Слайд 1Сергий Радонежский
ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Слайд 2ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО
СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ЖИТИЕ - жанр церковной литературы, в котором
описывается жизнь и деяния святых. Для жития характерны строгие содержательные
и структурные ограничения (канон), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается агиография.
Слайд 3ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО
СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Наиболее известным источником сведений о нём, равно
как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия,
написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. В последующем число вариантов жития Сергия существенно увеличилось. Известно до десятка вариантов жития основателя Троице-Сергиевой лавры. Только в XVI веке оно перерабатывалось, как минимум, трижды – для летописного свода 1518 года, Никоновской летописи, Великих Четьих Миней митрополита Макария.
В XVII веке над ним работали Герман Тулупов, Симон Азарьин, святитель Димитрий Ростовский, в XVIII веке — митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) и даже императрица Екатерина II, в XIX веке — митрополит Московский Филарет (Дроздов), а в XX веке — архиепископ Никон (Рождественский) и патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
Слайд 4Рождение Сергия Радонежского
Сергий Радонежский
родился 24 мая 1314.
В
своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при крещении имя Варфоломей, родился в селе Варницы в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.
Слайд 5На том месте, где родился Сергий Радонежский, в 1427 построен
Варницкий монастырь
Слайд 6Детство Сергия Радонежского
Удивительное чудо свершилось ещё до рождения святого, когда
он был в утробе матери. Мария пришла в церковь на
литургию. Во время богослужения неродившийся ребёнок трижды громко прокричал. Мать заплакала от страха. Люди, слышавшие крик, стали искать ребёнка в церкви. Узнав, что младенец кричал из утробы матери, все изумились и устрашились.
Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. На сороковой день мальчика принесли в церковь, крестили и дали ему имя Варфоломей. Родители рассказали священнику о троекратном крике младенца из утробы. Священник же сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Через время ребёнок не стал брать грудь в среду и в пятницу, а также не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери.
Слайд 7 В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в
церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром.
В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.
Однажды отец послал Варфоломея искать лошадей. На поле под дубом мальчик увидел старца священника.
Слайд 8Нестеров М. В.
«Видение отроку Варфоломею»,
1890
«Что
ты ищешь и чего хочешь, чадо?», спросил старец. Земно поклонившись,
с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».
Слайд 9 После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить
дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие
знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь».
Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.»
Слайд 10 Около 1328 г. преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова
в Радонеж.
Еще при жизни родителей в душе Варфоломея возникло
и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни; достигнув двадцатилетнего возраста, он решился постричься в монахи. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: «братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости».
Слайд 11Мона́шество (монахи, монастыри — от греч. μόνος — один, одинокий,
μονάζειν — быть одному, жить уединённо, μοναχός, μοναστής — живущий
уединённо, μοναστήριον — уединённое жилище), также и́ночество — буквально «уединённое, одинокое жительство».
Слайд 12Хотьковский Покровский монастырь
Верстах в трех от Радонежа был Хотьковский Покровский
монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским.
По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ. В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании.
Умерли родители Сергия Радонежского в 1337 г.
Слайд 13Нестеров М. В.
«Юность преподобного Сергия»
1892-1897
После смерти родителей Варфоломей
сам отправился в монастырь. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию,
он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь, (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.
Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, принял постриг под именем Сергия. Ему было 23 года.
Слайд 14 Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого
от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал
— с детских ведь лет был, как родители, «странноприимен».
Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.
Слайд 15ОСНВАНИЕ ПРЕПОДОБНЫМ СЕРГЕЕМ РАДОНЕЖСКИМ
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
Слайд 16 Года через два или три к нему стали стекаться иноки;
образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии
Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример.
Слайд 17Киновия (греч. κοινοβιος — совместная жизнь, общежитие) — христианская монашеская
коммуна, монастырь общежитского устава, одна из двух (наряду с отшельничеством)
форм организации монашества на начальном историческом этапе.
Слайд 18 Игумен Сергий всегда ходил в бедной, ветхой одежде. Один раз
в монастырь пришёл крестьянин, чтобы побеседовать с преподобным. Ему указали
Сергия, который в лохмотьях трудился на огороде. Крестьянин не поверил, что это и есть игумен. Преподобный, узнав от братии о недоверчивом крестьянине, ласково поговорил с ним, но не стал убеждать, что он и есть Сергий. В это время в монастырь приехал князь и, увидя игумена, поклонился ему до земли. Телохранители князя оттеснили изумлённого крестьянина, но, когда князь ушёл, земледелец попросил у Сергия прощения и получил от него благословение. Через несколько лет крестьянин принял монашество.
Слайд 19 Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра
сегодня
Сейчас Тро́ице-Се́ргиева
Ла́вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в
центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения.
Слайд 21Общественное служение
Сергия Радонежского
Слайд 22
Сергий Радонежский «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые
загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой
князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому. Например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Донского.
Слайд 23В 1380 г. когда ордынский князь Мамай двинул войска на
Русь, великий князь Дмитрий пришёл в монастырь к Сергию за
благословением и советом — следует ли выступить против Мамая? Преподобный благословил князя на битву.
Слайд 24Преподобный Сергий Радонежский отправил с ним двух иноков княжеского рода,
хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион
(имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму (высший монашеский чин). Хотя, по канонам Русской Православной церкви, монахам и священнослужителям запрещено участвовать в боевых действиях..
Слайд 25По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в
традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей.
По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба война рухнули на землю и скончались. Родион Ослябя, как и Пересвет, погиб в Куликовской битве.
Слайд 26 Когда русские увидели татарское войско, то остановились в сомнении. Но
в эту минуту появился гонец от Сергия со словами ободрения.
Князь Дмитрий начал сражение и победил Мамая. А Сергий, находясь в монастыре, знал обо всём происходившем на поле битвы, словно был поблизости. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших. Возвращаясь с победой, Дмитрий заехал к Сергию и благодарил его.
Слайд 27 Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал
к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной
жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…».
Скончался преподобный Сергий Радонежский 8 октября 1392
Слайд 28Церковь в честь
преподобного Сергия Радонежского,
деревня Большое Уклейно, Валдайский
район
Церковь деревянная, бревенчатая, построена в 1997 году трудами семьи Степановых,
по благословению Архиепископа Великого Новгорода и Старорусского Льва.
Слайд 29Икона Святой Троицы
Андрей Рублёв