Разделы презентаций


Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей с

Содержание

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей с

ограниченными возможностями здоровья
Подготовила воспитатель логопедической группы: Яркина Т.В.

Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровьяПодготовила воспитатель логопедической группы: Яркина

Слайд 2Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в

пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов деятельности.
Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.

Введение:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,

Слайд 3Существует несколько понятий сенсорной интеграции:

 это неврологический процесс, который организует ощущения от

тела и окружающей среды и дает человеку возможность эффективно функционировать;
 это

обработка сенсорной информации – способ и процесс обнаружения, передачи, распознавания и анализа ощущений в центральной нервной системе, а также интеграции, объединяющей конечную обработку сенсорных стимулов и их осознание; сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге; наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрировать внимание; формирует базу для теоретического обучения и социального поведения;
это взаимодействие всех органов чувств; она начинается очень рано, уже в утробе матери; взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.
Существует несколько понятий сенсорной интеграции: это неврологический процесс, который организует ощущения от тела и окружающей среды и дает человеку

Слайд 4У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с обработкой

сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией на проприорецептивные,  вестибулярные либо тактильные раздражители.

Проприоцептивные

ощущения – это бессознательное различие ощущений, приходящих от наших суставов, мышц, сухожилий и связок.

Вестибулярные ощущения – это чувства от гравитации, регистрации движений головы, а также передвижения тела в пространстве.

Тактильные ощущения – это способность ощущать и различать прикосновения.

У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с обработкой сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией

Слайд 5Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями,

как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, фетальный алкогольный

синдром; так же наблюдается у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, домах ребенка.
Эти проблемы приводят к «нарушению сенсорной интеграции». Данный термин обозначает  комплексное расстройство, при котором дети не правильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию , в том числе тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь, приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, координации и т.д.
У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).
Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого

Слайд 6Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей.

1. Тактильная дисфункция:

эмоциональное или негативное реагирование

даже на легкое прикосновение;
уход в себя, если прикосновение кажется ребенку

скребущим и неприятным, ребенок начинает тереть то место к которому прикасались;
сверхреакция на боль (дети делают трагедию из-за малейшей царапины) или очень слабая реакция на боль;
раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, на воротнички рубашки, ремни, шапки, носки и т.д.;
избегание игр, в которых можно испачкаться (песок, рисование пальцами), или наоборот не обращают внимание на грязь на лице;
делают больно детям или домашним животным во время игры, не осознавая, что тем больно.
Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей.1. Тактильная дисфункция:эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;уход в себя, если

Слайд 72. Вестибулярная дисфункция:

медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте,

или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении;
испытывают дискомфорт в лифте,

на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;
боятся упасть, даже если такой угрозы нет;
пугаются, когда находятся вниз головой.
2. Вестибулярная дисфункция:медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении;испытывают

Слайд 83. Проприорецептивная дисфункция:

умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг;
шлепают

ногами во время ходьбы;
любят стучать палкой или другими предметами о

стену или забор во время ходьбы;
трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;
жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты, завязки капюшона, карандаши, игрушки;
трудно понимаю расположение тела в пространстве , поэтому они часто падают;
трудно поднимаются и спускаются по ступенькам;
плохо удерживают позу;
не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.
3. Проприорецептивная дисфункция:умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг;шлепают ногами во время ходьбы;любят стучать палкой или

Слайд 9В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:


снижение самооценки,
фрустрацию из-за невозможности находиться

среди других детей,
чувство физической и психологической  небезопасности,
трудности в освоении знаний.

В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:снижение самооценки,фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей,чувство физической и психологической  небезопасности,трудности

Слайд 10При организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушениями

сенсорной интеграции необходимо:
постараться исключить возможность отвлекаться;
чтобы помочь ребенку удержать внимание

– не давать одновременно больше одного задания;
если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;
постарайтесь убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют и т.д.);
твердые, гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные или обогревательные приборы, которые издают звук, мешают деткам сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи;
запахи еды, медикаментов, краски  и т.д. могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители.
В помещении, где находятся дети (игровая комната), должно быть тихое место, где ребенок, который устал или расстроился, может отдохнуть.
При организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушениями сенсорной интеграции необходимо:постараться исключить возможность отвлекаться;чтобы помочь

Слайд 11Для преодоления сенсорной интеграции используют разные упражнения

Тактильная дисфункция.

При низкой сенсорной чувствительности необходимо

использовать:

тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие

мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.
При высокой сенсорной чувствительности:
всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди
помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами (шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.)
учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).
Для преодоления сенсорной интеграции используют разные упражненияТактильная дисфункция.При низкой сенсорной чувствительности необходимо использовать:тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание

Слайд 12Так же можно использовать крепкий массаж, прием «Сендвич» - ребенка

кладут между больших подушек, при этом гладят ребенка ладонью, поглаживания

должны быть крепкими и растирающими.
Используются игры где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать. Ощупывание руками разных поверхностей, хождение по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, крупой, водой разной температуры и т.д.). Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, целесообразнее использовать знакомые игрушки (предметы),  их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.
Так же можно использовать крепкий массаж, прием «Сендвич» - ребенка кладут между больших подушек, при этом гладят

