая и длинная, как у жирафа, то человеку свойственна робость; длинные и волнистые волосы, как шерсть у барана, характеризуют упрямца; человек с мягкими, слегка вьющимися волосами похож на зайца – он мягок и труслив; приплюснутый нос, подобный пятачку у свиньи, – признак злого и ленивого человека.
Слайд 20Типология характеров
Аристотель полагал, что характер человека можно определить, отождествляя его
с животным. Например, если у человека короткая и толстая шея,
как у буйвола, то у него буйный, безудержный нрав; если шея тонкая и длинная, как у жирафа, то человеку свойственна робость; длинные и волнистые волосы, как шерсть у барана, характеризуют упрямца; человек с мягкими, слегка вьющимися волосами похож на зайца – он мягок и труслив; приплюснутый нос, подобный пятачку у свиньи, – признак злого и ленивого человека.
Слайд 21Типология характеров
В ХYIII в. в Западной Европе получила распространение теория под
названием «френология» (от греч. phrenos – душа, нрав, характер), создателем
которой является австрийский патологоанатом Ф. Галль (1758–1828). Он исходил из того, что существует определенная связь между психическими особенностями человека или животного с наружной формой черепа. Основная идея: кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека.
Слайд 22Типология характеров
По мнению Галля, при сильном развитии определенной способности соответствующий
центр мозга также очень развит, что якобы отражается на конфигурации
черепа.
Например, выпуклость в височной области свидетельствует о хорошей слуховой памяти, музыкальном слухе;
в теменной области – о художественной одаренности;
выпуклость в лобной области (центр рассудка, логического мышления) – признак ученого, мыслителя, философа.
Слайд 23Типология характеров
Некоторые ученые характер пытались связать с конституцией человека, понимая
под последней особенности строения тела.
Подобные теории, ставящие психологические особенности личности
в полную зависимость от врожденных биологических соматических (телесных) особенностей, нашли свое выражение в фашистских «расовых теориях», связывающих расу с определенным характером и одаренностью (нордический характер настоящих арийцев). Лженаучность и реакционность подобных взглядов давно разоблачены мировой практикой.
Слайд 24Типология характеров
Современный отечественный психолог Б.С. Братусь предложил типологическую модель социальных характеров.
С
его точки зрения, важнейшим для характеристики личности является типичный для
нее, преобладающий способ отношения к другому человеку, людям и самому себе.
С учетом этого в структуре личности выделяют несколько принципиальных уровней.
Слайд 25Типология характеров
1. Эгоцентрический. Определяется преимущественным стремлением лишь к собственным удобству, выгоде и
престижу, отношение к другим сугубо потребительское – помогает ли конкретный
человек добиться личного успеха или нет, выгоден ли он. Следовательно, ближний выступает как вещь. Свое личное счастье и благо важнее всего и не имеет значения, счастливы или несчастны другие.
Слайд 26Типология характеров
2. Группоцентрический. Человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и его отношение
к другим людям зависит от того, входят ли они в
его группу или нет. Если да, тогда они ценны не сами по себе, а своей принадлежностью к такой группе, достойны жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если другой в эту группу не входит, данные чувства могут на него не распространяться, т. е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не бывает счастлив, когда несчастье настигает его группу.
Слайд 27Типология характеров
3. Просоциальный, или гуманистический.
Он предполагает, что человек ценит себя и других, признает
равные права, свободы и обязанности.
Ведущим является принцип: «Поступай с
другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой». Счастье и благополучие подразумевают их распространение на всех людей, все человечество.
Слайд 28Типология характеров
4. Духовный, или эсхатологический.
Взгляд на человека как на существо, жизнь которого не
кончается вместе со смертью, а связана с духовным миром.
Это
уровень субъективных отношений человека с Богом, когда возникает ощущение связи с Творцом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.
Слайд 29Типология характеров
Все четыре уровня так или иначе присутствуют в каждой
личности, в определенные моменты и ситуации преобладает какой-либо один уровень,
а в иные – другой. Однако можно говорить и о некотором типичном для данного человека устремлении. На его формирование влияют культура и образ жизни определенного общества.
Русская культура всегда стремилась к реализации в человеке духовного, эсхатологического уровня: любое дело, чтобы быть признанным, должно быть оправдано, соотнесено с христианским намерением, с Христом. Русскому типу характера были присущи тонкая душевная организация, лиризм, милосердие, сострадание к униженным и оскорбленным, возвышенный идеализм и религиозность, а ключевым стержнем являлась совесть.
Слайд 30Акцентуации характера
Среди множества черт характера индивида некоторые выступают как ведущие,
другие – как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств, при этом
они могут и гармонировать, и редко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры.
Слайд 31Акцентуации характера
У любого человека можно определить не один десяток личностных
черт, которые особенно не выделяются и проявляются равномерно.
Если же
одна из личностных черт выделяется, причем очень ярко, то это так называемая акцентуация характера.
Слайд 32Акцентуации характера
Акцентуация характера – понятие, введенное немецким психологом К. Леонгардом и обозначающее
чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние
варианты нормы, граничащие с психопатиями. Почти каждый человек может быть отнесен к акцентуированным личностям, так как у него можно обнаружить хотя бы одну из многих акцентуированных черт.
Слайд 33Акцентуации характера
Явление акцентуации может носить временный (возрастной) и постоянный характер.
У большинства людей временные акцентуации обнаруживаются в критические периоды жизни,
во время болезней, в сложных, напряженных жизненных ситуациях (во время кризисов). Постоянно акцентуированный характер, как правило, отмечается у людей с тяжелым детством.
Слайд 34Психотизм
Психотизм (греч. psyche — душа) — вторичная личностная черта, которая
характеризуется такими поведенческими признаками, как фантазия, богатство воображения, живость ассоциаций,
оригинальность, негибкость, субъективизм, недостаток реалистичности, эгоцентризм, эгоизм, бесстрастие, неконтактность, плохое переключение, недостаточная точность движений, иногда конфликтность, сильное внутреннее напряжение, неадекватность эмоциональных реакций. При этом на первый план выходит склонность к уединению и нечуткость к другим.
Является противоположной силе суперэго.
Слайд 35Сила суперэго
Сила суперэго (англ. superego strength) — вторичная личностная черта,
которая характеризуется такими поведенческими признаками, как общительность и способность к
сопереживанию, сочувствию.
Эти измерения рассматривались как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента. В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т.д. Так, в частности, показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз, который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты) и невроз навязчивых состояний — у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты). Диагностика. На основе „трехфакторной модели личности“ им были созданы психодиагностические методики EPI.
Большая пятерка.
Слайд 36Интроверсия и экстроверсия
Интроверсия (происходит лат. intrо – внутри + versare
– обращать) — личностная ориентация в теории аналитической психологии К.Г. Юнга,
которая выступает как одна из двух интегральных установок и характеризует индивида как сознающего, думающего и судящего.
Экстраверсия (лат. ехtеr – наружный + versare – обращать) — личностная ориентация в теории аналитической психологии К.Г. Юнга, которая выступает как одна из двух интегральных установок и характеризует индивида интуитивного, чувствующего, воспринимающего.
Слайд 37Интроверсия
Интроверсия (происходит лат. intrо – внутри + versare – обращать)
— личностная переменная, которая характеризуется рядом признаков. Среди них —
настойчивость, ригидность, субъективизм, скромность, раздражительность. Интроверт застенчив, интроспективен, не следует внезапным побуждениям, любит порядок, на него можно положиться. Он холоден, ориентирован на представления. Является противоположной экстраверсии.
Одним из компонентов интроверсии выступает шизотимия (греч. schizo — раскалываю) — личностная переменная, которая характеризуется рядом признаков. Среди них — высокий личностный темп, сильная персеверация (персеверация ассоциаций, реактивная раздражительность, длительная аффективная персеверация), хорошее расчленение (аналитическое восприятие, G — ответы по тесту Роршаха, абстрактные способности, независимость), сильное интрапсихическое напряжение и др. Индивиду с высоким показателем шизотимии свойственны абстракция, аналитическое мышление, плохая переключаемость, раздражительность, длительность аффекта.
Слайд 38Экстраверсия
Экстраверсия (лат. ехtеr – наружный + versare – обращать) —
личностная переменная, которая характеризуется рядом признаков. Среди них — социабельность,
импульсивность, активность, оживленность, восприимчивость, возбудимость. Экстраверт любит вечеринки, нуждается в людях, любит каверзные шутки, не лезет за словом в карман, любит перемены. Беззаботен, весел, любит смеяться, вспыльчив, не всегда на него можно положиться. Ориентирован на ощущения и эмоции.
Одним из компонентов экстраверсии выступает импульсивность (лат. impulsus – толчок) — склонность действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний.
Слайд 39Большая пятерка
Большая пятерка — факторно–аналитическая модель личности, в которой выделяются
следующие интегральные личностные черты: экстраверсия, желательность, сознательность, эмоциональная стабильность, интеллектуальная
открытость.
Для выявления соответствующих индивидуальных особенностей служит NEO Personality Inventory. Также разработан опросник Abridget Big–Five Dimensional Circumpex Model, где использованы следующие шкалы: экстраверсия, склонность к соглашательству, добросовестность, эмоциональная устойчивость, интеллект, или открытость для опыта.
Слайд 40Одним из ведущих показателей характера выступает воля (лат. vоluntas –
воля). Это — способность человека достигать поставленных им целей в
условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации и/или игнорировать сильные эмоциональные переживания.
Слайд 41Немецкая характерология
Немецкая характерология, восходящая к классической немецкой философии, ставит в
центр всех психологических исследований две главные задачи:
построения типологии характеров
развития методов
определения типа характера по выразительным действиям индивида (телосложение, экспрессия, почерк и т.д.).
При этом индивид трактуется как душевно–телесная целостность, внешние проявления которого вполне соответствуют его внутреннему душевному содержанию (противостоящего духовному как безлично–универсальному).
Слайд 42Немецкая характерология
Ф. Лерш (1898–1972), немецкий психолог, представитель понимающей психологии и характерологии,
основываясь на общеантропологических представлениях о полярности отношений индивида с окружающим
миром, разработал достаточно умозрительное учение о слоях характера, в котором выделял:
„эндотимную“ основу (настроения, чувства, аффекты, влечения);
личностную „надстройку“.
Рассматривая „эндотимную“ основу характера, предложил классификацию переживаемых влечений, выделив три уровня:
уровень влечений витального бытия (стремление к деятельности, к наслаждению, либидо, стремление к впечатлениям)
уровень влечений индивидуального Я (потребность в самосохранении, эгоизм, воля к власти, уровень притязаний, стремление к значимости, потребность в признании, потребность в самоуважении)
уровень влечений индивидуального бытия (человеческое участие, стремление к продуктивному творчеству, познавательные интересы, любовное соучастие, долг, художественные потребности, метафизические потребности, религиозные искания).