Слайд 13Вестибулярная дисфункция.
При низкой сенсорной чувствительности:
- поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы

– лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.
При высокой сенсорной чувствительности.
- разделяйте деятельность

на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.
Раскачивания ребенка на качелях, или на коленях взрослого можно проводить с опорой на живот / грудную клетку, так чтобы ноги касались земли.
Прыжки с возвышением, постепенно увеличивая высоту.
Игры с большим мячом: положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая сначала за туловище, затем за колени, и потом за голеностопные суставы мягко раскачивая, руки у ребенка, в этом случае, остаются свободные для опоры перед собой.
Вестибулярная дисфункция.При низкой сенсорной чувствительности:- поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.При высокой сенсорной

Слайд 14Можно использовать традиционные игры с потешками, такими как «По кочкам»,

«Кто на лодочке плывет…» и т.д.
«Падания» на руки взрослого, стоя

к нему лицом, затем спиной. Когда ребенок уже будет готов к этому, можно пробовать тоже самое с закрытыми глазами.
Хождения по скамейке, можно использовать игру «Перейди через пропасть».
Игра перелезание через стулья, 2 стула ставятся спинками друг к другу, упражнения хорошо проводятся с двумя детьми, при этом им нужно помогать друг другу.
Качание в гамаке, гамак должен быть подвешен петлей и обхватывать все тело ребенка.
Можно использовать традиционные игры с потешками, такими как «По кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.«Падания» на

Слайд 15Проприоцептивная дисфункция.

При низкой сенсорной чувствительности.
размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию

проще;
обозначайте границы с помощью яркого скотча на полу;
прививайте правило «вытянутой

руки» для других людей.
При высокой сенсорной чувствительности:
используйте все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание. Обязательное изучение материалов различной фактуры.
Так же можно использовать такие упражнения:
поочередные движения правой и левой руки;
синхронные движения обоих рук;
учить детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;
учить детей осуществлять не синхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.
Проприоцептивная дисфункция.При низкой сенсорной чувствительности.размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще;обозначайте границы с помощью яркого скотча на

Слайд 16В работе с детьми используются:

любые пальчиковые игры;
игра в мяч (ловить

его);
хлопки в ладоши;
собирать пирамидки, доставать предметы, нанизывать крупные бусины и

колечки;
рвать бумагу, катать «колбаски» из пластилина;
застегивать пуговицы.
В работе с детьми используются:любые пальчиковые игры;игра в мяч (ловить его);хлопки в ладоши;собирать пирамидки, доставать предметы, нанизывать

Слайд 17Основная идея сенсорной интеграции состоит в том, что мозгу для

комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных,

тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. Один и тот же человек может любить яркие краски, но не выносить громких звуков. При том любить носки грубой вязки и тяжелые ботинки, но не выносить свитеров и украшений. Т.е. данному человеку для комфортного состояния необходимы довольно узкие требования. Понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями.
К таким упражнениям относится адаптированный вариант работы докторов Пола И.Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”. Открытия этих авторов основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности.
Основная идея сенсорной интеграции состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов

Слайд 18
Пол И. Деннисон и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга»

• Комплекс

упражнений № 1
• Комплекс упражнений № 2
• Упражнение

"Перекрестные шаги"
• Упражнение "Сам себе качели"
• Упражнение "Помпа"
• Упражнение "Восьмерка" на удачу
• Упражнение "Тянем-потянем"
• Упражнение "Зарядись энергией"
• Упражнение "Думающий колпак"
• Упражнение "Энергетизатор"
• Упражнения "Слон" и "Сова"
• Упражнения "Ленивые восьмерки" и "Двойные рисунки"
• Упражнения на движения, пересекающие среднюю линию тела
• Упражнения, растягивающие мышцы тела
• Упражнения, повышающие энергию тела
www.razumniki.ru http://www.razumniki.ru/gimnastika_mozga.html

Пол И. Деннисон и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга» • Комплекс упражнений № 1 • Комплекс упражнений №

Слайд 19Заключение:

Существуют разные виды деятельности, которые либо приводят детей в состояние

готовности к занятиям, либо, наоборот, успокаивают. В зависимости от поставленных

задач можно использовать  подобные упражнения для того, чтобы активизировать или успокоить детей.
Упражнения, которые помогают настроиться на работу: прыжки на мяче, на батуте или матрасе, прыжки «Руки-ноги вместе и в стороны», поедание хрустящих продуктов (яблоки, сухие хлопья, морковь, орехи и т.д.), лазание по лестнице, перетягивание каната и т.д.
Упражнения, которые помогают ребенку успокоиться: отталкивание от стены, медленное раскачивание, обнимание людей или больших мягких предметов и игрушек.
Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы, помочь ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях.


Заключение:Существуют разные виды деятельности, которые либо приводят детей в состояние готовности к занятиям, либо, наоборот, успокаивают. В

Слайд 20Список литературы
 


1. Чупаха И. В., Пужаева И. Ю., Соколова И.

Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса,  2004.

– 400 с
2. Улла Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге.М., Теревинф, 2011.
Список литературы 1. Чупаха И. В., Пужаева И. Ю., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. –

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика